Почему Косыгин не стал русским Дэн Сяопином

Feb 22, 2017 19:00

Не все правильные экономические реформы приводят к успеху




Февраль 1972 года. Мне 12 лет. Мой отец, тогда полковник ВДВ (а сейчас генерал-лейтенант в отставке), отдыхал в военном санатории в подмосковном Архангельском. Недалеко от этого места была госдача Косыгина. Однажды, когда мы с отцом гуляли по парку санатория, фотография из газеты "Правда" материализовалась на моих глазах. К нам приближался член Политбюро с двумя охранниками в штатском.

- Как ваши дела? - неожиданно спросил Косыгин.

- Все отлично! - ответил отец.

- А это ваш сын? - продолжил премьер.

- Так точно! Косыгин посмотрел прямо в мои глаза: «Кем хотите стать, молодой человек, когда вырастете?

- Историком, - не стал лукавить я (впоследствии стал кандидатом наук, а в журналистику пришел после распада СССР).

Косыгин слегка кивнул и пошел дальше.

Один из самых известных председателей правительства СССР Алексей Косыгин родился 21 февраля 1904 года. Ровно 113 лет назад. Начинал предпринимателем во время НЭПа, занимался эвакуацией заводов и фабрик во время Второй мировой, а закончил на верхушке партийной номенклатуры. И стал автором одной из самых успешных экономических реформ в СССР. Жаль, что не смог довести ее до конца.


В 1966 - 1970 годах, во время восьмой пятилетки, названной затем «золотой», он проводил экономические реформы, главными лозунгами которых считались хозрасчет, прибыль и рентабельность. Экономическая основа социализма - всеобъемлющий план - отходил на второе место.

Это, конечно, не был полноценный рынок. Но, возможно, первый шаг к нему. Первые же итоги просто потрясали. Раз работникам стали платить полноценным рублем за достижение прибыли, то они стали работать на полную катушку. По официальным данным, с 1965 по 1970 годы экономика страны выросла почти вдвое - на 86%. Для сравнения, в недавние «тучные годы» 2000-х это удалось сделать лишь за 8 лет. Более того, по неофициальным оценкам, только в 1967 году размер рынка в СССР прыгнул сразу на 37%!

Реформам Косыгина надо было открывать все двери. А их, наоборот, в 1970 году закрыли. Почему? Говорили, что во всем виновата «Пражская» весна 1968 года. Брежнев испугался, что любые заигрывания с рынком ведут к свержению власти КПСС. Это отчасти верно. Но дело не только в чехах. Реформы Косыгина проводились неравномерно. Какие-то отрасли шли впереди, какие-то отставали. В результате мы получили то, от чего все время усиленно страдали - новый виток дефицита. Зарплаты у многих увеличились существенно, а предложение товаров народного потребления - незначительно. Длина очередей увеличилась. Посыпались гневные письма в ЦК.

Брежнев, который и так к благоприятной народной молве к Косыгину относился с ревностью, воспользовался ситуацией и поставил жирную точку на прибыли и рентабельности. И нашим Дэн Сяопином* Косыгину, увы, стать не удалось. Во-первых, потому что ему на это не хватило властных полномочий. Во-вторых, в 70-е годы в Союзе были вполне сытые годы. То есть такой уж жизненной необходимости в реформах не было. То ли дело в Китае - там после "большого скачка" Мао Дзедуна миллионы людей умирали от голода. И смелые рыночные преобразование были неизбежны. Дэн Сяопин их провел. И теперь спустя меньше чем полвека можно сравнить, чья политика (и чьи политики) оказались умнее.

* Дэн Сяопин - китайский лидер, ставший отцом экономического чуда в Поднебесной.

Константин Смирнов
[link]

Косыгин, рынок, Брежнев, экономика, СССР

Previous post Next post
Up