Андрей ДЯТЛОВ В Лондоне выставляют на торги украшение, которое может изменить привычное представление об истории "орлеанской девы" - а что если Жанну не сожгли на костре?
В конце года англичане объявили, что феврале в Лондоне на аукционе выставят кольцо, предположительно принадлежавшее Жанне д'Арк. Стартовая цена - 10-14 тысяч фунтов (15-21 тысяча долларов). По легенде, она надевала его перед казнью, а сохранилось кольцо благодаря королю Генриху VI. Считается, что кольцо подарили Жанне родители незадолго до ее сожжения на костре в 1431 году.
Оно соответствует сохранившемуся описанию самой Жанны, которое она дала в ходе суда, приговорившего ее к казни. Жанна его описывала так: на кольце есть надпись Jhesus Maria и три креста, а сделано оно из золота или латуни, то есть, она точно не знала, из какого именно металла. Жанна сообщила также, что оно было у нее на пальце, когда она коснулась явившейся ей Святой Екатерины.
«Я думаю, можно не сомневаться в том, что это ее кольцо», - сказал исполнительный директор Timeline Auctions Бретт Хэммонд. Он считает, что то, что кольцо XV века совпадает с описанием кольца Жанны, вряд ли может быть просто совпадением.
Кольцо продается в дубовой шкатулке с крестом на крышке и с документами, подтверждающими его подлинность.
Но если кольцо подлинное, оно может дать разгадку одной из тайн истории Орлеанской Девы.
Кольцо продается в дубовой шкатулке с крестом на крышке и с документами, подтверждающими его подлинность
Жанна не д'Арк
Если быть точным, Жанну ее современники никогда не звали д'Арк. И сама она никогда себя так не называла, а называлась «Жанной Девственницей».
Не очень понятно и когда она родилась. Считается, что в 1412 году, но когда в 1904 году ее причисляли к лику святых, дату официально назвали другую: 6 января 1409 года.
Кто были ее мать и отец - тоже туманно. По одной версии - обедневшие дворяне (отсюда дворянское «д» в фамилии), по другой - зажиточные крестьяне (а «д» означает - «из такой-то местности», в данном случае, возможно, папа ее был из города, в название которого входило слово Арк, таких было несколько). Но даже если родители девы и были крестьянами, то позже получили дворянство. Место рождения Жанны называют точно: деревня Домреми на границе Шампани и Лотарингии.
Если коротко, ее внезапный взлет и трагический конец на костре уложился в несколько лет.
В 13 лет Жанна вдруг услышала голоса святой Екатерины и архангела Михаила, причем, архангела даже несколько раз видела. Они и сказали ей, что именно она освободит Орлеан, сняв осаду англичан, да еще и возведет на трон наследника французского престола дофина Карла.
Собственно, с этого и началась ее миссия в Столетней войне между французами и англичанами.
Мадемуазель в рыцарских доспехах
Интересно, что Жанна в свои 16 лет оказалась весьма подготовленной к военному делу. Карла она при встрече поразила умением блестяще ездить на коне, фехтованием. «Создавалось впечатление, - говорил один из ее современников, - что эта девушка воспитана была не в полях, а в школах, в тесном общении с науками».
Пройдя все испытания, учрежденные дофином, Жанна именем Бога подтвердила Карлу его права на престол. И, в конце концов, Карл так поверил ей, что назначил её главнокомандующей французскими войсками.
Единственное достоверное изображение "орлеанской девы"
Сейчас на всех памятниках она изображается в доспехах и с мечом. Так оно и было: дофин приказал специально для Жанны выковать доспехи, а как главнокомандующему, ей было положено знамя, а как посланнице Божьей - хоругвь. На знамени был изображен Бог Отец над радугой и два ангела рядом с ним. Правой рукой Господь благословлял мир, а в левой держал вселенную. Еще была надпись «Иисус Мария» и лилии французского королевства.
Меч Жанна попросила привезти из небольшой часовни в Фьербуа, где она видела много старинного оружия. А ей хотелось иметь меч, равный мечу легендарного воина и короля Карла Великого. Ей привезли древний заржавленный клинок, помеченный пятью крестами. Ржавчину очистили и оказалось, что что это меч, которым другой знаменитый воин Карл Мартелл семьсот лет назад поразил арабов в битве при Пуатье.
Интересно, что позже на допросе Жанна на вопрос о том, что она почитала больше меч или знамя, ответила, что знамя.
Солдаты охотно пошли за нею, считая ее Божьей посланницей.
«Кто любит меня, за мной!»
В известнейшем фильме «Начало» Глеба Панфилова, где Жанну играет Инна Чурикова, есть одна небольшая неточность, сцена, где, казнив дезертиров, Жанна говорит своим солдатам: «Кто верит в меня, за мной!»
Наверное, в наше время цензура немного погуляла по тексту сценария. На самом деле этот знаменитый клич Жанны звучал иначе: «Кто любит меня, за мной!»
И ее любили. Влюбленные в нее французы 8 мая 1429 года отогнали англичан от Орлеана. Именно тогда она стала «Орлеанской Девой», а 8 мая и сегодня в Орлеане главный городской праздник.
С любовью к Жанне ее армия разбила англичан наголову, и 17 июля в Реймсе Карл стал королем Франции.
Но с этого момента счастье отвернулось от Жанны.
Взять Париж ее армии не удалось, зато бургундцы, воевавшие против Карла, обманом заманили ее в ловушку и выдали англичанам. Точнее, продали за 10 000 золотых ливров.
Поздней осенью 1430 года Жанну увезли в Руан. Там ее судили, обвиняя в ереси и ношении мужской одежды.
Процесс начался 21 февраля 1431 года. Возглавлял его епископ Пьер Кошон, ярый сторонник англичан. Английское правительство открыто поддерживало суд и даже оплатило все расходы на процесс. Сохранившиеся и опубликованные документы английского казначейства в Нормандии показывают, что эти расходы были немалыми.
24 мая епископ Кошон привел ее к столбу с вязанками хвороста - будущему ее костру, но сказал, что ее переведут от англичан в церковную тюрьму, если она отречется от ересей. Зачитал ей бумагу с таким отречением, а потом, гад, бумагу эту подменил. Жанна была неграмотной и поставила крест, образно говоря, под собственным приговором.
Венецианец Морозини писал в своих хрониках: «Англичане сожгли Жанну по причине её успехов, ибо французы преуспевали и, казалось, будут преуспевать без конца. Англичане же говорили, что, если эта девушка погибнет, судьба не будет больше благосклонна к дофину».
30 мая 1431 года Орлеанскую Девственницу сожгли.
С костра она крикнула Кошону: «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!». И попросила дать ей крест. Ей протянули две скрещённые ветки, она еще успела несколько раз крикнуть: «Иисус!».
А сожгли ли Жанну?
Но тут начинается самое интересное. Исследователи истории Орлеанской Девственницы не могут уверенно сказать, сожгли ли Жанну.
Вообще, с ее гибелью много непонятного.
Если кольцо было подарено родителями Жанне еще до ее сожжения, то как оно уцелело?
Например, нет формального приговора, хотя сохранились протоколы допросов. Более того, когда позже был затеян процесс о реабилитации Жанны, из 12 допрошенных членов руанской судейской комиссии, отправившей Жанну на костер, пятеро заявили, что уехали ещё до окончания слушаний, трое - что не присутствовали при казни.
Нет и положенного при таких процессах протокола о казни.
Многие добровольные историки, ищущие альтернативные версии великих событий, считают, что вполне возможно, либо казни не было вообще, либо вместо Жанны сожгли какую-то другую женщину. А чтобы этого никто не заметил, голову казнённой вместо Жанны, накрыли бумажным колпаком, а толпу от костра на довольно большое расстояние оттеснили солдаты.
Почему Жанна могла уцелеть? А потому что по одной из версий Орлеанская Девственница была не крестьянкой и даже не простой дворянкой, а особой королевских кровей. Именно поэтому дофин так легко доверил ей войско, и поэтому она была так сведуща в верховой езде и владении оружием.
А через несколько лет после «казни» Жанна опять появилась при королевском дворе и даже вышла замуж за Робера дез Армуаза.
Были, впрочем, и самозванки. В 1452 году появилась дама, подкупившая кузенов Жанны, чтобы выдать себя за Орлеанскую Девственницу. Не удалось. Второй лже-Жанной стала Жанна Феррон, но и ее разоблачили, причем позорно: она не умела ездить на лошади.
Удачнее всех оказалась некая Жанна дез Армуаз. Она появилась лет через пять после казни Орлеанской Девственницы и как раз она вышла замуж за сеньора Робера дез Армуаз. Интересно, что жители Орлеана и братья Жанны д'Арк (у нее были три брата и сестра) ее признали. Но зато не признали в Париже и даже, по приговору парламентского суда, выставили к позорному столбу. Жанна дез Армуаз родила двоих сыновей, а умерла в 1446 году.
Была ли она действительно самозванкой и только - до сих пор не известно.
Но вот этот-то вариант судьбы Орлеаской Девы - ее не сжигали - косвенно подтверждает то самое кольцо Жанны, с которого я начал рассказ.
Ведь получается уникальная ситуация. Если кольцо было подарено родителями Жанне еще до ее сожжения, то как оно уцелело?
Исходя из свойств металлов, кольцо могло и не расплавиться. Температура плавления латуни в зависимости от состава достигает 880 - 950 градусов, золота - примерно 1070 градусов Цельсия. А температура горения дерева равняется примерно 800-1000 градусов Цельсия. Но костер Жанны, казненной на открытой площади, вряд ли достигал высшего уровня температуры горения дерева. Вентиляция хорошая. Не печь и даже не камин.
Сильно сомневаюсь, что после сожжения кто-то просеивал огромную груду угля и пепла и сгоревших останков девы в поисках ее кольца.
Документы, на которые ссылаются аукционисты, рассказывают, что кольцо, после казни Орлеанской девы в 1431 году перешло к Генриху VII, английскому королю, первому из династии Тюдоров, затем им владели кардиналы и придворные вельможи. К началу ХХ века кольцо попало в частные коллекции не раз выставлялось на торги в разных аукционных домах. Причем сведения обо всех владельцах кольца подтверждены документально.
Но если исходить из того, что в жизни многие события трактуются куда сложнее, чем они есть на самом деле, вполне можно предположить, что Жанна, действительно, не была казнена, и сама передала кольцо в знак благодарности за избавление от смерти (ведь оно было для Жанны высшей драгоценностью, освященной Святой Екатериной), и, возможно, еще и в знак того, что она клянется не разглашать этой тайны...
Оправдание Девы
Когда французы вышибли англичан из Нормандии, Карл VII приказал провести расследование гибели Жанны.
После окончания войны в Нормандии в 1452 году Карл VII велел собрать все документы, относящиеся к процессу над Жанной, и проверить, был ли законным суд над нею. Выводы - нет, не был. В 1455 году папа Каликст III повелел еще раз вернуться к суду над Жанной и его материалам. Были допрошены 115 свидетелей, в том числе и мать Жанны, её товарищей по оружию и жители Орлеана.
7 июля 1456 года судьи объявили процесс над Жанной недействительным.
Так ее реабилитировали.
Стало ли ей от этого легче на небесах - не знаю.
Папа Пий X в 1909 году провозгласил Орлеанскую Девственницу блаженной, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV канонизировал её.
P.S.
Одна последняя деталь:
Марк Твен, автор бессмертного «Тома Сойера» однажды написал о Жанне: «Если учесть все обстоятельства - происхождение, молодость, пол, отсутствие образования, обстановку ранних лет и те сложные условия, при которых Жанна воспользовалась своими высокими дарованиями и одержала победы на поле битвы и перед судом, решавшим вопрос о ее жизни и смерти, - она естественно и безусловно окажется самой выдающейся личностью, которую когда-либо порождал род человеческий».
Остается добавить последнюю деталь. Когда победительница англичан, дева, возглавившая французское войско, обратившая поражения французов в будущую победу, приведшая на трон короля, поднимавшая в атаку тысячи солдат своим знаменитым «Кто любит меня, за мной!», героиня Франции и ее будущая святая взошла на костер, ей было всего 19 лет...