В рассекреченных МИД Японии материалах, касающихся ряда событий 70-х и 80-х годов прошлого столетия, говорится о тайных переговорах между властями Японии и США по поводу сбитого СССР 1 сентября 1983 года южнокорейского лайнера.
Советская сторона делала все необходимые предупреждения в соответствии с рекомендациями Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Самолету-нарушителю было сообщено, что он нарушил воздушное пространство СССР, и передано требование покинуть его. Поскольку южнокорейский самолет не реагировал на это, было принято решение о его принудительной посадке. Однако выполнявший шпионское задание самолет не обращал внимания на все эти предупреждения и попытался уйти от преследования в сторону Японского моря. Поэтому его полет и был пресечен советскими средствами ПВО.
В статье 53 Воздушного кодекса СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР 11 мая 1983 года, о самолетах - нарушителях воздушного пространства говорится следующее: «Воздушное судно, пересекшее государственную границу СССР без соответствующего разрешения советских компетентных органов или совершившее иные нарушения правил перелета через государственную границу СССР и порядка использования воздушного пространства СССР, признается воздушным судном-нарушителем и принуждается к посадке, если не подчинится требованиям органов, контролирующих полеты.
Воздушное судно-нарушитель, получившее распоряжение о посадке, должно произвести посадку в указанном ему месте.
После посадки и выяснения причин нарушения разрешение на дальнейшее выполнение полета воздушному судну-нарушителю выдается в установленном порядке органом управления воздушным движением».
Если самолет-нарушитель, вопреки указаниям, не производит посадку, к нему применяются положения «Закона о государственной границе СССР», принятого Верховным Советом СССР 24 ноября 1982 года. Статья 36 этого закона гласит: «Пограничные войска и Войска противовоздушной обороны, осуществляя охрану государственной границы СССР для отражения вооруженного нападения и вторжения на территорию СССР, пресечения вооруженных провокаций на государственной границе СССР, предотвращения угона советских воздушных судов без пассажиров на борту, а также против нарушителей государственной границы СССР на суше, воде и в воздухе в ответ на применение ими силы или в случаях, когда прекращение нарушения или задержание нарушителей не может быть осуществлено другими средствами, применяют оружие и боевую технику. В необходимых случаях при охране государственной границы СССР могут применяться оружие и боевая техника других видов Вооруженных Сил СССР».
Нельзя требовать от СССР не применять оружия при любых обстоятельствах. Лишение в одностороннем порядке суверенного государства средств защиты воздушного пространства абсолютно неправомерно. Если самолет нарушил воздушное пространство другого государства, он должен строго соблюдать положения международного права и законы данного государства, включая безоговорочное выполнение указаний самолета-перехватчика. Поэтому законность действий СССР не может быть оспорена. Карта-схема полета южнокорейского самолета «Боинг-747», нарушившего в ночь на 1 сентября 1983 года воздушное пространство СССР
В статье 53 Воздушного кодекса СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР 11 мая 1983 года, о самолетах - нарушителях воздушного пространства говорится следующее: «Воздушное судно, пересекшее государственную границу СССР без соответствующего разрешения советских компетентных органов или совершившее иные нарушения правил перелета через государственную границу СССР и порядка использования воздушного пространства СССР, признается воздушным судном-нарушителем и принуждается к посадке, если не подчинится требованиям органов, контролирующих полеты.
Воздушное судно-нарушитель, получившее распоряжение о посадке, должно произвести посадку в указанном ему месте.
После посадки и выяснения причин нарушения разрешение на дальнейшее выполнение полета воздушному судну-нарушителю выдается в установленном порядке органом управления воздушным движением».
Если самолет-нарушитель, вопреки указаниям, не производит посадку, к нему применяются положения «Закона о государственной границе СССР», принятого Верховным Советом СССР 24 ноября 1982 года. Статья 36 этого закона гласит: «Пограничные войска и Войска противовоздушной обороны, осуществляя охрану государственной границы СССР для отражения вооруженного нападения и вторжения на территорию СССР, пресечения вооруженных провокаций на государственной границе СССР, предотвращения угона советских воздушных судов без пассажиров на борту, а также против нарушителей государственной границы СССР на суше, воде и в воздухе в ответ на применение ими силы или в случаях, когда прекращение нарушения или задержание нарушителей не может быть осуществлено другими средствами, применяют оружие и боевую технику. В необходимых случаях при охране государственной границы СССР могут применяться оружие и боевая техника других видов Вооруженных Сил СССР».
Нельзя требовать от СССР не применять оружия при любых обстоятельствах. Лишение в одностороннем порядке суверенного государства средств защиты воздушного пространства абсолютно неправомерно. Если самолет нарушил воздушное пространство другого государства, он должен строго соблюдать положения международного права и законы данного государства, включая безоговорочное выполнение указаний самолета-перехватчика.
Поэтому законность действий СССР не может быть оспорена.
Карта-схема полета южнокорейского самолета «Боинг-747», нарушившего в ночь на 1 сентября 1983 года воздушное пространство СССР
Reply
Leave a comment