Никакой эффективный частный собственник не может показать лучший результат на относительно длительном отрезке времени, чем государство с долгосрочной стратегией.
Посмотрим на факты. Например, на положение частных металлургических компаний России и китайской металлургической отрасли.
1. Россия.
У российских компаний дела прямо скажем “не фонтан”.
По итогам I первого квартала отечественные металлурги недополучили почти $2 млрд от экспорта по сравнению с результатом прошлого года. Сокращение экспорта происходит из-за низкого спроса и, соответственно, низких цен.
Конъюнктура рынка металлов, почти по всему его спектру, складывается в 2013 году крайне негативно. Во всяком случае, хуже, чем конъюнктура рынка углеводородов. В среднем за I квартал цена стального проката сократилась по сравнению с I кварталом прошлого года на 8.9%, меди - на 4.6%, алюминия - на 7.9%, никеля - на 11.9%, а за два квартала цены на промышленные металлы упали на 15-20%.
Российская металлургия очень сильно завязана на внешний рынок. В большей степени это касается цветной металлургии, но и черная металлургия не может благополучно существовать исключительно за счет внутреннего рынка, так как ее мощности избыточны. Тем более, что внутренний рынок сейчас тоже сужается из-за низкого инвестиционного спроса.
В прошлом году отечественные сталепрокатные компании смогли увеличить производство даже в условиях слабой конъюнктуры. Но тогда этого удалось достичь за счет американских заводов, принадлежащих российским компаниям. Из России за океан отправлялись стальные полуфабрикаты, там они перерабатывались и там же продавались. Американский рынок в прошлом году был высокопремиальным, и такие многоходовые операции позволяли российским металлургам получать прибыль, а заодно улучшать производственную статистику на отечественных заводах.
В текущем году ситуация изменилась. Конкуренция на американском рынке ужесточилась, цены снизились сильнее, чем в других регионах, а производство стали в США упало в первом квартале текущего года по сравнению с первым кварталом прошлого года на 7.3%.
В связи с этим утратили привлекательность прежние схемы работы российских металлургов, что тут же отразилось на их производственных результатах. По итогам первого квартала производство готового проката в России сократилось на 2.8%, в том числе производство заготовки для переката на экспорт снизилось на 5.2%. Некоторые российские компании уже начали останавливать свои заводы за рубежом, правда, пока только в Европе, где ситуация со спросом сейчас особенно тяжелая.
В сентябре 2013 г. «Мечел» продал прежнему владельцу Донецкий электрометаллургический завод за номинальную сумму в 2000 евро и 81 млн.$ долга (приобретен в декабре 2011г за 537 млн. $ в ежемесячных платежах за 7 лет), а также выставил на продажу ещё ряд активов на 500 млн.$.
«Русал» объявил о планах приостановки производства на 5 заводах.
«Евраз» снова остановил выпуск стали на заводе в Чехии, перенес запуск Южного стана в Ростовской области на 2014 г. и продал "Высокогорский горно-обогатительный комбинат" (ВГОК).
2. Китай.
Основная причина спада мировых цен-рост производства в Китае. Особенно хорошо это видно на стальном рынке. Глобальное производство стали в первом квартале выросло на 2.9%, но исключительно за счет Китая, который увеличил выпуск на 10.1%. Его доля в общемировом производстве уже почти достигла рекордных 50%. При этом цены на сталь внутри самого Китая обрушились за год на 10% до минимального уровня за несколько последних лет. В этих условиях китайские металлурги, не находя должного спроса внутри страны, массированно наращивают экспорт, чем еще больше усугубляют ситуацию на мировом рынке.
На рынке цветных металлов примерно та же картина. Почти все металлы в избытке, но Китай, вопреки всему, увеличивает их производство на 10.6%.
3. Но Китаю мало быть только ведущим производителем в мире, он как здравомыслящий игрок - хочет контролировать и ценообразование на производимую продукцию.
В 2012 года Гонконгская фондовая биржа (HKEx), купила Лондонскую биржу металлов (LME) (сделка была закрыта в декабре) и приступила к нужным Китаю преобразованиям.
В частности заявила, что намерена изменить правила хранения металлов и регулирования складов. Планируется, что в октябре новые правила утвердит совет директоров LME, они должны вступить в силу 1 апреля 2014 года.
4. Здесь нужно дать пояснения о механизмах работы LME:
У LME 36 лицензированных складов для отгрузки металлов покупателям. Действующие правила ограничивают ежедневную отгрузку металлов 3 тыс. тонн с каждого склада, из-за чего потребителям приходится ждать своей очереди 200-300 дней. Такая политика приносит прибыль владельцам складов, в числе которых крупные банки Goldman Sachs и JP Morgan, а также металлотрейдеры Glencore Xstrata и Trafigura. За немедленную отгрузку продавец просит премию, таким образом, вырастает итоговая стоимость. (Владелец склада- в свою очередь получает от продавца деньги за хранение).
Вот такая вот “свободная рука рынка”- очередной пример паразитирования банкстеров на любой нужной обществу операции (в данном случае поставке физического металла). Не важно кто продает и кто покупает - “мы будем иметь с этого процент”©
Цена алюминия с учетом премии и рентабельность:
5.Суть изменений, предлагаемых Китаем:
LME и HKEx предлагают увеличить ежедневный лимит отгрузки металлов, чтобы она превышала объемы поставок на склады, и так постепенно разгрузить их. Время хранения каждой партии металла предлагается ограничить 100 днями. Но главное, HKEx предлагает незамедлительно отгрузить все уже законтрактованные объемы алюминия, что составляет около 2 млн тонн из 5,4 млн тонн(37% запасов), находящихся на складах.
Последнее предложение вызвало протесты крупнейших производителей алюминия (что естественно и понятно - дела у них и так плохи). Против выступила Alcoa, к ней присоединился и "Русал". В компании сомневаются, что среди покупателей, ждущих отгрузки 2 млн тонн алюминия, много реальных потребителей. В "Русале" опасаются, что "металл со складов просто будет перемещен на другие склады" для перепродажи, что приведет к снижению цены на алюминий и премий за его поставку, которые получает производитель. В LME ситуацию не комментируют.
Банкстерские аналитики тоже не остались в стороне:
Николай Сосновский из "ВТБ Капитала" полагает, что в случае реализации предложений о немедленной отгрузке 2 млн тонн алюминия цена на него может снизиться с нынешних $1750 за тонну до $1440 за тонну (как в кризисный 2008 год). Прогнозировать сокращение премий эксперты не берутся. В "Русале" говорят, что премии уже начали снижаться. В компании подчеркивают, что даже сейчас цена алюминия с учетом премии не является адекватной и производство металла находится на грани рентабельности.
Источники " на рынке объясняют планы HKEx не только заботой о потребителях. Купив LME, китайцы получили возможность влиять на цены многих металлов, крупнейшим потребителем которых является КНР. Хотя Китай может обеспечить себя алюминием (по прогнозу Beijing Antaike Information Development, в 2013 году спрос составит 23,35 млн тонн при производстве 24 млн тонн), около половины мощностей страны неэффективны и существуют только за счет госсубсидий. Поэтому, считают аналитики китайцы будут увеличивать объемы импорта и пытаться снизить стоимость металла.
6. Выводы:
Читать подобные объяснения конечно довольно забавно, особенно про озабоченность Русала “нереальными потребителями” и мантры про "неэффективную" китайскую промышленность.
Китай берет ценообразование под свой контроль, попутно добивая оставшихся конкурентов в мире. Снижает стоимость сырья для своей обрабатывающей промышленности и растит собственных металлургических чемпионов в жесткой конкурентоспособной среде -пусть слабые предприятия умрут, зато выжившие получат не только китайский рынок- а весь мир.
Убытки? Какие то издержки у Китая конечно же будут - но куда ещё девать огромные ЗВР и американскую макулатуру как не на создание собственной промышленности и захват внешних рынков?. Китай это переживет. Переживут ли эффективные частные российские собственники - не уверен.
Сделав ставку на внешние рынки, без контроля над ценообразованием - они серьезно просчитались. Их инвестиции в зарубежные активы не оправдались, часть российских мощностей нужно закрывать на неопределенный срок.
А вместо лоббирования вступления в ВТО (совершенно теперь не нужного) - оказывается нужно было лоббировать повышение ввозных пошлин (чтобы защитить хотя бы собственный рынок).
Просчитать ситуацию даже на 5 лет вперед - частники не способны. Медицинский факт.
источник