Богатыри. Дозор вне времени

Aug 18, 2016 23:20





Это полотно стало для Васнецова трудом всей жизни. С первого эскиза и до последнего мазка прошло 27 лет. Холст размером 3 х 4,5 м переезжал вместе с художником и его семьей с квартиры на квартиру; из Москвы в Киев, где Васнецов расписывал Владимирский собор, и  обратно; летом - за город. «Богатыри» - это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни - постоянная обстановка жизни, как стены, потолки, обед, чай…» - вспоминал сын живописца Алексей.

Первый эскиз был сделан карандашом в 1871 году. В 1876-м Васнецов написал набросок «Богатырей» маслом и хотел подарить его другу-художнику Василию Поленову. Тот заявил, что примет презент не раньше, чем будет создана большая картина, и этим, возможно, спас «Богатырей» от судьбы многих набросков.

«Богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде - примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?» - так Васнецов изложил задумку в письме своему учителю Павлу Чистякову.

Работники Исторического музея позволили художнику брать из запасников старинные доспехи. Однако для Васнецова богатырская троица прежде всего собирательный фольклорный образ, поэтому живописец «вооружил» персонажей в соответствии  с былинными характерами, а не с определенным временем.



1 Добрыня Никитич. По разным былинам, «сын богатого гостя рязанского», боярин или родственник князя. Во времена Васнецова исследователи отождествили Добрыню с тезкой из летописей - дядей великого князя Владимира, крестителя Руси. Добрыню Васнецов писал с Василия Поленова, однако придал персонажу черты отца, дяди и свои собственные.




2 Илья Муромец. По былинам, «крестьянский сын» и «старый казак». Историки XIX века нашли несколько его прототипов. Основной - святой старец, похороненный в Киево-Печерской лавре: согласно былинам, Илья в конце жизни ушел в монастырь. Про киево-печерского богатыря говорили, что у него было прозвище Чоботок («сапожок»), так как он отбился от врагов одним сапогом. Для Ильи Васнецову позировали два натурщика: крестьянин и извозчик.




3 Алеша Попович. В былинах этот «сын соборного попа ростовского» молод и хитер. Историки нашли в летописях его прототип - княжеского дружинника Александра Поповича. По одним источникам, он жил в XIII веке и погиб в битве с татаро-монголами на реке Калке в 1223 году, по другим - жил в начале или в конце XI века. Алешу Васнецов писал с Андрея, сына его друга и мецената Саввы Мамонтова.




4 Крест. В былине Добрыня убил Змея ножом, который носил на нательном кресте. Современник Васнецова фольклорист Всеволод Миллер полагал, что сюжет о сражении былинного героя со Змеем отражает борьбу насаждаемого князем Владимиром и его дядей Добрыней христианства с язычеством. На картине, однако, у богатыря крест другого типа - энколпион, в котором хранили реликвии. Его носили поверх одежды как оберег и украшение.




5 Меч - атрибут военной знати, принадлежность героя к которой хотел подчеркнуть художник.




6 Греческий колпак. Эти шлемы назывались так, поскольку были заимствованы из Византии. Тот, что на картине, скопирован с экспоната Оружейной палаты Московского Кремля (XIII век). Возможно, его привезла в Москву в XV веке византийская царевна Софья Палеолог, выданная за Ивана III.




7 Одежда и доспех. Приближенный князя носит парчовые одежды, дорогую броню. На нем поверх кольчуги «дощатая бронь» XIII-XIV века из стальных пластин-дощечек. Знать в Древней Руси могла расплачиваться подобными богатыми доспехами, покупая земли.




8 Шишак Ильи - самый популярный тип шлема на Руси XVI века. Иногда на них надевали более вытянутые шеломы - для дополнительной защиты.




9 Гривна. По Никоновской летописи, ею князь наградил Александра Поповича за победу над врагами.




10 Юшман - кольчато-пластинчатый доспех, заимствованный из Персии, впервые упомянут на Руси в 1548 году.




11 Сложный лук делали из нескольких планок разных пород дерева. Стрелы у оперения красили в разные цвета, чтобы легче было найти в колчане нужную:  для пробивания брони, поражения лошадей неприятеля и т. д.




12 Гусли у седла Алеши - намек на его склонность к развлечениям.




13 Молодая поросль на переднем плане, будущие могучие ели - метафора преемственности поколений.




14 Курганы. За героями - могилы воинов, павших в битвах прошлых веков. Герои находятся между символами прошлого и будущего как звенья в бесконечной цепи защитников родных рубежей.

Виктор Васнецов

1848 - Родился в селе Лопьял Вятской губернии в семье священника.
1862-1867 - Учился в Вятском духовном училище и духовной семинарии.
1868-1875 - Занимался в Петербургской академии художеств.
1876-1877 - Ездил во Францию.
1878 - Вступил в Товарищество передвижных художественных выставок и переехал из Петербурга в Москву.
1880-1881 - Создал «Аленушку».
1882 - Написал картину «Витязь на распутье».
1883-1885 - Работал над фризом «Каменный век» для Исторического музея в Москве.
1885-1896 - Расписывал Владимирский собор в Киеве.
1897 - Написал полотно «Царь Иван Васильевич Грозный».
1898 - Закончил работу над «Богатырями».
1926 - Умер от паралича сердца.

художник, история, картина, Виктор Васнецов, искусство, живопись

Previous post Next post
Up