Aug 28, 2013 17:25
Экономисты пытаются разобраться, что происходит в Китае: циклический спад, перестройка экономики, жесткая посадка или полноценный финансовый кризис.
Симптомы недуга выглядят тревожно:
Китай забыл о двузначных темпах роста экономики. Нынешние темпы оказываются слабее прогнозов, экономисты уже сомневаются, что Китай сможет достичь цели по росту ВВП в 7,5% на этот год.
В японском банке Nomura ожидают, что темпы роста ВВП с вероятностью 30% могут снизиться в этом году ниже 7%. В британском Barclays поли дальше: есть вероятность того, что рост снизится до 3%.
Экономика Китая просто не может поддерживать прежние темпы роста. Даже правительство заявляет, что Китаю нужно уйти от модели экономики, в основе которой лежат инвестиции.
В июне до шокового уровня подскочили ставки на рынке межбанковского кредитования. Скачок был настолько сильным, что ситуация вышла из под контроля монетарных властей.
В Китае, возможно, со дня на день начнется банковский кризис. Главная угроза - критическая масса плохих кредитов. В последние годы кредитование в Китае росло слишком быстро, это создала потенциальную угрозу для всей финансовой системы страны.
Попытки обуздать рост кредитования приводят к бурному росту теневого сектора.
Правительство Китая избавляется от наследства предыдущего кризиса
Правительство Китая, видимо, предчувствует наступление банковского кризиса. Оно проводит меры для борьбы с избыточным ростом кредитования, всячески его ограничивая.
Однако Минфин страны, на всякий случай, уже начал подготовку к кризису. Проблемные банки Китай будет спасать за счет средств китайских налогоплательщиков.
В блоге Institute for New Economic Thinking раскрыли эту схему.
В конце 1990-х начале 2000-х годов китайская банковская система страдала от огромного количества плохой банковской задолженности.
Чтобы разрешить эту проблему, в стране было создано четыре банка, в которые собрали плохие активы на 1,4 трлн юаней. Они получили компании по управлению активами (AMC).
AMC должны были по номинальной стоимости купить плохие активы у четырех самых крупных банков страны. Взамен плохого кредита банки получили 10-летние облигации AMC.
Общий объем таких облигаций был больше 810 млрд юаней, к 2009 году было выплачено всего 100 млрд юаней. С помощью облигаций полностью уплатить плохие долги AMC не смогли, разницу пришлось гасить Народному банку Китая.
Срок погашения этих бумаг подошел в 2009 и в 2010 годах - тогда они просто были рефинансированы.
После 2009 года выплаты AMC значительно ускорились. Согласно отчетам самих банков, объемы облигаций AMC на их балансах значительно сократились: в 2012 году на долю трех крупнейших банков Китая приходилось облигаций AMC на 392,7 млрд юаней против 720 млрд юаней в 2009 году.
AMC все 10 лет своего существования были настолько неприбыльны, что не смогли погасить даже небольшую часть задолженности. Но сразу же после кризиса они вдруг начали погашать долги.
Вопрос в том, как это получилось: толи AMC смогли каким-то образом превратить плохие долги в прибыльные активы, толи они используют нераспределенную прибыль, толи им кто-то помог.
Единственным достаточно прибыльным AMC стала Cinda, скупившая плохие долги Китайского строительного банка. Ее чистая прибыль в 2009 году составила 4,4 млрд юаней, а ежегодно она смогла выплачивать процент по бумагам в 5,56 млрд юаней. Взять дополнительные 190 млрд юаней, чтобы выкупить облигации фонду было просто не откуда.
У остальных фондов дела были еще хуже: они не могли даже выплатить проценты по облигациям.
В 2012 году чистая прибыль Cinda составила 7,27 млрд юаней. Нераспределенная прибыль у этой компании может, в лучшем случае, достичь 100 млрд юаней. Но этого не хватит, чтобы выплатить 190 млрд юаней. Для остальных AMC это в принципе невозможно.
Видимо, китайским плохим банкам кто-то помог. Этим кем-то, скорее всего, было Министерство финансов Китая: вместе с Cinda они организовали совместный фонд, который будет выплачивать средства по облигациям. Фактически, наследство старого кризиса уничтожается благодаря средствам китайских налогоплательщиков.
Вопрос в том, зачем это нужно Министерству финансов? Банкам это нужно, чтобы погасить облигации, которые им невыгодно держать. Cinda планирует провести IPO в Гонконге.
Минфин, возможно, готовится использовать этот инструмент еще раз во время нынешнего кризиса, полагают экономисты Института.
Сколько долгов правительство Китая может погасить из бюджета
Вопрос в том, сможет ли правительство погасить эти плохие долги безболезненно для себя. Скорее всего, сможет, уверены экономисты. Правда, Китай в этом случае рискует оказаться в одной лодке с США и Европой: госдолг вырастет до 100% ВВП.
Пооценке Гэвина Дэвиса из Fulcrum Asset Management, правительство Китая может покрыть из бюджета плохие долги на 20% ВВП.
По оценке Goldman Sachs, общий уровень закредитованности к ВВП в Китае сейчас составляет 219%. За пять лет этот уровень вырос на 56 п.п. Если эта оценка правильна, то долги Китая сейчас выше, чем у любой экономики, находящейся на сопоставимом уровне развития.
Если власти Китая решат быстро разобраться с проблемой плохих долгов, на этой уйдет 10% ВВП. Если будут медлить - 21%, подсчитали в Goldman Sachs. Во время кризиса в Азии 1997 года правительствам пришлось потратить 30-55% ВВП на решение подобных проблем.
Сейчас госдолг Китая составляет всего 22%, а дефицит бюджета - 2% ВВП. Однако официальные данные правительства расходятся с оценкой МВФ: в фоне уверены, что госдолг составляет 46%, а дефицит - 9% ВВП.
В МВФ учитывают как часть госдолга долги местных органов власти, гарантии под которые выдает центральное правительство.
В Institute for New Economic Thinking уверены, что госдолг выше оценок МВФ - 79% ВВП. В GS также уверены, что госдолг Китая может составить 60-70% ВВП. Дефицит бюджета Китая , согласно этим оценкам, составляет 6% ВВП.
Если правительство возьмет на себе погашение плохой задолженности, то госдолг страны может увеличиться до 100% ВВП.
Finmarket
via ljapp,
Китай