Портреты выдающихся людей. Часть 1. Насколько достоверны официальные портреты

Aug 19, 2015 18:30

Любой современный учебник истории - это прежде всего набор сухой информации, дат, цифр, описаний, фамилий, имен и так далее. И для молодого поколения, которое по ним обучается (ведь кроме историков знать свое прошлое взрослым совсем необязательно - они и так уже отучились в свое время), нужно хоть как-то подавать эту сухость в доступной юношескому воображению форме. Для этого в учебниках существует любимый предмет изучения всех "альтернативщиков" - это картинки. Обычно это живописные картины маслом, иллюстрирующие какое-либо событие, как правило написанные через век, а то и больше от самого события, а так же живописные портреты тех буковок и циферок, что именуются людьми, причем не обычными, а выдающимися, которые навсегда увековечены на страницах мировой истории. В каком-то роде учебник по истории очень напоминает огромную эпитафию, что-то вроде "родился - сделал что-то выдающееся - умер". С одной стороны очень мало информации про те времена, скудные отрывки хроник и описаний современников не дают в полной мере описать характер человека, был ли он добряком или часто нервничал по пустякам, как он духовно развивался и каков был уровень его духовного развития, какое было его мировоззрение и так далее. Но с другой стороны есть период античности, который отстоит от нас по временной шкале на тысячи лет дальше, чем тот же период средневековья, но про который, как это ни парадоксально, известно в разы больше информации, чем о периоде средневековья. Возникает закономерный вопрос - почему так? Разве в античность более тщательно записывали информацию? А в средние века вдруг перестали - мол не до этого было, темные века, дизентерия, чума и так далее?

Но одно дело описание жизни человека, другое дело - его портрет, который иногда может разсказать куда больше любых свидетельств. Ведь любая картинка - это образ, который прочно может засесть в голове, и его трудно уже будет оттуда достать. Сегодня мы поговорим о достоверности портретов выдающихся людей 16-17-18 веков, то есть периода, который отстоит от нас по меркам времени Земли на ничтожно малый промежуток времени, и о котором, кажется, историки должны знать практически все. Итак, поехали.


1. Адиль-Герай (Гирей), крымский хан.

Хан Крыма в 1666-1671 годах. Согласно официальным родословным, Гиреи - чингизиды, и происходят из Тугатимуридов от Джанак-оглана, младшего брата Туй Ходжи оглана, отца Тохтамыша. Старший сын Джанак оглана, Ичкиле Хасан оглан, отец Улу Мухаммеда, родоначальника династии Казанских ханов. Но, данная версия происхождения Хаджи Гирея, наталкивается на многочисленные несообразности. Более вероятно, что Хаджи Гирей не был чингизидом, а принадлежал к известному монгольско-тюркскому роду Керей (Кирей, Гирей), и лишь впоследствии успешный узурпатор был приписан к Золотому роду.

Обычно его портрет отсутвует, но чаще всего для поддержания образа тюрка используют вот этот:




Однако же западноевропейские фантазеры рисуют его вот таким:




Больно он похож на всем известный портрет Рюрика. Может, с него рисовали?




Великий Хам перекопских, крымских и ногайских тартар. Очень интересно его войско, которое было союзником Богдана Хмельницкого в битве при Берестечке против польской армии Яна Казимира 2. На надгробии Яна Казимира показаны эти самые тартары:














Бородатый тартарин                                                  Бородатый скиф

Ба, какие знакомые шапочки! Прямо фригийские колпаки, троянские головные уборы или скифские шапки! (подробнее - здесь:
http://iskatel.info/drevnejshaya-kultura-v-narodnom-byite.html



Троянцы оплакивают тело Патрокла. С античного барельефа

2. Матвей Иванович Платов, атаман Войска Донского.

Атаман Всевеликого войска Донского (с 1801), генерал от кавалерии (1809), который принимал участие во всех войнах Российской империиконца XVIII - начала XIX века. В 1805 году основал Новочеркасск, куда перенёс столицу Донского казачьего войска. Во время персидской войны 1795-1796 был походным атаманом. При Павле I в 1797 был заподозрен в заговоре, сослан в Кострому, затем заключён в Петропавловскую крепость. Но в январе 1801 года был освобождён и стал участником самого авантюрного предприятия Павла -похода в Индию. Лишь со смертью Павла в марте 1801 года уже выдвинувшийся во главе 27 тысяч казаков к Оренбургу Платов возвращён Александром I, произведён в генерал-лейтенанты и назначен войсковым атаманом Войска Донского.

Слева - официальный портрет, справа - "неофициальный", который я нарыл на немецком ресурсе http://www.tripota.uni-trier.de/





3. Темник Мамай, воевода Золотой Орды.

Со второй половины 1350-х годов наместник Крыма и Северного Причерноморья. Эти земли на старых картах называются малая тартария:




Выглядели малые тартары вот так:





Писали вот так:







На карте показаны нынешние Запорожская и Херсонская область, откуда я сам родом. Преобладающее количество татар вокруг себя не наблюдаю, люди в основном говорят на русском языке. Также является странным то, что несмотря на длительное владение татарами Крымом ныне татары как этнос представляют меньшинство (из одного миллиона 967 тысяч населения Крыма около 266 000 - крымские татары, даже если приплюсовать татар, которые подверглись депортации (около 183 тысячи человек по документам НКВД)). В Херсонской области состоянием на 2001 год из приблизительно одного миллиона 83 тысячи человек населения проживало около 2 000 татар. Я уверен, что до сих пор никто не задумывался над этим странным фактом - куда "испарился" огромный народ, который контролировал эти земли не один век, а так же тюркские языки, на которых, как утверждают историки, говорили и писали "вязью".

Ну и теперь моя версия, которая является настолько очевидной, что и представить сложно. Официального портрета Мамая нет, есть только отдаленные представления:




А вот как выглядел хан Мамай по моей версии:



Образ Казака-Мамая настолько же популярен в украинской части Руси, как и образ Будды на Востоке. Русские малороссы считали Мамая провидцем, народным святым. Еще в XIX столетии изображение Казака-Мамая считалось неотъемлемым атрибутом каждой малороссийской хаты. Подобные картины размещались на самых почетных местах и ценились наравне с иконами. Именно в честь Мамая-Характерника-Темника был назван Мамаев Курган, который мистическим образом притягивал судьбоносные сражения. И еще одна интересная деталь к портрету Мамая - это челма (от слова чело), которая изображается практически на любой картине рядом с Мамаем.




А на этой картине с Мамаем прямо указано, что он был именно крымским ханом:




За порожье ведь - понятие довольно таки обширное, Крым тоже как бы за порогами находится, если смотреть с севера. Все зависит от точки зрения. Народные легенды и сказания - самая сильная вешь против фальсификаций прошлого, и хоть в них достоверная информация могла затерятся с веками, зато правильный образ они создают. Это пища скорее для правого полушария, а не для левого фактологического. Вот посмотрите, как в сказках для детей были сохранены имена реальных персонажей - короля Алжирра Али-Бабы и султана Ачема на Суматре Ал ладина (высший лад)






Окончание статьи здесь: http://iskatel.info/portretyi-vyidayushhixsya-lyudej.html

Previous post Next post
Up