Кто курирует смертельные игры для детей в смартфонах и планшетах
Разбираемся с экспертом в нашумевших историях с «синими китами» и прочим
Вместе с вице-президентом Российской криминологической ассоциации, доктором философских наук Игорем Сундиевым обсудили смертельные игры для детей в социальных сетях.
- Игорь Юрьевич, странная-то вообще-то история с этими группами "синие киты", "море китов", "тихий дом", сейчас вот появилась игра "как стать феей огня из Винкс" - названий множество... В мае прошлого года вдруг появляется громкая статья про «группы смерти» в социальных сетях. Автор пишет о 130 подростках, доведенных до самоубийства. Шум поднимается неимоверный! Хотя при этом статистика говорит, что никакого всплеска суицидов не было, если сравнивать с предыдущими годами. К концу лета, похоже, с истерикой справились. Администратора одной из таких "групп смерти" задержали. И вдруг в конце января - начале февраля новый всплеск интереса. Теперь это уже игра в «синих китов» с 50 заданиями, которые в конце концов должны привести ребенка к смерти. Вброс профессиональный. «Кураторы», которые ведут детей в этой игре, зашифрованы, их не так-то просто вычислить... Что происходит-то?
- Такое явление, как массовая тяга к смерти у подростков, не возникает из ниоткуда. Это результат целенаправленной деятельности. Игра в «синих китов», в «море китов», в «разбуди в 4.20» - она не просто так появилась. Это элемент современной информационной, гибридной войны.
- Так всё серьезно? А кто тогда ее ведет? Против кого?
- Прежде всего, против нашего государства, нашего населения. Благодаря таким акциям достигаются по меньшей мере три цели. Первая. У нас в прошлом году впервые зафиксирован демографический рост: количество родившихся больше, чем число умерших. Это колоссальная победа после того провала, который был в начале 90-х. Эту неустойчивую демографическую тенденцию можно сломать в любой момент. Вторая - общественное сознание. Самое ценное для любого родителя - ребенок. И вот он оказывается без защиты, находится в полной зависимости от страшных социальных сетей и групп смерти.
- Хотят посеять панику?
- Не совсем так. Скорее, вызвать недовольство существующим порядком, властями, которые не могут обеспечить безопасность подрастающего поколения.
И третья цель. У молодых людей всегда был интерес к экстремальным вещам. Чем больше появляется информации о каком-то объекте, тем больше появляется желающих попробовать... Это как с экстремальными видами спорта. Эпидемии суицидального поведения в истории уже были. И в XIX веке, и в начале XX-го. В данном случае пытаются через новые средства массовой коммуникации, через интернет, спровоцировать подобного рода эпидемию среди самых молодых людей.
Вице-президент Российской криминологической ассоциации Игорь Сундиев.
- Если вы говорите, что проект нацелен на Россию. Но почему мне пишут обеспокоенные коллеги с Украины - там тоже в «синих китов» много кто играет?
- Цель - территория нашей страны и ареал обитания русскоязычного населения в странах СНГ - это там, где действуют «синие киты». А основной упор делается на наш юг - Краснодарский край, Ставропольский край. Там сложная ситуация. Этот регион и хотят дестабилизировать в первую очередь. Украина, Казахстан, Киргизия просто попали в данном случае под раздачу.
- Если все так зловеще, так глубоко продумано, хотелось бы знать, кто за этим стоит?
- Назвать, как говорится, фамилия, явки, пароли? Часто бывает так, что именно этого и невозможно сделать. Заинтересованных лиц очень много. Чем уникальная наша страна? Она - единственная, кто не вписался в тот мировой порядок, который ей навязывали очень долго, почти 25 лет. На очень большой территории проживает не так много населения, но страна сохранила свою независимость, ядерные силы и пытается сформировать собственную национальную идею. Это государство представляет угрозу.
- Для мирового правительства?
- Для мирового порядка, который уже сложился. Главное для развития, считается сейчас, это расширение производства. Но все потребительские рынки освоены. Значит, нужны новые территории, чтобы продавать да те же самые смартфоны, новые модели которых появляются каждые полгода.
В 2011 году Цюрихский технологический университет проанализировал связи между 150 крупнейшими транснациональными корпорациями. Выяснилось, что есть примерно сто человек, которые входят в советы директоров всех корпораций. Когда мы говорим о том, кто заинтересован в дестабилизации ситуации в стране, в данном случае не надо говорить о конкретных людях. Надо говорить о конкретном порядке, который кто-то хочет сохранить. Чтобы обеспечит себе доходы и привычный образ жизни.
А еще это способ подбора молодежи для террористических организаций.
Количество самоубийств в последнее годы постоянно снижалось. И тут у нас «случайно» громыхнули «группы смерти».
Убей пришельца - получи бонусы
- Каким образом?
- Ровно 10 лет назад появилась компьютерная игра, похожая на «синих китов». Называлась она «Большая игра». Задания нужно было выполнять в реале. Идея такая: земля подверглась атаке пришельцев, пришельцы - это те, кто разрушает наш образ жизни. В жизни эти пришельцы маскировались под азиатов, жителей кавказских республик. Нужно было унизить пришельца, зафиксировать это на видеокамеру и прислать. И тогда получить очки для продвижения дальше. Тем самым формировалась группа молодых людей, которые вроде бы играли в компьютерную игру, а на самом деле совершали преступления. Сначала хулиганские, потом она становились сложнее, вплоть до убийства. С большим трудом в 2010 году удалось это безобразие закрыть. Те, кто создавал эту «Большую игру», располагались за пределами нашей страны. Было несколько процессов, когда участники этой «игры» были осуждены - а это около сотни человек. Но на сайте «Большой игры» был выложен архив, в который насчитывал почти 30 тысяч файлов с криминальными эпизодами! То есть участников было гораздо больше.
- А что с организаторами игры?
- Формально за ней стояло так называемое «Северное братство». Когда начали разбираться, выяснилось, что в нем всего четыре человека. Один из них быстренько убежал за рубеж. Из оставшихся троих двое были инвалидами детства, они неподсудны абсолютно. И еще один ветеран всевозможных битв, тоже неподсудный. Но стоимость создания и распространения «Большой игры» по ценам того времени составляла свыше 20 миллионов долларов. Вопрос: откуда они взяли деньги?
Думаю, опыт создания «Большой игры» был положен в основу разработки игры про «синих китов».
Феи огня против малышей
- Но сейчас, как я понимаю, акция гораздо шире. Если на подростков рассчитаны «синие киты», то для малышей появились игры про «феечек» (имеются ввиду феи Винкс - Ред.) с картинками, как детишкам стать «феей огня из Винкс» - то есть попросту поджечь себя. Феечки и разные игры про маленьких пони - они ведь невероятно популярны у детей 6 - 8 лет! Есть еще и книга «50 дней до моего самоубийства», написанная «Стейс Крамер», а на самом деле девушкой из Астрахани Настей Хохловой и радостно выпущенная издательством АСТ...
- Книга, кстати, очень неплохо написана. Она является своеобразным камертоном, по которому настраивается психологическое состояние подростка для последующих суицидальных действий. Но книга - это только начало. После нее у подростка появляется желание больше узнать на эту тему, как, собственно говоря, и было запланировано. Обратите внимание, когда вы набираете в поисковой системе «50 дней до моего самоубийства» и попадаете на страницу с книгой, то зачастую сразу же появляется приглашение вступить в некую группу ВКонтакте.
- Это понятно. Главное тут - не коммерческая задача продать книжку, нужно создать определенное настроение. Кстати, в игре в «синие киты» 50 заданий, в книжке - 50 дней...
- Не думаю, что это просто совпадение...
- Феечки и разные игры про маленьких пони - они ведь невероятно популярны у детей 6 - 8 лет! И эти феечки ни с того ни с сего рекомендуют залезть на подоконник, облить себя горючей жидкостью...
- Поэтому очень важно обращать внимание на то, какие книги читает ребенок, какие игры установлены на его планшете, какими раскрасками он пользуется.
Как родителей спасти детей?
- Игорь Юрьевич, что делать родителям? Паниковать?
- В первую очередь, понимать, что защита детей - это их постоянная обязанность. И защита не столько физическая, сколько защита информационная. Родители сейчас часто считают, что главным способом защиты ребенка может быть отключение его от каналов информации. Это грубейшая ошибка. Современного ребенка отключить от каналов информации невозможно.
Современные операционные системы сделаны интуитивно понятными. Ребенок, начиная с двухлетнего возраста, быстрее вас войдет в компьютер и найдет то, что ему интересно. Поэтому наша задача научить ребенка пользоваться тем, что ему полезно. Вообще заложить как можно раньше понятия о добре и зле. Объяснять ему на примере той информации, которая в гаджете находится, почему вот это - хорошо, а это - плохо. Ну и, конечно, самим внимательно смотреть, какие программы использует ваш ребенок, с кем общается в социальной сети.
- Можем ли мы в этой ситуации рассчитывать на Следственный комитет, прокуратуру, ФСБ? Если это такой серьезный проект...
- Как любили говорить в старых детективах, ФСБ смотрит куда надо. Но по действующему закону любое расследование начинается с момента совершения некоего события. Поэтому правоохранительные действия всегда запаздывают. Так что на этот раз на первый план должны выходить не правоохранители, а родители, воспитатели.
К 2013 году впервые за много лет в России удалось переломить негативную тенденцию: количество родившихся превысило количество умерших.
ПРОГНОЗ
- Но если мы говорим о долговременном проекте, можно предположить, что когда схлынет интерес к «синим китам» и «огненным феечкам», будет какая-то новая акция?
- Безусловно. В принципе, мода на клиповые интернет-образы живет очень недолго - где-то примерно полгода. Значит, уже в этом году, может быть, летом, может быть, осенью, появится новая волна... Какой для нее будет повод? Этого мы не знаем.
Александр Милкус
источник