Во весь рост встают Хакасия и Тува

May 09, 2017 16:00




В заголовке цитата из материала в Коммерсанте.
Кемеровский губернатор почуял запах крови денег. Денег, получаемых от продажи угля на экспорт, пишет dobrijhomjachok.
Конъюнктура в очередной раз изменилась и угольные цены в прошлом году рванули вверх.



На графике цена на энергетический австралийский уголь


А это цены на русский коксующийся уголь. За год выросли на 70%.


Соответственно растет прибыль угледобытчиков, растет налог на прибыль, зачисляемый почти полностью в областной бюджет. Налог в первом квартале этого года по сравнению тем же периодом прошлого вырос на 8 миллиардов рублей - почти втрое.

Но вот засада - железная дорога не справляется с огромными потоками угля, идущими в Восточную Азию. А тут еще всякая мелкая шелупонь вроде Якутии, Хакасии и Тувы тоже стремится урвать свой кусок пирога и наращивает отгрузку угля в том же восточном направлении, ухудшая пропускную способность. Как тут не возмущаться? Старались, старались, рыли землю безо всякого стеснения, засыпая угольной пылью свои деревни, кое-как перетерпели период низких цен и теперь когда надо спешить и поскорее снимать сливки, пузатая мелочь мешается под ногами. Ай-ай-ай. Обидно.

Тут правда возникает вопрос, а надо ли так стараться и добывать столько угля. Сам же Тулеев неоднократно говорил о пределах добычи дальше которых не стоит заходить. Вот например апрель 2005 г.: "Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев на встрече в Сочи с президентом России Владимиром Путиным высказал мнение, что нынешний объем добычи угля - 160 млн. тонн - является предельным. Мы вышли, - подчеркнул он, - на 160 млн тонн угля и теперь кризис перепроизводства. Он также заявил, что сейчас существуют разногласия среди ученых и специалистов, можно ли открывать новые шахты, так как, по мнению некоторых экспертов, когда взрывают старые шахты, "они могут вступить в резонанс даже с маленьким землетрясениями, что приведет к экологическим последствиям". До проведения экологических экспертиз надо прекратить выдачу лицензий на открытие новых шахт".
Потом еще несколько раз красная черта передвигалась Тулеевым все выше и выше, ускользая как линия горизонта. Теперь уже добывают под 230 млн. т., а ему все мало.

Да ладно был бы толк от этого усиленного роста, а то ведь экологическая обстановка ухудшается, среда обитания становится менее благоприятной и угольные деньги просто утекают в песок. Основной прирост добычи приходится на южные и центральные районы Кузбасса. А что они от этого получают? В связи с увеличением доли открытых разработок и повышенной механизацией численность занятых уменьшается. Зарплаты, пусть даже приличные по нашим меркам, быстро исчезают в кассовых аппаратах торговых сетей. Работа за пределами угледобычи в основном малооплачиваемая, низкоквалифицированная. На более-менее престижную работу устроиться можно в основном по блату, перспективы в жизни почти никакой, медицина такая же средняя, высшее образование практически отсутствует. Социальная среда - неблагополучная в связи с тяжелыми условиями труда, низким уровнем образования и культуры, в том числе бытовой. Не зря же Кузбасс является одним из лидеров по заболеваемости и смертности от инфекционных заболеваний и от внешних причин. В прошлом году даже убойный боярышник не помог Иркутской области обогнать Кемеровскую по смертности от отравлений алкоголем.

Да, жить можно, но эта жизнь на любителя, серьезно подготовленного любителя. Те кто не выдерживают и хочет лучших условий собирают вещи и уезжают в города, начиная с Кемерова и кончая Петербургом и дальше. В общем состояние Кузбасса за пределами областного центра это такое существование рыбы в холодной зимней реке, сонно-оцепенелое. Только если рыба рассчитывает дождаться весны, то у промышленных городов такой перспективы нет. Областной бюджет конечно пополнится и будет в значительной степени потрачен на социальные программы, призванные облегчить тяжелую жизнь населения, но это тот самый случай когда вместо того чтобы дать удочку кормят рыбой, причем незначительной частью улова. Удочку крепко сжимают руки жадного областного центра. Сколько в районе Кемерова добывают угля? Процентов 10 - максимум 15 от общей добычи области, но там уже точно знают куда потратят прибыль и налоги собранные по всему Кузбассу. Построят/расширят областные больницы, театры, музеи, окажут поддержку своим ВУЗам, в общем сделают все чтобы Кемерово выделялось лучшим образом на фоне невзрачной области. Чем больше контраст, тем больше молодых и целеустремленных покинет свои городки и села и приедет в Кемерово, Чем больше приедет тем больше останется. Население вырастет и под предлогом растущего населения можно будет еще больше увеличить себе финансирование и с презрением говорить другим городам: "посмотрите какие мы красивые и умные, а вы такие отсталые и жалкие, почти уже при смерти, вам и деньги давать страшно  только пропьете все".

Смотрю на карту Квинсленда, а это ведущий угледобывающий регион Австралии (313 млн. т угля в 2016 г.) и вижу небольшие города по 100-150 тысяч - Маккай, Рокгемптон, Гладстон - центры обслуживающие угольные месторождения, расположенные чуть вглубь материка в засушливых районах. В каждом полноценный филиал Университета Центрального Квинсленда, где можно получить высшее медицинское образование, не уезжая в областной центр.

Скромное, но со вкусом здание медицинской школы в Рокгемптоне. Построено в 2012 г. всего за 4 миллиона долларов.


Все нормально, никто никому не перекрывает кислород, жить не мешает. Заработал - получи. Монополии на будущее нет. У нас же, в стране победившего административного ресурса, все напрочь зацентрализовано, вся земля вокруг столичного баобаба вытоптана и поэтому на ней ничего не растет.

Так что нет никакого смысла увеличивать добычу без участия в дележе прибылей. Да и пусть Хакасия с Тувой развиваются, это даже хорошо для юга Кузбасса, даже очень хорошо. Новокузнецк находится в автомобильном тупике, чем постоянно вызывает насмешки со стороны разных деревень, расположенных у проезжей дороги.

Карта светимости, приблизительно соответствующая плотности населения.


Исправить ситуацию может строительство автотрассы через Алатау в Минусинскую котловину, которая выгодна и нам и Хакасии и Туве. Строительство, можно сказать прямо, саботируется кемеровчанами, у которых совсем другие приоритеты. Но чем больше будет уровень экономического развития Хакасии и Тувы, чем больше там будет населения, тем меньше причин для отказа от этой трассы, тем выше вероятность ее наконец сделать.

Все таки Кузнецкий Алатау не Гималаи и если для бешеной собаки семь верст не крюк, то для человека считающего времени и деньги очень даже. Кроме того эта дорога послужит и развитию туризма, да и вообще дорога это жизнь. Опять же глянул на карту. К примеру Скалистые горы и Береговые хребты Британской Колумбии к северу от Ванкувера с редким-редким населением пересекают три дороги. Горы Южного острова в Новой Зеландии по крайней мере 4. Анды южнее Пуэрто-Монт на границе Чили и Аргентины не меньше 3. Скандинавские горы севернее Тронхейма - 4. У нас же непроходимое бездорожье. Да что там горы, прямой дороги Новокузнецк-Барнаул не существует и если будет построена трасса на Абакан, то и дорога на Барнаул увеличивает свои шансы на реализацию.

Короче как говорил Мао - пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ. Пусть развиваются Хакасия и Тува и крепнут связи между нашими котловинами на радость людям и на зло всякой жадной нежити.

Хакасия, экономика, Тува, Кемерово, социум, уголь

Previous post Next post
Up