Консерватизм как ценностная основа российского общества

Jul 22, 2016 16:01

По результатам социологического исследования “Отношение россиян к традиционным ценностям и попыткам их изменения на Западе, включая нормы ювенальной юстиции”»




Проект реализован на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ в 2016 году.

Сегодняшний мир все заметнее делится на либерально-вульгарный и национально-традиционалистский. Первый тип идеологически присущ странам «развитой демократии», выражающей, как они сами любят повторять «общечеловеческие ценности». Сюда относятся в качестве безусловного и всепоглощающего лидера США, а также страны англо-саксонского мира и мира романо-германского, иными словами, мира просвещенной Европы. Сюда же с некоторой натяжкой можно отнести Японию, следующую в кильватере политики янки, Израиль и Южную Корею.

При этом существует определенная напряженность между стремлением США как идеологического лидера полностью подчинить себе страны одних с ними ценностей и стремлением этих стран хоть в какой-то мере сохранить хотя бы видимость самостоятельного мышления.

Остальной мир, если не разделяет, в той или иной степени взгляды «золотого миллиарда» человечества (этот миллиард складывается из населения Европы, Северной Америки без Мексики, Австралии, Японии и Южной Кореи), то объявляется или враждебным «общечеловеческим ценностям» или не разделяющим их в силу отсталости и неразвитости. При том, кстати, что остальной мир насчитывает шесть миллиардов.


Однако необходимо вспомнить, что многие страны этого «неправильного мира» исповедуют национально-традиционалистские ценности. Которые вовсе не противоречат ценностям либеральным, но органично соединяют их с ценностями, исторически развитыми в том или ином национальном сообществе. Сэр Уинстон Черчилль, сам ярый представитель англо-саксонского мира говорил, что «кто в молодости не был либералом, у того нет сердца. Но кто в зрелости не стал консерватором, у того нет ума».

В своем послании Федеральному Собранию 2013 года, Президент Владимир Путин, сказал о своих взглядах: «Конечно, это консервативная позиция», процитировав затем русского философа первой половины прошлого века Николая Бердяева: «Смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперед и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз». Далее Президент сказал: «Сегодня во многих странах пересматриваются нормы морали и нравственности, стираются национальные традиции и различия наций и культур. От общества теперь требуют […] обязательного признания равноценности добра и зла. Подобное разрушение традиционных ценностей «сверху» не только ведет за собой негативные последствия для обществ, но и в корне антидемократично, поскольку проводится в жизнь исходя из абстрактных, отвлеченных идей, вопреки воле народного большинства, которое не принимает происходящей перемены». Владимир Путин сказал также: «Мы знаем, что в мире все больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной».

Развитие этой идеологии еще и потому находит поддержку в обществе, что опирается на нравственные догматы, предлагает примеры и нормы этики, опирающиеся на национальные традиции, которые мы, наконец стали вспоминать. Эти национальные традиции непосредственно создают в обществе нравственную атмосферу, без которой трудно решать задачи общенационального развития. Одновременно эти процессы нуждаются в анализе и поддержке.

В рамках решения этой задачи в 2016-м году было проведено всероссийское социологическое исследование по репрезентативной выборке общей численностью 2000 респондентов. Опрос проходил в режиме формализованного интервью по домашним адресам респондентов в 25 регионах страны, по всем Федеральным округам, в более чем 70-ти городах и сельских поселениях.

Вопрос по идеологии дал следующие результаты:

52. СКАЖИТЕ, КАКАЯ ИЗ ИДЕОЛОГИЙ ВАМ НАИБОЛЕЕ БЛИЗКА?

Всего 2000. Ответили 1938 (96.9%).

Индекс качественной вариации 0.910




Все группы ответивших были проанализированы по другим вопросам блока «идеология», а так же по иным содержательным вопросам. В результате были сформированы семь групп по идеологии, обладающие максимально схожими характеристиками по основным содержательным параметрам. Группы получили следующие наименования:






Первый и главный вывод - общество у нас в России в основе своей консервативное, нежели какое-либо еще. Людей с разным типом консервативного мышления в стране 55% . Из них 49.7% собственно консерваторов разного типа (консерваторы, религиозные консерваторы, сторонники традиционных ценностей, социальные консерваторы) и 5% монархисты, которые по мировоззрению тоже собственно консерваторы, но крайней идеологической платформы (хотя наш великий историк и мыслитель А.М. Панченко и говорил, что все мы до сих пор в душе монархисты).

Вторая по величине страта объединяет социалистов и коммунистов, их 22.1% и это тоже люди с мировоззрением, принимающим многие консервативные ценности, исключая отношения коммунистов к религии, с которой у них изначально были напряженные отношения. По основным ценностным ориентациям эта страта тоже консервативна, особенно сегодня, когда уже никто не строит «светлое будущее», и речь идет более о социальных гарантиях и восстановлениитрадиций.

Собственно либералов насчитывается 10.4% и это четвертая по величине труппа, считая неопределившихся. Которые тоже, по своим внутренним характеристикам гораздо более схожи с консерваторами, хотя и не признают себя за таковых. При этом следует иметь в виду, что среди самих либералов нет единства по многим существенным для этого мировоззрения вопросам. Собственно чистых либералов, в их сегодняшнем европейском понимании меньше - их около 5%, остальные - это либералы отечественного разлива, далеко не столь толерантные, какими полагается быть «истинному борцу за права человека».

Группа неопределившихся начитывает 20.3% и это нормальный показатель для исследования мировоззренческих вопросов общественного развития - нельзя от всех поголовно граждан ждать осознанной и ясной позиции по теме, над которой многие люди просто не задумываются или которые им надоели в нашей обостренной общественно-политической обстановке. При этом, как уже упоминалось, по косвенным признакам, эти люди выражают вполне определенные консервативные взгляды на многие вещи и дают оценки, близкие консервативным по многим принципиальным вопросам нашей жизни.

Самая малочисленная группа - анархисты (их всего 3.5%). О любом обществе всегда найдется достаточно оригиналов, которые «не хотят быть как все». Если же посмотреть на них поближе, окажется, что разница не очень-то и велика. Так и с отечественными анархистами - они не принимают ни одну идеологию, но по наиболее важным признакам вполне нормальные граждане с заметными задатками консерваторов (хотя и либералов тоже, вероятно, в силу молодости лет).

Таким образом, наше современное российское общество можно сегодня вполным правом назвать в большинстве своем консервативным. Из них непосредственно прямых консерваторов 55%, и еще около 10% это часть социалистов и неопределившихся, обладающих всеми взглядами консерваторов, но являющихся консерваторами латентными, т.е. скрытыми, явно себя таковыми не считающими, но поосновным содержательным характеристикам под это определение подходящими.

Иными словами, людей с консервативным складом мышления в нашем обществе сегодня более двух третей, что и позволяет его считать в целом обществом, стремящимся сохранять и развивать свои традиционные национальные ценности и традиционные социальные институты, среди которых главные - государственность (включая армию), семья и религия.

Говоря о консерватизме, нельзя не отметить тот акт, что сегодня консервативные убеждения имеют, скорее, умозрительный,а не деятельный характер. Иными словами, человек может называть себя консерватором, выступать за сохранение и преумножение традиционных семейных ценностей, а сам при этом иметь три развода в своей личной жизни. Иначе говоря, не хранить эти традиции в своей судьбе. При сравнении семейных показателей разных идеологических групп не нашлось существенного различия в семейном статусе между консерваторами и либералами. Хотя первые выступают за сохранение традиционной семьи, а вторые об этом не пекутся.

Таким образом, консерватизм есть в душах людей, в их взглядах, в убеждениях, но его сегодня мало в конкретных делах. И это касается не только общества и конкретных людей, но и государственной политики, где сегодня много слов о национальных ценностях, но мало реальных дел к их сохранению и развитию. Таким образом, голословность наших ценностей сегодня - это задача всеобщая, и общества и государства.

Либералов в сегодняшнем российском обществе мало, но на деле чистых либералов еще меньше выявленных 10%. Среди опрошенных есть назвавшие себя либералами, но на деле разделяющие вполне консервативные ценности, так что настоящих либералов в западном понимании, т.е. разделяющих «общечеловеческие ценности» и отвергающих иные, в российском обществе сегодня примерно 5%-6%. Остальные - молодежь, которые скорее либералы по возрасту, нежели по твердым убеждениям.

Гораздо больше в обществе социалистов и коммунистов. Их надо различать, поскольку коммунисты это в большей степени люди с ортодоксально советскими убеждениями, а социалисты - скорее просто люди, взывающие к социальной справедливости и считающие, что ее сегодня мало (что, в общем, справедливо). Русский человек вообще искатель правды, что, вместе с чувством красоты и сострадания, составляет наш национальный портрет. Именно стремление к правде, к Божьей правде, заставляла постоянно искать Беловодье, Опоньское царство и град Китеж. Где, кстати, искали правду старообрядцы, т.е. люди, ищущие не праздной жизни, но жизни по строгой старой вере. Сегодня эта жажда правды выражается во вполне естественных стремлениях к социальной поддержке нуждающихся и не могущих обеспечить себя.

Остальные группы, такие как анархисты и неопределившиеся, есть непременный атрибут любого общества. Первые - общественные оригиналы, вторые - просто обыватели, которым тало дела до идеологии, лишь бы кров над головой был, да прокорм для себя и семьи. Такие люди тоже имеют убеждения и порой весьма стойкие и последовательные, они просто не связывают эти убеждения в какую-либо идеологическую систему. Именно среди них много неявных консерваторов, хотя сами они об этом не подозревают.





































Игорь Петров
Фото: www.lawinrussia.ru

традиционные ценности, Запад, общество, социология, Россия

Previous post Next post
Up