Почему Дьявол закован именно в центре Вселенной, где, по логике, должен находиться Бог?
ВЛАДИСЛАВ КАРДАШЬЯН
ALEXANDER MARKOV
историк идей, теоретик литературы
Центр для дантовской физики -- это не геометрический центр, а то, что является источником движения, Перводвигатель. Чем дальше от движения, тем дальше от Бога-Перводвигателя. Поэтому неподвижный Люцифер дальше всего от Бога.
Порядок кругов ада определяется тем, что заблуждение -- менее страшный грех, чем насилие. Похоть -- заблуждение в любви, чревоугодие -- заблуждение в желании, уже имеющее момент насилия над своей природой. Скупость еще прибавляет насилие над вещами, а гнев -- еще и насилие над людьми. Ересь -- насилие над святыней. Дальше начинается уже насилие в своих ярчайших выражениях, уже не оставляющее место ненасилию (седьмой круг), потом идут наиболее яркие формы лжи, которая и вызывает насилие (восьмой круг), и наконец, на самом низком кругу предательство, которое и есть торжество и источник лжи.
МАРИНА АБРАМОВА
Кандидат филологических наук, доцент кафедры истории зарубежной литературы филологического факультета МГУ, медиевист
Давайте начнем со второго вопроса. Место, где находится дьявол (а точнее - Люцифер), никак не находится в центе вселенной, а напротив, располагается в месте, наиболее удаленном от Бога. Люцифер - это любимый ангел Бога, и само его имя означает «несущий свет», и он в своей гордыне восстает против Бога, за что и был низринут с небес, поэтому он находится в некой воронке, во тьме, на самом дне. Тьма также свидетельствует об удаленности от Бога, так как в раю, где Бог, царит свет. Так что нельзя говорить, что у Данте в центре вселенной закован дьявол - это не так. В центре вселенной находится Бог (Земля никак не может для Данте находится в центре вселенной).
Распределение же кругов ада - это целиком воля самого Данте, он здесь достаточно субъективен, в этом он несколько предвосхищает Возрождение и Гуманизм. В то же время, у официального учения не было однозначной точки зрения на счет распределения грехов. Градации существовали разные, но грех гордыни, предательства - это самый страшный грех. Поэтому Люцифер, который в своей гордыне восстал и находится на самой низшей ступени. А в остальном Данте достаточно произволен - это кажется удивительным, но это факт. У него есть своя градация: есть предатели людей, предатели Бога. Причем менее страшные предатели обманули недоверившихся, а самые страшные, наоборот, обманули доверившихся. Бог доверял Люциферу, любил его, и он страшный предатель.
Но Данте субъективен и здесь. К Люциферу он, разумеется, относится крайне отрицательно, но есть герои-предатели, которые для Данте окрашены скорее положительно. Очень интересен образ Одиссея - он, конечно, предатель: обманул троянцев, придумав троянского коня, и он находится поэтому в довольно страшном круге. Но для Данте Одиссей - это еще и исследователь нового, неизведанного, который зовет постоянно людей в свою команду исследовать запредельные заповедные сферы. Одиссей нарушает запреты, но для Данте он герой явно положительный настолько, что Данте нарушает миф, изменяя его и Одиссей в «Божественной комедии» умирает совсем по-другому. Но отношение Данте к его грешникам - это другая тема, а о структуре ада можно почитать у Ю.М. Лотмана в статье «Путешествие Улисса в «Божественной комедии» Данте».
NICK LONDON
Студент
На ПостНауке есть статья по этой теме. Позволю себе привести фрагмент.
"Картина Ада выстраивается, с одной стороны, на основе христианских догматов, с другой - на античной традиции. У последней он заимствует идею Ада как очень темного, сырого и тягостного места. В отличие от христианских представлений о пылающем огне, в котором сгорают грешники, Ад у Данте - это место медленного умирания души. Не столько даже пыток, сколько умирания - не случайно и надпись над вратами Ада гласит: «Входящие, оставьте упованья». И движение вниз - это движение к холоду, движение к умиранию жизни и умиранию надежды.
Отчасти ориентируясь на традицию загробных «видений» и античное описание Тартара, Данте придумывает устроить его в виде воронки с девятью кругами, связав всю конструкцию с падением Люцифера, с важнейшим космогоническим сюжетом Священного Писания. Воронка Ада образуется в результате падения ангела, прогневавшего Бога, но она же выталкивает ту землю, которая в результате становится горой Чистилища.
Одной из центральных идей, на которой строится вся вселенная Данте, является путь души наверх, через Ад к Раю. И хотя кажется, что он сначала идет вниз, на самом деле это все равно движение как бы вверх. Центр Земли, в который упирается воронка Ада, - это самая далекая в пространстве и вообще в системе точка. Причем надо сказать, что в античной космологии все крутится вокруг центра Земли, потому что она находится в центре мира, это точка, вокруг которой все устроено. А у Данте это точка максимального удаления от Бога, максимального отсутствия света, а свет - это символ Божественного присутствия. Единственное, где он еще есть, так это в лимбе. Туда он немножко еще проникает, а дальше он утихает. Зло в каком-то смысле материально, а благо духовно. И в этом смысле это выражается и символизируется, в том числе и как бы физической природой Ада и Рая. Причем эти два пояса - Люцифер и Троица - различаются по своей бесконечной несовместимости. Вот эмпирей неподвижен, но неподвижен и ледяной центр Земли, и вместе с тем они все время как бы дают импульс тому, что происходит. Они связаны. Движение, которое совершает Данте, - это, конечно, всегда движение наверх.
При описании Ада Данте использует все известные в его эпоху законы физики: движение по окружности, гравитацию, левитацию, плотность. Он использует геометрию, которая необходима в расчетах при создании воронки, кругов, уступов. Он использует идею беспрестанного движения, которое там все время присутствует, кроме покоя ледяного озера. Но этот покой тоже является следствием чудовищной силы вихря, холода, который производится перепончатыми крыльями Люцифера. Данте использует данные по минералогии, потому что Ад - это мир неорганической природы. Он использует идею плотности и косности материи. В поэме оказываются соединены и богословие, и этика, и космогонические представления, и теория четырех элементов, полностью воспринятая античностью и средневековой мыслью."
Ссылка на статью:
https://postnauka.ru/faq/60525 АНГЕЛИНА БАБИНЧУК
Студентка-журналистка, немного фотографирую
На основании своих собственных представлений о мире, которые продиктованы личными мотивациями. Например, он так сильно любил античную культуру, что поместил Вергилия в Лимб, в котором располагаются великие язычники, не христиане, но достойные люди по меркам самого Данте. А в 6 кругу (для еретиков) находится его политический противник Фарината дельи Уберти, талант которого Данте все же признает. Общий смысл поэмы - нравственная жизнь человека. Нужно пройти через сознание своей греховности, через самоочищение. Данте показал все пороки людей, путь к Богу долог, его царство вне адских кругов (падение Люцифера, обосновался он в центре, что поделать). В поэме действует только логика самого Данте, ну и немножко Аристотеля, которому он подражает.
АЛЕКСАНДР КОРНЕЕВ
просто я
Бог располагается у Данте в Эмпирее, бесконечном пространстве за 9-м кругом Рая как бы 10-м, там он встречает Христа и Беатриче. Эмпирей это место, где блаженные "созерцают" бога (вряд ли в буквальном смысле, скорее это аллегория духовной чистоты).
Дьявол и Бог -- два полюса, две противоположности, уравновешивающие друг друга (вспоминаем 33 главы в Чистилище и Рае, 34 -- в Аду, складываем и получаем 100, сакральное число совершенства, без лишней главы в Аду которого не достигается). Если Бог "находится" в бесконечном пространстве практически за границей мироздания, то Дьявол, как максимально отдаленный полюс, должен был упасть в максимальную далекую от Бога точку. Так как мир у Данте совокупность сфер, то и получается, что максимально далекая точка от Бога -- центр мира.
Надо понимать что в Божественной комедии синтезированы наиболее общие для того времени представления об устройстве мира. Конечно, есть множество и оригинальных идей, вроде Ада как воронки, горы Чистилища, но если говорить именно о логике, то она целиком соответствует духу времени: Данте опирается на схоластическую философию, которая опирается на догматы церкви, богословские работы и логику Аристотеля, в общем случайного здесь ничего нет.
МАКС ТОЛСТОБОВ
Журналист
Дело в том, что Люцифер, будучи когда-то ангелом, предал Бога, за что был сброшен с небес буквально. Стоит обратить внимание, что Люцифер "падал" с южной стороны планеты. На южном полюсе была земля, которая по словам Данте, отодвинулась от богопротивного создания на север, так что он воткнулся в воду до центра планеты. Над его головой, получается уже в северном полушарии, также раздвинулась земля, образовав собой ту самую воронку ада, расширяющуюся к вершине, а ее ступени стали служить кругами. Впрочем, в "Божественной комедии" Данте все это написано, я лишь скупо рассказал вам собранную воедино информацию.