Пропаганда, пиар или информационный всеобуч

Dec 14, 2015 10:01

В условиях глобальной мятежевойны массовая информация должна обеспечивать сохранение психологического здоровья населения

Вадим Балытников

Об авторе: Вадим Балытников, Вадим Владимирович Балытников - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права юридического факультета Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге. Ярослав Викторович Болдинов - выпускник юридического факультета Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге.




Почти полтора десятка лет назад (см. «НГ» от 11.04.02) один из соавторов данной статьи писал о том, что 11 сентября 2011 года стало началом «третьей мировой мятежевойны». Ныне эта глобальная современная война в самом что ни на есть буквальном смысле «докатилась и до нас». Ведь статья 51 Устава ООН, в соответствии с которой Россия с 17 ноября сего года осуществляет свое неотъемлемое право на самооборону от террористической угрозы, означает необходимость ведения активных военных действий, необходимых для уничтожения источника террористических посягательств. А то, что этот источник носит не столько территориальный, сколько идейно-фундаменталистский характер… Что ж, такова особенность ведения войны в нашем турбулентном, глобальном мире…

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЕВАНИЕ

Однако, как верно отмечал еще Александр Дюма, «с идеями нельзя бороться так же, как с людьми». О том, что война будущего будет носить принципиально иной характер, а главным ее фронтом станет фронт информационный, еще в 50-70-е годы прошлого века предупреждал бывший полковник Генерального штаба Российской императорской армии, профессор Евгений Эдуардович Месснер (1891-1974), известный как автор самой концепции мятежевойны. Представляется уместным процитировать некоторые принципиальные постулаты соответствующей доктрины, касающиеся именно противоборства сторон в сфере того, что сам Месснер называл психологическим воеванием (см. «НГ» от 05.11.99).

«В прежних войнах важным почиталось завоевание территории. Впредь важнейшим будет почитаться завоевание душ во враждующем государстве…

В будущей войне воевать будут не на линии, а на всей поверхности территорий обоих противников… Позади оружного фронта возникнут фронты - политический, социальный, экономический; воевать будут не на двумерной поверхности, как встарь, не в трехмерном пространстве, как было с момента нарождения военной авиации, а в четырехмерном, где психика воюющих народов является четвертым измерением…


Важнейшей задачей в мятежевойне являются объединение своего народа и привлечение на свою сторону части народа враждующего государства. В прежние времена для образования идейной, политической базы войны достаточно было приобрести поддержку ведущего слоя в народе. Теперь каждый воин и каждый гражданин соприкасается с враждебно-мыслящими, с перебежчиками, провокаторами, с неприятельскими пропагандистами, с попутными, но инакомыслящими людьми, а поэтому психологическая обработка должна распространяться на все сословия народа… Мятежевойна - это война всех против всех, причем врагом бывает и соплеменник, а союзником - и иноплеменный. У каждого человека должен быть колчан с психологическими стрелами и психологический щит.

Задача психологического воевания заключается во внесении паники в душу врага и в сохранении духа своего войска и народа.

В мятежевойне выбор весьма труден вследствие обилия целей и различия удельного веса их (чисто психологические, материальные с психологическим оттенком, чисто материальные). Можно установить такую иерархию целей: 1) развал морали вражеского народа; 2) разгром его активной части (воинства, партизанства, борющихся народных движений); 3) захват или уничтожение объектов психологической ценности; 4) захват или уничтожение объектов материальной ценности…

Волновать, будоражить, взвинчивать нервы народа равносильно даче ему возбуждающих средств: от случая к случаю - пожалуй, полезно, но непрестанно - вреднее кокаина и марихуаны. И тем не менее агитацию надо считать одним из главных средств ведения мятежевойны: нападательная агитация способствует ослаблению врага, оборонительная агитация усиливает наш дух (оборонительная не смеет обороняться, оправдываться, извиняться, но должна активно активизировать эмоции и мысли наших… борцов и неборцов)…

Агитация во время войны должна быть двуличной: одна полуправда для своих, другая - для противника. Но и двуличия мало - требуется, так сказать, многоличие: для каждого уровня сознания, для каждой категории нравов, склонностей, интересов - особая логика, искренность или лукавство, умственность или сентиментальность…

Все это делает ведение психологической войны весьма трудным искусством».

Искусством, в котором само понятие пропаганды, получившее в качестве нового «лица» более благозвучное именование - PR, вышло на качественно новый уровень, став ключевым инструментом военно-политической борьбы. Бесспорно, не будет преувеличением утверждение о том, что XXI век стал веком информационных войн, то есть эпохой противостояния, направленного на достижение политических, экономических, военных и иных целей не путем внешнего подчинения, но путем завоевания господства над умами, сердцами и душами людей.

НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Одной из первых войн такого рода стала кампания вооруженных сил США и других стран НАТО в Ираке с 20 марта 2003 года по 15 декабря 2011 года. Собственно, боевые действия в ней, по мнению многих экспертов, преимущественно играли вспомогательную функцию. Более того, сам их ход был в значительной мере выстроен в соответствии с информационно-пропагандистскими планами наступавшей стороны. Сама реальность на этой войне зачастую становилась лишь порождением новостных сценаристов и существовала по законам и правилам новостной телекартинки (вспомним пресловутое «спасение рядовой Джессики»).

По сути, действительность даже не подгонялась под шаблоны - она просто формировалась таким образом, чтобы подаваемые глобальной системой массовой информации и пропаганды новости были максимально выразительны и оказывали необходимый эффект на целевую аудиторию. А основной целевой аудиторией пропаганды в современной мятежевойне для «сил добра» (в силу самих показателей удельно-массового соотношения) стали именно «свои», а не «враги». Всемирное освещение происходящего на территории того же Ирака было нацелено прежде всего не на жителей этой страны, а именно на граждан стран Запада. У которых необходимо было вызвать чувство внутренней сплоченности, сочувствия и сопричастности к благородной освободительной миссии «паладинов свободы»…

Миссии, которая, строго говоря, с точки зрения заявленных целей окончилась полной неудачей. Вслед за выводом войск западной коалиции (которая так и не смогла одержать победу в начавшейся сразу после свержения Саддама террористической войне, число погибших в ходе которой, кстати, давно превысило числе жертв почти 30-летнего правления Хусейна) на территории Северо-Западного Ирака образовалось «Исламское государство» (ИГ - запрещенная в России экстремистская организация), очень быстро подчинившее себе почти всю западную часть соседней Сирии, ставшей к тому времени полем очередного эксперимента по продвижению «демократических ценностей» средствами все той же мятежевойны. В России опасность ИГ осознали довольно быстро - и своевременно запретили деятельность этой организации, а затем начали планомерную (и полностью находящуюся в рамках международного права) борьбу с этой организацией и подобными ей террористическими сообществами. Запад же длительное время делил террористов на «плохих» и «хороших»… Результаты такого рода деления весь мир наблюдал уже множество раз - Нью-Йорк, Париж и т.д.

Казалось бы, при чем тут пропаганда или пиар? При том, что вся эта ситуация показала очевидную опасность социально-психологических последствий воздействия современной пропаганды на ее собственную целевую аудиторию. Наиболее опасным из них стала массовая потеря способности адекватно воспринимать и осознавать происходящее, ставшая, в свою очередь, следствием мощнейшего автогипноза как широких масс, так и элитных слоев общества. Помянутый автогипноз, позволяющий интерпретировать любые происходящие события исключительно «в одном ключе», в конечном итоге приводит к лавинообразной потере способности самостоятельно мыслить и действовать и, по существу, превращает людей в самых настоящих информационных зомби.

При всем этом общественность в условиях такого рода даже не «промывания», а скорее «вымывания мозгов» готова (при наличии соответствующего «информационного напора») принять и оправдать едва ли не любые решения. По сути, срабатывает тот же психологический механизм, который формируется у адептов тоталитарных сект, не способных усомниться в правильности очередного «единственно истинного и верного учения» своих «гуру», каким бы абсурдным или людоедским это учение ни было.

НЕКРОМАНТЫ, ЗОМБИ И БЕРСЕРКИ

Конечно, наивно думать, будто подобного рода деградация не возвращается бумерангом. Разумеется, возвращается, и, к примеру, развитие событий в соседней Украине убедительно свидетельствует об этом. Но для нас куда важнее другое - необходимость учиться даже на чужом негативном опыте. Ведь в данном случае речь идет не просто о кризисе, а о психологическом здоровье людей. И в конечном итоге - о будущем самого общества и государства. Ведь неспособные к сознательной созидательной деятельности информационные зомби вследствие определенных событий могут очень легко выйти из под контроля. И стать легкой добычей перехватывающих управление «некромантов» противника, оборачивающего против своего врага его же собственный народ, в том числе вооруженную его часть…

Поверженная в 1940 году Франция, по мнению сторонников генерала де Голля, с военной точки зрения проиграла потому, что была похожа на закованного в броню рыцаря («линия Мажино»), не имевшего меча (подвижных механизированных наступательных частей и соединений). Иные адепты современной «тотальной пропаганды» или «тотального военного пиара» напоминают нам сторонников противоположного подхода - информационных берсерков готовых броситься в бой без доспехов, с одном мечом в руках. Проблема, однако, в том, что нередко берсерки, опьяненные «божественным напитком» из мухоморов, не возвращались с поля битвы живыми… А иной раз вошедших в «боевой раж» берсерков были вынуждены убивать свои же - ибо когда заканчивались враги, опьяненные возбуждением и кровью берсерки бросались именно на своих… В условиях, когда, согласно медицинским исследованиям, те или иные проблемы с психикой испытывают более четверти американцев и около 40% граждан ЕС, вопрос первоочередного обеспечения информационной защиты психологического здоровья населения становится критически важным. Ибо когда в 1990-1991 годах уровень с «недостаточностью» в области психологического здоровья достиг 50-процентной отметки среди наших сограждан, страну постигла печальная судьба…

А ведь в современных условиях в борьбу на фронтах глобальной мятежевойны, по сути, вступает все население России. И в силу одного этого пренебрегать вопросами информационной защиты (в том числе и от негативных последствий безусловного необходимой «пропагандисткой стимуляции») совершенно недопустимо! Тем паче что эти последствия уже проявились в судьбах других наций и государств! Не настает ли время вспомнить слова Е.Э. Месснера о том, что возбуждать народ необходимо лишь от случая к случаю, а пропаганда должна активизировать не только чувства, но и мысли?

Каким же образом можно добиться такого рода баланса?

ДАЕШЬ ВСЕОБУЧ

Думается, в современных условиях абсолютно необходимо оперативно разработать и взять на вооружение концепцию своего рода «информационного всевобуча» - массового обучения населения навыкам гражданской обороны (гражданской защиты) в области информационной безопасности. В зонах, зараженных радиацией или отравляющими веществами, необходимы особые защитные меры - но то же самое относится и к «информационно-токсичным» зонам, а ими является значительная часть «четырехмерного пространства глобальной мятежевойны». В этих условиях одной из задач собственной пропаганды должно стать формирование своего рода «защитного идейно-логического поля», способного играть для всего нашего народа роль «бронекупола солидарности» на всем психологическом пространстве информационного противоборства.

В какой-то мере такая «оборонительная пропаганда» даже важнее пропаганды наступательной. И, разумеется, ее всеохватывающий характер может быть обеспечен только с использованием отечественной системы средств массовой информации. Которые должны вспомнить о том, что кроме функции информирования и функции формирования общественного мнения у них есть еще и функция массового социального обучения. Но помимо СМИ об этом, бесспорно, всегда должно помнить и наше государство, стремящееся защитить свой народ от современных глобальных угроз…

Previous post Next post
Up