Владимир Старцев, старший помощник прокурора Ленинградской области:
Цитата:
«В последние годы пошёл вал обращений от детей репрессированных граждан. Они просят признать своих родителей реабилитированными,так как могут получить социальное пособие - порядка 800 рублей ежемесячной выплаты.
Мы поднимаем дела из архивов и во многих случаях сталкиваемся с тем, что репрессированные в советское время были расстреляны или сидели в лагерях не просто так - кто-то получил срок за грабёж и воровство, кто-то служил старостой при немцах… Дети узнают о прошлом своих родителей впервые! Для некоторых это настоящий шок.
Я в свое время помогал 4-м знакомым у которых тоже в роду были «кто-то репрессированные» разыскать информацию о них. Люди угрохали кучу времени на обращения в различные архивы, да и денег порядочно.
В итоге выяснилось, что у одного бабка села не за то, что «была дочерью царского офицера», а за то, что она будучи бухгалтером на заводе взяла из заводской кассы деньги и купила себе шубу.
У другого дед сел не «за анекдот про Сталина», а за участие в груповом изнасиловании.
У третьего дед оказался не «раскулаченым ни за что крестьянином», а рецедивистом, получившим вышку за убийство целой семьи (отца, матери и двоих детей подростков).
Только у одного дед оказался действительно политически репрессированным, но опять же не «за анекдот про Сталина», а за то, что во время войны был полицаем и работал на немцев.»
Это к вопросу о том, стоит ли доверять семейным легендам про репрессированных родственников.
Олег Артюшенко