КОЛЯДКИ НА МОВЕ, ПОЛУПУСТЫЕ РЕСТОРАНЫ И БЕДНЯКИ НА УЛИЦАХ
В дневнике киевлянки - о беженцах с Донбасса в монастырях и молитвах о мире
От Киева до Кижей теперь не доехать
Мы с дочкой поехали прогуляться в Голоссевский лес. В глубине леса - озера и недалеко от них из склона бьет святой источник с необычайно вкусной родниковой водой. Решили набрать бутылку воды. Перед нами мужик стоял и вдруг возьми и расскажи, что источники, откуда течет такая вода, есть в Карелии, куда он ездил в 2013-м к сестре. Немолодой мужчина показал мне фото в своем айфоне:
Синие, как огромные плоские блюда, озера, темный, мрачноватый лес. Природа Украины и России отчасти схожа.
- Поедете еще? - спрашиваю.
- Да как поедешь-то? В Петрозаводске у меня сестра, племянники… Сперва мы все поругались, когда Майдан начался, а теперь ни у кого нет денег: ни у меня на поездку, ни у них - принять гостей. Тяжело они переживают за все, что тут произошло. А меня тянет в Карелию. Там грибы такие и рыбалка! Таких грибов тут нет, рыбалка тоже не та. Так, жалкая копия.
- А деревянные церкви стоят еще? - спрашиваю.
- Да стоят, в Кижах. Много разрушено и сгнило. А как сейчас - не знаю. Три года прошло. Россия большая, проблем там много, - философски заметил мужчина.
Мы набрали бутылку воды и пошли. Ну что тут скажешь в ответ?
Здесь все в ожидании Рождества. А для православных людей - Рождество - это всегда надежда на лучшее.
- Надо верить, - посоветовал мужчина на прощание.
- Да-да, - ответила я и отпила холодной, прозрачной, ледяной воды. И стало очень хорошо.
4 января
Сначала был праздник, потом - похороны. Но в Киеве решили совместить
По метро ходят потные мужики в вышиванках и сельскихзипунах: поют колядки и щедривки. Почти никто не подает. Лежбища нищих на Крещатике. На Майдане сидит бандурист, тот самый, который сидел три года на Майдане и играл на бандуре, в желто-синем кафтане. Люди мрачно идут куда-то мимо. Везде очень скользко, потому что снег совсем не чистят. Иллюминация на фоне такого количества нищих выглядит гротескно-издевательски. Продукты снова дорожают, но киевляне уже почти все потратили на Новый год, и на очередное застолье у большинства просто нет денег. Кафе и рестораны - полупустые.
У меня все-таки был некоторый шок от увиденного сегодня в центре города: на Михайловской площади - колесо обозрения, карусель. На Софиевской площади стоит огромная елка. А 2 января, буквально два дня назад, в одной части площади люди пришли праздновать Новый год, на каруселях покататься, глинтвейну попить, а в двухстах метрах отсюда шли похороны героя АТО, бойца с позывным «Козак». Я себе этот фильм ужасов представила на минуту. И стало очень не по себе.
5 января
В Рождество - все молитвы о мире
Когда на праздники в церкви читают молитвы в Киеве, церквях УПЦ Московского патриархата, то обязательно произносят имена Святой Ольги, святого князя Владимира и других, потому как Киевская Русь - едина. Православные в Киеве от этого никогда не отказывались и не откажутся. Один «Крестный ход» с молитвой о мире чего стоил! Как только его тут не пытались запретить и оболгать, а люди прошли по всей стране.
О мире будете молиться на Украине в Рождество? - осторожно спрашиваю местного молодого монаха.
- Каждый день молим Бога, Господа нашего, чтобы дал мир Украине.
- Как известно, украинцам предлагают 25-го декабря праздновать Рождество. Как это вам?
- Никогда простой, православный христианин не станет отмечать праздники, которые не отмечал отродясь, - сказал священник, как отрезал. И стремительно, сильным, размашистым шагом пошел вглубь обители.
По секрету скажу, что на территории Голосеевского монастыря живет очень много беженцев из Донбасса. Как только там война началась, они бежали сюда и в Лавру. В 2014-м очень боялись, что Филарет и радикалы Лавру и Голоссевский монастырь захватят. Но молитвы верующих, настоятеля монастыря отца Исаакия отвели беду. Сегодня сюда, в Голоссевский монастырь едут со всей Украины, и два года продолжают ехать беженцы с Донбасса. Многих беженцев в монастыре приняли: дали работу и даже общежитие для них построили. Некоторые переселенцы с Юго- Востока, оказавшись в Киеве в Голосеевском монастыре, пошли в послушники и рады этой судьбе безмерно. Не все могут пойти в ополчение, не все готовы уехать в Россию навсегда.
Филарета тут монахи не жалуют. Называют христопродавцем и даже сатаной, потому что бойцов «Торнадо» - матерых и злостных преступников, убийц жителей Донбасса он благословил. Но о политике тут никто не говорит. Воздерживаются, да особенно пред праздниками - так вообще грех. Не хотят люди разговаривать на эти темы. Место не соответствует. К слову, в Голосеево есть могила матушки Алипии, которую должны были канонизировать, но не сделали этого, потому что та не на Украине родилась. Алипия была простой русской женщиной, из Пензы, в свое время она пешком в Киевскую Лавру дошла. Ей многие тысячи людей в Киеве поклоняются как своей заступнице, несмотря на то, что не канонизирована. Из России много паломников приезжает, чтоб матушке поклониться.
Звонят во всю колокола. Праздник приближается. Казалось бы, такие простые азбучные истины: жить в мире, верить, не убивать, любить ближнего.
А вот, поди ж ты! Не получается пока на Украине. «Отче наш, иже еси на небеси… Да святится имя твое!», - шепчут женщины, чьи лица освещают горящие свечи, по ним текут слезы радости и очищения. И разве веру в чудо и в спасение можно отнять у человека?
С Наступающим Рождеством вас, православные!
Полина Орловская
[link]