Потомакская ничья

Nov 03, 2016 23:12



Дмитрий Дробницкий

Через неделю мы узнаем предварительные результаты волеизъявления американских граждан.

Я намеренно не говорю: «узнаем имя нового президента США».

Уж очень много скандалов окружает эти выборы. И слишком много недоверия проявляют друг к другу политики и избиратели соперничающих лагерей.

Дональда Трампа назвали «агентом Путина» и даже потребовали от него «немедленно обнародовать все свои связи с Кремлем». В отношении Хиллари Клинтон возобновлено расследование ФБР, так что если она победит, то это будет первый случай в истории США, когда в Белый Дом въедет человек, находящийся под федеральным расследованием.

На днях давнишний сторонник и советник Клинтонов Дуглас Шон в прямом эфире национального телевидения заявил, что теперь не станет голосовать за бывшую первую леди, поскольку ее победа приведет к конституционному кризису.

Конечно, Барак Обама в случае успеха своего бывшего госсекретаря может воспользоваться президентской привилегией и помиловать г-жу Клинтон.


Но ведь тоже прецедент не из приятных - начинать работу в Овальном кабинете в качестве помилованного

Наш президент отличается вежливостью, но вот президенты Филиппин и Ирана, а также оппозиционные европейские политики вполне могут начать говорить, что Америкой правит «thug» (бандюк) - так, например, с 2012 года в Вашингтоне называют Асада…

Отличился, надо сказать, и Дональд. Заявил, что «еще посмотрит», признавать ли итоги выборов. Мол, раз система «rigged» (шулерская), то заранее гарантировать свою покорность он не собирается.

Тоже беспрецедентный случай. Демократы немедленно обвинили его в «угрозе целостности американской демократии». Но что-то мне подсказывает: и Хиллари не поднимет лапки кверху, если Трамп выиграет в Пенсильвании или Мичигане. Да даже если он просто будет выигрывать во Флориде (как Буш-младший в 2000-м), последуют жалобы, требования пересчета голосов и судебное разбирательство.

Не стоит и говорить, что любой результат выборов приведет к массовым протестам сразу в нескольких штатах

Выиграет Хиллари - начнут бузить работяги в Огайо и Кентукки, выиграет Трамп - на улицы выйдет чернокожая молодежь Иллинойса и студенты Массачусетса.

В общем, ситуация 2000 года, когда пересчитывали голоса, поданные за Джорджа Буша-младшего и Альберта Гора во Флориде и дело дошло до Верховного Суда, покажется простым упражнением по гражданскому правоприменению.

И это при условии, если поданные в пятидесяти штатах и Федеральном округе Колумбия голоса избирателей - пусть их подсчет и оспаривается - приведет к такому составу коллегии выборщиков, которая обеспечивает победу одному из кандидатов.

Глядя на сегодняшнюю электоральную карту, я не могу исключить ситуации, когда голоса выборщиков (всего их 538) поделятся поровну, 269 на 269. Скажу больше: такая ситуация вполне вероятна

Давайте считать вместе. Предположим, что Трампу не удастся выиграть в Пенсильвании, Мичигане и Миннесоте, но он победит в таких колеблющихся штатах как Огайо, Айова, Северная Каролина, Флорида и Колорадо, а также получит большинство голосов во втором избирательном округе штата Мэн (по конституции два округа Мэна направляют своих собственных выборщиков в коллегию). Это вполне соответствует сегодняшним рейтингам.

Хиллари достанется из колеблющихся штатов Невада, Висконсин, Нью-Гэмпшир и Вирджиния. И это тоже согласуется с замерами общественного мнения.

Тогда Дональд Трамп побеждает в следующих штатах (в скобках - количество выборщиков от каждого): Аляска (3), Монтана (3), Северная Дакота (3), Южная Дакота (3), Айдахо (4), Вайоминг (3), Небраска (5, включая второй избирательный округ), Канзас (6), Оклахома (7), Юта (6), Аризона (11), Колорадо (9), Техас (38), Арканзас (6), Луизиана (8), Миссури (10), Айова (6), Миссисипи (6), Индиана (11), Огайо (18), Кентукки (8), Теннесси (11), Алабама (9), Северная Каролина (15), Южная Каролина (9), Западная Вирджиния (5), Джорджия (16), Флорида (29) и второй избирательный округ штата Мэн (1). Итого 269.

Соответственно, столько же получает и Клинтон. Ничья на Потомаке!

В такой ситуации, согласно положениям Двенадцатой и Двадцатой поправок к конституции, выборы переносятся в Конгресс

Палата Представителей выбирает президента (от каждого штата - один голос), а Сенат - вице-президента (от каждого штата - два голоса). При этом старый состав Конгресса обязан сложить с себя полномочия до полудня 3 января, а новый президент должен быть определен до полудня 20 января.

Это будет серьезным испытанием для американских законодателей. Лишь на первый взгляд кажется, что Трамп должен легко победить, поскольку республиканское большинство в Палате Представителей неоспоримо.

Большой Дональд нажил себе слишком много врагов в Конгрессе в ходе своей ни на что не похожей кампании. С тем же спикером Палаты Представителей Полом Райаном Трампа связывает долгая история конфликтов и взаимных обвинений.

Но и за Хиллари Клинтон вряд ли будет подано достаточно республиканских голосов (особенно в свете расследования ФБР), чтобы склонить чашу весов на ее сторону.

И здесь на помощь конгрессменам приходит часть третья Двадцатой поправки, которая гласит:

«Если президент не будет избран до установленной даты начала его полномочий или если избранный президент не будет признан пригодным для поста, избранный вице-президент вступает в должность президента до тех пор, пока избранный президент не будет признан пригодным для поста. Конгресс также может в установленном законом порядке определить, что ни избранный президент, ни избранный вице-президент непригодны для занятия поста, и определить, кто будет исполнять обязанности президента, или определить порядок выбора того, кто будет исполнять эти обязанности. И этот человек будет исполнять обязанности президента до тех пор, пока президент или вице-президент не будут признаны пригодными для занятия поста».

Что это означает практически?

Члены Палаты Представителей могут договориться между собой таким образом, чтобы ни Хиллари, ни Дональду при голосовании не досталось победы. Республиканцы, контролирующие палату, вполне в состоянии это организовать в расчете на то, что милый их сердцу «нормальный консерватор» Майк Пенс легко пройдет голосование в Сенате и станет исполняющим обязанности президента.

Но не так все просто.

Во-первых, республиканцам в Палате Представителей придется тянуть время до 20 января, а полномочия старого состава Конгресса заканчиваются уже 3 января, так что процедуру выборов президента продолжит новый состав палаты.

К тому времени, разумеется, будет доподлинно известно, кто займет места на Капитолийском холме, но внутри делегаций от каждого штата могут быть довольно значительные изменения, что повышает риск недоговорного голосования.

Во-вторых, параллельно с выборами в Палате Представителей и Сенате, вполне возможно, будут идти суды, в ходе которых Хиллари Клинтон будет настаивать на пересчете голосов или признании выборов в определенных округах недействительными. Так что если конгрессмены слишком затянут время, исход выборов решит суд.

В-третьих, каждый из кандидатов в президенты будет вести свою работу с членами обеих палат Конгресса, задабривая их возможными будущими постами, поддержкой на следующих выборах и обещаниями бóльших полномочий для законодательной власти.

Наконец, любой из кандидатов может подать в суд на одного или нескольких конгрессменов с иском о признании его действий несоответствующими конституции

Остается также вопрос, может ли Конгресс признать всех четырех основных участников гонки - Трампа, Пенса, Клинтон и Кейна - непригодными для занятия поста президента и предложить альтернативную кандидатуру или способ ее избрания в соответствии с заключительными положениями третьего пункта Двадцатой поправки?

С этим вопросом, судя по всему, также придется обращаться в Верховный Суд, который, напомним, после смерти судьи Антонина Скалии расколот надвое - в нем заседают четыре консервативных и четыре либеральных судьи.

В общем, это будет уже даже не конституционный кризис, а идеальный политический шторм.

Разумеется, это лишь гипотетическая ситуация.

Но и реальное положение дел ненамного лучше. Фактически во всем американском обществе наблюдается потомакская ничья. Половина избирателей готова двигаться дальше в либерально-глобалистское завтра, вторая половина требует смены курса и сохранения национальной идентичности.

В этом смысле важно не только и не столько то, чем все закончится 8 ноября (или 20 января), а то, в какую сторону качнутся чаши весов в ближайшие четыре года.

И решаться это будет не в Белом Доме и не в Конгрессе. Это решает для себя каждый американец. Он и сам-то еще не очень уверен, куда идти…

Что нам со всего этого? Что ж, эти выборы отчетливо показали, сторонники какой линии готовы для внутренней победы развязать с Россией холодную, кибернетическую и, не приведи Бог, горячую войну, а кто предлагает не торопиться и найти точки соприкосновения.

И раз уж сегодня Россия для них там - чуть ли не главный политический аргумент, мы не только оказываемся в зоне риска, но для нас еще и открывается окно возможностей.

И в этой ситуации позиция «в Америке все решено» - даже после инаугурации нового президента США - представляется мне, мягко говоря, не самой конструктивной.

Аудио

Мой канал в Telegram- telegram.me/matveychev

США, выборы-2016

Previous post Next post
Up