Многое из того, что приписали Троцкому желающие возвеличить его историческую роль, не соответствует действительности
Александр Евдокимов
Лев Давидович Троцкий (Фото: Mary Evans Picture Library/ Globallookpress)
Поразительно, но ниспровергатели того славного, что было в советском прошлом нашей страны, кажется ниспровергнувшие все, что только возможно в нем, одну фигуру почему-то стараются обходить стороной. И ладно бы это была бы какая-то малозначительная фигурка, пешка, так нет же, в своих антисоветских опусах многие клеветники СССР вынесли за скобки матерую фигурищу, настоящего ферзя начала XX в., грозного Льва Давидовича Троцкого. Впрочем, чему удивляться - многое из того, чем либеральная пропаганда пичкает вот уже почти 30 лет доверчивую публику, родом из «Бюллетеня оппозиции», издававшегося им - тем, о ком, видимо, нельзя говорить.
В общем, давно пора повнимательнее присмотреться к тому, чьими идеями вольно или невольно и по сей день пользуются те, кто хотел бы десталинизировать нашу страну до самого основания. В этой статье мы рассмотрим мифы, которыми окружили сторонники и оппоненты личность и дела Л.Д. Троцкого, вольно или невольно превращая этого мелкого беса антисталинизма в настоящего Воландеморта антисоветизма.
Миф № 1 - Л.Д. Троцкий является настоящим творцом и организатором Великой Октябрьской социалистической революции
Миф этот появился в период жарких споров в середине 1920-х гг. между сторонниками Л.Д. Троцкого и И.В. Сталина. Первые, понятно, всячески стремились превознести своего кумира, вторые, напротив, насколько возможно принизить. Истина, как водится, где-то посередине. Л.Д. Троцкий, понятно, не был главным творцом Октябрьской революции, но, безусловно, был одним из ее ключевых организаторов на локальном петроградском уровне. Просто потому, что именно тот, кого не хочет ниспровергать либеральная историография, был председателем Петроградского Совета, параллельного органа власти, в момент, когда Временное правительство было низложено раз и навсегда. По должности он имел прямое отношение к подготовке и осуществлению революции, но только в одном, пусть и столичном городе. В целом же в России триумфальное шествие Советской власти прошло на основе идей и под руководством В.И. Ленина. Лишь локальную функцию Л.Д. Троцкого в октябрьские дни 1917 г. подчеркнул в своей речи от 19 ноября 1924 г. И.В. Сталин: «…Никакой особой роли в Октябрьском восстании Троцкий не играл и играть не мог, что, будучи председателем Петроградского Совета, он выполнял лишь волю соответствующих партийных инстанций, руководивших каждым шагом Троцкого».
Так, собственно, и было, ведь не троцкистские, а ленинские «Апрельские тезисы» легли в основу тактики и стратегии большевиков, позволивших воспользоваться результатами вполне себе буржуазной Февральской революции для превращения ее в полноценную пролетарскую - Октябрьскую. Л.Д. Троцкий в это время еще был на пути в Россию - он прибыл в Петроград 4 мая, так что выступить со своими тезисами в апреле 1917 г. не смог бы, даже если бы был таким же великим теоретиком и таким же тонким политиком, как В.И. Ленин.
Миф № 2 - Лев Троцкий мог быть заказчиком возможного убийства Сергея Есенина
Эта легенда родилась уже десятилетия спустя убийства самого Л.Д. Троцкого. В 1920-1930 гг., когда живы были еще люди, близко знавшие Сергея Есенина, ни у кого не было ни малейших сомнений, что великий поэт в ночь на 28 декабря 1925 г. счел счеты с жизнью. Возможно, по трагической случайности, желая лишь напугать друзей, но он совершил самоубийство.
Поэтому в период процессов над мнимыми и подлинными троцкистами, когда Л.Д. Троцкого в чем только ни обвиняли, никому не пришло в голову заподозрить Льва Давидовича еще и в причастности к произошедшей в ленинградской гостинице «Англетер» трагедии. Потому что ни для кого не было секретом пристрастие Сергея Есенина к алкоголю. Эта пагубная привычка и погубила его. А.М. Горький, когда слушал чтение С.А. Есениным его поэмы «Емельян Пугачев», по его словам расплакался, но не только из-за поразившего его самобытного таланта, но и из-за того, что с поэтом сделали постоянные выпивки.
Л.Д. Троцкого приплели к несуществующему убийству из-за якобы его обиды на поэта за его поэму «Страна негодяев», но самое главное из-за действительно случившейся ссоры Сергея Есенина с приближенным Льва Давыдовича бывшего левого эсера Якова Блюмкина. Что они не поделили - неизвестно (по одной из версий причиной ссоры стала ревность Блюмкина), но поэт реально побаивался убийцу германского посла.
Опасения за свою жизнь он не скрывал от своих друзей Анатолия Мариенгофа и Вольфа Эрлиха, но причудливым образом сочетал их с попытками покончить с собой.
Поэтому и у современных криминалистов добровольный характер уход из жизни Сергея Есенина сомнений не вызвал, как и то, что собирающийся повеситься зачем-то поехал для этого в город на Неве, взяв с собой кучу вещей и обещая в переписке встретиться с адресатом после возвращения.
Если бы речь шла об обычном человеке эти подробности могли бы показаться подозрительными, но речь шла о личности незаурядной, способной даже свое самоубийство драматизировать по максимуму. Не случайно прощальное письмо В. Эрлиху со своим легендарным стихотворением «До свиданья, друг мой, до свиданья» он написал кровью. Проведенная в 1990-е гг., когда появились различные версии его смерти, экспертиза подтвердила, что это действительно почерк Сергея Есенина.
Миф № 3 - Л.Д. Троцкий предлагал иную, более демократичную, чем была реализована в Советском Союзе, модель социализма
На деле, конечно, ничего такого Лев Давидович не предлагал, скорее, наоборот, видел страну как один огромный военный лагерь, а всю ее экономику как огромную «трудовую армию». Свою альтернативную большинству большевиков линию троцкисты свели просто к критике по принципу: не знаю как, но не так. Сначала внутрипартийным оппозиционерам не нравился ленинский НЭП, многие видели в нем отступление от канонов марксизма. В конце же 1920-х гг., когда И.В. Сталин начал энергично проводить политику коллективизации и индустриализации страны, наоборот, внутрипартийные оппозиционеры заголосили, что страна просто не выдержит таких темпов роста, а крестьяне в массе своей не пойдут в колхозы. В действительности все произошло ровно наоборот. Страна развивалась стремительно вплоть до начала Великой Отечественной, а колхозы были созданы практически повсеместно.
В общем, большевики сделали то, что планировали. Тем не менее, Л.Д. Троцкий до самого удара Р. Меркадера ледорубом по голове нисколько не сомневался, что сталинское руководство осуществило термидор и фактически извратило цели и задачи Великой Октябрьской социалистической революции. Просто не тот оказался народ и поэтому не тех большевиков, по мнению Льва Давидовича, поддержал. «Созданное большевиками государство, - заметил он в статье „Сталинизм и большевизм“ отражает не только мысль и волю большевизма, но и культурный уровень страны, социальный состав населения, давление варварского прошлого и не менее варварского мирового империализма».
Получается, что социализм надо было строить в каких-то стерильных условиях, где нет никаких внутренних противоречий, никаких особенностей менталитета и культуры народов, населяющих территорию страны, внешнего влияния и то нет. Понятно, что в жизни такого не было и быть не могло. «Существо троцкизма. - заметил по этому поводу И.В. Сталин в Политическом отчете 16 съезду ВКП (б), - состоит, прежде всего, в отрицании возможности построения социализма в СССР силами рабочего класса и крестьянства нашей страны». Здесь следует обратить внимание на неверие троцкистов, что социалистической может быть Россия, но она таковой все-таки стала, благодаря чему во многом смогла остановить коричневую чуму фашизма и первой отправить человека в космос.
Миф № 4 - Л.Д. Троцкий в эмиграции отошел от политики и не пытался найти путей для свержения руководства СССР
Легенда эта понадобилась ее сочинителям для того, чтобы доказать полную якобы надуманность процессов над оппозицией, которые проходили в 1936-1938 гг. Мол, страдал И.В. Сталин паранойей и оттого устроил ничем-де не обоснованные репрессии. Дошло до того, что взял и подослал убийцу к старому доброму своему другу Льву Давыдовичу, который тихо себе жил в Мексике, выращивал кроликов и ни о чем таком не думал. Все показания о том, что он пытался как-то установить связь со своими сторонниками в Советском Союзе и готов был многое пожертвовать империалистическим странам ради того, чтобы начали войну против того, что останется от страны, - все это выдумки следователей НКВД.
Странно только, что эти «выдумки» поразительным образом совпадают с тем, что сам Л.Д. Троцкий несколько более витиевато, чем в показаниях своих сторонников, писал в перерывах между кормлениями кроликов. Ну вот, например в одной из последних своих статей «СССР в войне» он фактически прямо подтвердил то, что якобы выдумали в это самое время советские чекисты и заставили озвучить подсудимых на процессах конца 1930-х гг.: «Если эта война вызовет, как мы твердо верим, пролетарскую революцию, она неизбежно приведет к низвержению бюрократии в СССР и к возрождению советской демократии на гораздо более высоком экономическом и культурном базисе, чем в 1918 г.» Понятно, что под «пролетарской революцией» здесь понимается дворцовый военный переворот, под «бюрократией в СССР» миллионы коммунистов-сталинцев, а под «советской демократией» собственное владычество, еще более жестокое, чем во времена военного коммунизма.
О том, что свои люди внутри СССР у него есть, Л.Д. Троцкий сам же откровенно признается в этой же своей работе, называя их «сторонниками IV Интернационала». Они, по его словам, «сохраняют при этом свою политическую самостоятельность, борются во время выборов в советы и заводские комитеты за полную их независимость от бюрократии, ведут революционную пропаганду в духе недоверия к Кремлю и его местной агентуре». Это он о троцкистах на территории Западной Белоруссии и Украины, вошедших в состав СССР в сентябре 1939 г., но наверняка таковые были и в других регионах.
Кстати, тут парадоксальным образом Лев Давыдович тоже согласился с теми, кто якобы полностью сфальсифицировал процессы против его сторонников: «Мы - за независимость советской Украины и, если сами белорусы этого хотят, советской Белоруссии». Еще более парадоксально, что позиция тогдашней троцкистской оппозиции совпадает с мнением нынешней «пятой колонны»: «Мы не доверяем Кремлю никакой исторической миссии. Мы были и остаемся против захвата Кремлем новых областей». Разница только в том, что тогда речь не о Крыме, а об упомянутых Западной Белоруссии и Западной Украине.
Миф № 5 - троцкистские идеи популярны до сих пор в мировом левом движении
В классическом своем смысле с верой в мифическую перманентную революцию троцкизм перестал существовать задолго до того, как Рамон Меркадер начал обхаживать секретаршу Троцкого. Так что говорить о том, что современные троцкистские организации до сих пор являются по-настоящему троцкистскими, было бы большой натяжкой.
Но если иметь в виду попытки скрыть мелкобуржуазную сущность за левой фразой, бесконечную критику державного коммунизма, стремление любую пошлость выдавать за проявление левизны, то да, троцкизм и поныне живет и даже кое-где побеждает. Прежде всего, на ум, конечно, приходит СИРИЗА в Греции. Уж на что громкие заявления и обещания делали леваки, в том числе троцкистского толка, из этой организации, идя к власти, но добравшись до нее, в массе своей сдулись. Из НАТО обещали выйти, а на деле не рискнули покинуть даже зону евро. Греция в пору неотроцкистско-левацкого правления осталась звеном в империалистической цепи Евросоюза и, несмотря на далеко идущие намеки, не заблокировала санкции против России, хотя лидеры СИРИЗА прекрасно знают, что пришедшие на Украине к власти бандеровцы куда опаснее греческих неонацистов из «Золотой Зари».
Так что вольно или невольно современные неотроцкисты подтверждают скрытую прокапиталистическую сущность идеологии своего прародителя. Троцкистские черты проявились в ультралевых течениях России, скатившихся в оранжевое болото соглашательства с либералами, защищающими интересы олигархов. А соответственно, сама жизнь доказала правоту оценки данной И.В. Сталиным в статье 1931 г. «О некоторых вопросах истории большевизма»: «Троцкизм есть передовой отряд контрреволюционной буржуазии».