Про Победу, народ, Сталина, Церковь и Бога

May 08, 2010 12:38


Не так давно я писал пост, где рекламировал статью Егора Холмогорова пятилетней давности. Это пост и другие записи про Сталина вызвали оживленную дискуссию. Я почти готов отказаться от своего горячего, опрометчивого утверждения: "Ведь нынешние сталинисты - это просто  просвещенные, осведомленные бывшие антисталинисты. Перестроечная пропаганда затронула в свое время  300 млн. человек. И если после нее люди сейчас вновь предлагают ставить памятники Сталину и вывешивать его портреты, то это не потому, что они не прочитали в свое время  журнал "Огонек" о мифических миллионах жертв, а потому, что прочитали нечто более серьезное и заслуживающее доверия. Если 10 лет назад хорошо к Сталину относились 5% населения страны, а сейчас 65%, то это не потому, что все забыли  книги Солженицына, а потому, что поняли, что  Солженицын  - лгун.  Люди, которые сегодня выступают против Сталина-  просто на весь свет заявляют, что они 20 лет не читали ничего нового на тему истории своей страны, что их сознание сформировано перестроечной пропагандой, что оно заморожено, они расписываются в том, что все их познания о Великой войне заканчиваются на фильмах Сванидзе, сказаках Радзинского и книжках Роя Медведева. Всякий антисталинст сегодня это человек, который просто написал у себя на лбу огромными буквами: " Я невежда, я жираф, до которого все доходит очень медленно".  Зайдите в любой книжный магазин. Книг про Сталина стоит не меньше  десятка. В крупных магазинах сотни книг серьезных историков. Эти книги прочитали миллионы людей и они распростарнили новую информациюв социальных сетях, в интернете , в личном общении. Этот тренд не остановить, всякий, кто попытается остановить "ресталинизацию" будет мочиться против ветра и тем самым только замочит себя. Думаю, что к 70-летию победы вопрос со Сталиным будет решен окончательно и бесповоротно в его пользу".  Дискуссия показала, что многие антисталинисты являются таковыми не по незнанию или невежеству, а потому, что не могут примирить в своей душе очевидную для них святость новомучеников, погибших часто невинно в 30-ые годы, и отношения к Сталину во время правления которого совершались репрессии против Церкви. В значительной мере свет на эту сложую проблему проливает новая статья Егора Холмогорова, кусок из которой я помещаю под катом:


Важным так же является вопрос о духовном аспекте Победы и месте в ней Сталина. Сегодня официальная риторика священноначалия достаточно регулярно прибегает к оценке Войны и  её катастрофических результатов для нашего народа в первые годы как кары за грехи. Эта интерпретация совершенно справедлива и согласуется со святоотеческим видением истории человечества.  Действительно, грехи и богоотступления русского народа в ХХ веке были достаточно велики, чтобы заслужить самый суровый гнев Божий.

При этом само движение этого гнева, обнаружение его в человеческой жизни, в истории, свидетельствует о том, что тот, на кого движется этот гнев не оставлен Богом. Напротив, ему в этой жизни полагается очистительное испытание для обращения его к покаянию и дальнейшего его существования. Классическим примером такого гнева является гнев Божий на царя Давида за грех с Вирсавией и фактическое убийство Урии. Восстание Авессалома подвигло Давида к искреннему покаянию, ставшему для всех верующих всех времен образцовым в 50-м псалме.

Утверждение, что 22 июня 1941 года было карой русскому народу за его грехи является благочестивым и осмысленным только если оно делается вместе с утверждением, что Победа 9 мая 1945 года была благословением Божьим русскому народу, что Господь, увидев покаяние и жертвенность русского народа предал в его руки его врагов, не допустил не только поражения, но даже и полупобеды, даровав русским именно полное и всеобщее торжество, судив германцам в высшей мере испить чашу гнева и за клятвопреступление их вождя и за творившиеся ими неисчислимые насилия и убийства.

Свидетельством такого суда Божия является, в частности, чудесное спасение Гитлера во время покушения на него 20 июля 1944 г. Если бы это покушение удалось, то новая власть Германии, неосмненно, примирилась бы с Западом, и Германия и Восточная Европа не оказались бы в руках СССР, приобретения СССР были бы ограничены и победа была бы далека от полноты. Фактически, русский народ заплатил бы огромную цену за восстановление довоенных границ (и то не факт, что в пределах 1941 года). Выживание Гитлера, единодушно расцениваемая как чудесная случайность, привело Германию к исполнению её судьбы, а Россию - к полному торжеству.

Таким образом, говорить о Великой Отечественной войне только как о каре за грехи русского народа представляется кощунственным. Мы должны говорить об этой войне как о величественной драме гнева Божия, покаяния, жертвенности, и благодати, дарующей раскаявшемуся и деятельно совершающему свой подвиг русскому народу полную и безоговорочную Победу.

Одним из существенных свойств этого чудесного исторического события стало принятие и русским народом и государственной властью в лице Сталина благословения и духовного руководства канонической Православной Церкви. Именно каноническая Русская Православная Церковь, возглавляемая сперва митрополитом, а затем патриархом Сергием, а после его смерти - его преемником патриархом Алексием, с самого начала благословила русский народ на борьбу против германских захватчиков. Неисполнение этого благословения было бы со стороны народа прямым актом богопротивления. Борьба с врагом, благодаря церковной проповеди, стала общим делом верующих людей (которых, напомним, по переписи 1937 года в стране оказалось большинство).

И вместе с благословением народу было преподано и благословение его военному вождю. Когда часть современной церковной бюрократии отрицает этот факт, она создает трудноразрешимые канонические проблемы, фактически отрицая каноническую и духовную власть патриархов, митрополитов, архиепископов и епископов в годы войны неоднократно преподаваших благословение Церкви на труды "вождя Иосифа". А если отрицать эту духовную власть, если делать вид, что деяния патриархо Сергия и Алексия не были делом Церкви, то можно поставить под вопрос само существование Русской Православной Церкви сегодня, мы, фактически, с другой стороны, возвратимся к антицерковной риторике раскольников о том, что "под сталинским игом" Русская Церковь прекратило своё существование, по крайней мере в официальной иерархии. Тем самым отрицается весь духовный подвиг нашего народа в годы войны, всё его молитвенное предстояние, совершавшееся именно в канонической патриаршей Церкви объявляются как бы не имеющим силы.

Конечно, это навязываемое нашей Церкви мнение совершенно несправедливо. Необходимо признать, что Русская Православная Церковь, возглавлявшаяся митрополитом Сергием, в 1941 году обладала всей канонической властью и полнотой церковного суждения. И эта власть "вязать и решить" была использована именно для того, чтобы благословить русский народ на войну с захватчиками, на Отечественную войну (само напоминание об Отечестве, ставшее потом официальным, было впервые дано именно митрополитом Сергием), чтобы констатировать чуждость захватчиков Правде Божией.

«Не в первый раз русский народ переживает нашествие иноплеменных, не в первый раз ему принимать и огненное крещение для спасения родной земли. Силен враг, но "велик Бог земли русской", как воскликнул Мамай на Куликовом поле, разгромленный русским воинством. Господь даст, придется повторить этот возглас и теперешнему нашему врагу. Над нами покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней Заступницы русской земли. За нас молитвы всего светозарного сонма святых, в земле нашей воссиявших. С Божиею помощью и в эту годину испытаний наш народ сумеет по-прежнему постоять за себя, и рано или поздно, но прогонит прочь наседающего чужанина. Такая надежда, как железная броня да оградит нас от всякого малодушия перед нашествием врага. Каждый на своей страже, на своем посту будем бодро стоять, содействуя обороне отечества нашего и ревниво храня драгоценные заветы нашей святой православной веры»
(Из послания Митрополита Сергия 14 октября 1941).

Не вторгаясь в область церковных легенд о значении тех или иных икон, пророчеств, встреч, где требуются дополнительные исследования для различения правды и благочестивой фантазии, мы можем утверждать на основании лишь официальных материалов, что существование церковного благословения на борьбу было принято и осознано и народом, и самим Сталиным.

Преследовавший до войны Церковь как независимую "точку сборки" и самоорганизации русского народа, Сталин теперь именно в благословении этого самостоятельного и авторитетного голоса нашел одно из свидетельств поддержки его народом в целом. И самим Сталиным была подтверждена верность благословению именно канонической Церкви, были устранены последствия церковных расколов - обновленческого, автокефалистских, униатского, и Русская Церковь обрела своё единство, которое в полной мере не смогло пошатнуть даже антиканоническое движение последних десятилетий. Утвержденный церковным благословением, Сталин утвердил Православную Церковь в её единстве. И отрицать наличие этого церковного благословения Сталину как военному и политическому вождю русского народа, данное в 1941, означает и отрицать единство Церкви, становиться на точку зрения защитников обновленческого и прочих расколов.

Даже весьма критично настроенные к любым идеологическим проявлениям советизма церковные иерархи, к примеру, святитель Иоанн Шанхайский (в итоге не признавший, как известно, юрисдикции Московского Патриархата), констатировали важное историческое и духовное значение совершающихся в России событий: "Внешниe успехи нашего Отечества на поле брани и внутренниe успехи Церкви в нашей Родине радовали и окрыляли нас надеждами на скорое прекращение всех её бедствий" (послание 2 августа 1946 года). То, что этим надеждам не суждено было в полной мере сбыться, что насаждение коммунизма вместе с изрядным градусом ненависти к исторической России и безбожием продолжилось, что репрессивная машина продолжала перемалывать людей, к примеру - многих "возвращенцев", не означает, что церковного благословения не было. Такое благословение дается на добрые дела, а делающему злое служит к осуждению. Таково церковное понимание благословения, противостоящее обмирщенному и политизированному политкорректному дискурсу "непричастности", "подневольности Церкви" и прочих словес, служащих лишь к поношению Церкви.

Говорить, что Сталин не имеет ничего общего с Победой - ложь. Говорить, что Церковь в годы войны не имела ничего общего со Сталиным - ложь.

Правда состоит в том, что обрушившаяся на русский народ суровая Божья кара (а есть достаточно данных о том, что в 1941-42 годах даже в неоднозначных случаях германцам сопуствовала обыкновенная удача, ведшая их к победам) привела не к ожесточению, не к распадению и дезорганизации (хотя тоталитарная система была изрядно дезорганизована), а к покаянию, к готовности к жертве и к решимости защищать свою Родину. Правда состоит в том, что русскому народу на этот жертвенный подвиг было преподано церковное благословение из уст канонического главы Церкви. Правда состоит в том, что решивший бороться с врагом несмотря на любые беды русский народ, признал именно Сталина своим военным вождем  и не только не обрушил или ослабил, но и всемерно укрепил его власть. Правда состоит в том, что церковное благословение, дарующее победы на супротивныя, было адресовано как народу, так и его вождю. Правда состоит и в том, что вождь, осознав и приняв это благословение постарался всемерно укрепить Церковь, покончив с направленным против неё антиканоническим беззаконием. Правда, наконец, состоит в том, что в мае 1945 Бог даровал русскому народу столь полную и безусловную благословенную победу, равных которой не так уж и много наберется даже в истории православной России. По внешнему блеску она может сравниться толдько с победой русского оружия над Наполеоном, но по геополитическому значению во много раз его превосходит.

9 мая 1945 года Святейший Патриарх Алексий I произнес слова, которые стали новым, мирным благословением и пророчеством: "Бог мира да продолжит благословения Свои на родную землю нашу и да споспешествует вождям и правителям нашим мирным оружием государственной мудрости и правды побеждать всё, что враждебно миру и благу великого Отечества нашего и совокупными трудами народов-победителей установить во всем мире такой порядок, при котором невозможно было бы повторение ужасов войны".

Несмотря на ужасные и богопротивные дела, которые творились в Росии и в мире после войны, несмотря на масштабные преследования Церкви, развернутые преемниками власти Сталина (вместе, кстати, с гонением на само имя Сталина - не будем забывать, кстати, что "потакание церковникам" вполне официально звучали из уст хрущевцев как еще одно обвинение "культу личности"), несмотря на самоубийственное безумие, охватившее наше общество в 1980-90-е годы, несмотря на бесчисленные региональные конфликты и локальные войны, благословение Патриарха всея Руси продолжает действовать. В мире по прежнему существует тот миропорядок, который делает невозможным повторение ужасов войны. И этот миропорядок, конечно, основан не только на системе ООН, не только на заинтересованности народов в мире, но и на силе России, которая после Победы 1945 была и остается международным гарантом мира без масштабных войн и агрессий, естественным ограничителем тех, кто хотел бы установить некое "глобальное мироустройство". Фактор Победы действителен в нашем мире еще и сегодня.

И отрадно видеть, что сегодня церковное благословение простирается на нашу землю и наш народ, несмотря на усилия тех, кто хотел бы расторгнуть единство нашей исторической памяти и противопоставить Церковь народу, сделать святое православие своеобразным "последним убежищем" русофобствующих мерзавцев. Тот молебен, который Святейший Патриарх предписал совершать ежегодно 9 мая в память о Победе станет, думаю, мощным агиополитическим актом, утверждающим нашу страну и в прошлом, и в будущем.

Отсылкой к тексту этого молебна, без комментариев и домыслов, и только выделяя, на мой взгляд, наиболее важные смысловые моменты, и хотелось бы закончить эти размышления.

С Днем Победы!

Выдержки из текста молебна на 9 мая, написанный и установленный Святейшим Патриархом Кириллом

По Еще молимся о богохранимей стране нашей: присоединяем прошенияособая:

- Еще молимся, о еже прияти Господу Спасителю нашему исповедание иблагодарение нас, недостойных рабов Своих, яко не по беззаконием нашим сотворилесть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, но и в годину искушения, пришедшаго на Отечество наше и на всю вселенную, избавил ны есть, ивнегда, обышедше, обыдоша нас врази наши, явил есть нам спасение Свое.

- Еще молимся о вождех и воинех наших, на поли брани жизнь свою положивших,от ран и глада скончавшихся, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, и всех Победы ради потрудившихся, яко да даст им Царь славы в день праведнаго Своего воздаяния жизнь вечную и венцы нетления, нас же всех в вере и единомыслии утвердит.

- Еще молимся Тебе Господу, Богу нашему, о еже призрети на, скорби, беды, страдания, слезы и стенания людей Своих, и Милостиву быти и отвратити весь гнев Свой, праведно движимый на ны, и помиловати ны.

Возглас: Услыши ны, Боже, Спасителю наш:

Хор: Аминь.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Иерей же со всею церковию со всяким вниманием и умилением глаголетмолитву сию велегласно:

Боже Великий и Непостижимый, спасаяй погибающия, животворяй мертвыя,/ вся творяй по воли Твоей, и дивным Твоим промыслом управляяй всяческая!/ Приклони ухо Твое с высоты святыя Твоея и приими от нас, смиренных и недостойных рабов Твоих,/ сердцем и усты возносимая Тебе благодарственная сия моления, исповедания и славословия.

Яко не по беззаконием нашим сотворил еси нам, Господи, ниже по грехом нашим воздал еси нам./ Ты глаголал еси древле сыновом Израилевым, яко, аще не послушают гласа Твоего хранити и творити вся заповеди Твоя,/ наведеши на них язык безстуден лицем, иже сокрушит их во градех их, дондеже разорятся стены их./ И мы ведехом, яко исполнился глагол сей страшный на народе нашем./

Но Ты, Господи Боже, Щедрый и Милостивый, Долготерпеливый и и Истинный/ и правду храняй и творяй милость, милостию велиею помиловал еси/ и, посетив жезлом неправды наша, ущедрил еси нас победою на сопостаты./ Темже утвердися серце наше в Господе нашем,/ вознесеся рог наш в Бозе нашем, возвеселихомся о спасении Твоем./ Благодарим Тя за избавление Отечества от врага лютаго./Даждь нам, Господи, память сего славнаго Твоего посещения/ твердо и непрестанно имети в себе,/ еже всегда благодарити и славословити:/ слава Тебе, Богу,Благодетелю нашему, во веки веков.

...
И отпуст:

Воскресый из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святаго великомученика и Победоносца Георгия, всех святых, в земли Российстей просиявших, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

Таже: Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи,усопшим рабом Твоим, приснопамятным вождем и воином за веру и Отечество на поли брани жизнь свою положившим, от ран и глада скончавшимся, в пленении и горьких работах невинно умученным и убиенным и всем Победы ради потрудившимся, и сотвори им вечную память.

...

Еще молимся о упокоении душ приснопамятных вождей и воинов за веру и Отечество на поли брани жизнь свою положивших, от ран и глада скончавшихся, впленении и горьких работах невинно умученных и убиенных и всех Победы ради потрудившихся, и о еже проститися им всякому прегрешению вольному и невольному.

При возглашении вечной памяти:

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, приснопамятным вождем и воином за веру и Отечество на поли брани жизнь свою положившим, от ран и глада скончавшимся, в пленении и горьких работах невинноумученным и убиенным и всем Победы ради потрудившимся, и сотвори им вечную память.
 Полностью статья тут.


церковь, Сталин

Previous post Next post
Up