Авраам Покой объясняет, зачем офисному хомяку бегство от смысла:
- ...В общем, я собираюсь начать новую жизнь.
Эта фраза сегодня не означает, что через несколько месяцев Человечество пополнится новым малюткой. Это также редко означает, что говорящий - погорелец, наконец-то взявший себя в руки и придумавший, как отстроить разрушенное стихией.
В среднем в современном мегаполисе под началом новой жизни подразумевается - разъезд с дискомфортным мужем, переход на удалённую работу, переезд в чешский городок с непроизносимым названием, сдача подольской квартиры внаём, покрытие себя загаром и посвящение себя альпинизму и славянской мифологии.
Это настолько тревожный факт, что о нём стоит поговорить подробнее.
Дело в следующем. Настоящая новая жизнь отличается от гримирующегося под неё бархатного суицида очень простым первичным признаком. В настоящую новую жизнь вы берёте всех, до кого можете дотянуться, - и по мере сил умножая их число.
Если же современник, напротив, изымает себя из жизни и законопачивает туда, где ему как можно меньше грозит втряхнуться в какой-нибудь смысл, - это не новая жизнь и даже не её китайская сборка. Это просто ароматизатор жизни, якобы идентичный натуральному, но почему-то сделанный из жжёной пробки и рыбьих костей.
Подобно тому, как химия выдаёт себя за что-то природненькое, указывая на банках с ГМО «Не содержит консервантов», а на банках с консервантами «Не содержит ГМО», -- так и единственный признак новой жизни в описываемом явлении сводится к отсутствию жизни прежней. И только.
Начинание Новой Жизни - сокращённо «Наножизнь» - есть на деле один из способов успешного обезвреживания землян, превращающий человеческие существа, способные к целеполаганию и сознательным действиям, в говорящих особей морских губок.
Механизм действия наножизни на человека прост до обидного.
К сожалению, наш современник основательно разучился отличать смысл собственных дел от сопутствующих им свистелок и фейерверков. Достаточно вспомнить, как часто под видом фраз «всё потеряло смысл» или «я больше не могу это терпеть» нам сообщается, что от процесса уже нет стартового кайфа. На деле смысл из жизни жалобщиков никто не угонял: просто пользователь уже перестал восторгаться моделью смысла и его дизайном -- и тихо бесится от ежемесячных выплат.
Муж ли отчаивается намыть с жены прежний объём взволнованной самооценки. Жене ли начинает казаться, что терпеть дальше неустранимые неисправности этого типа не стоит ни за какой душевный комфорт. Работнику ли уже неинтересно носить социальный статус совсем как у взрослых, а хочется просто не видеть этой конторы, этой баранки или этого паяльника --
-- всё это, хоть упорно и именуется «бессмысленностью жизни», на деле является её безаттракционностью.
Само по себе ичезновение кайфа от антуража - вещь, как ни странно, благотворная. Таким образом природа принуждает нас к сознательной биографии. Чувство окончания праздника означает, что хогвартс жизни действительно кончился, что диплом кузнеца своего счастья висит на стене, а руку оттягивает молот. И теперь можно, наконец, начать приступать к производству.
Но ковка счастья - работа трудная и неожиданно долгая для современника, приученного воспринимать жизнестроительство в формате двухминутной видеонарезки под музыку из «Рокки». Когда он обнаруживает, что эта волынка навсегда, - он пугается. У него возникает чувство, будто он добровольно засел в пожизненном лагере, где множество ограничений и никаких удовольствий (современная наука рекомендует смелый термин «Бытовухенвальд»).
Именно бытовухенвальд делает человека лёгкой добычей наножизни. Последняя, образно говоря, корчит из себя советскую армию-освободительницу. Она обзывает всяких там мужей, коллег и прочих ближних больного - оковами, которые можно сбросить. Она манит больного Личностным Развитием - ведь только сбросив оковы ближних, можно выучить итальянский, научиться влезать на скалы, сфоткаться на фоне дубайских небоскрёбов и вообще вырасти над собой.
Фактически перед нами - инфантилизация, притворяющаяся взрослением. Подхватившие наножизнь с облегчением констатируют, что они всё-таки не настоящие сварщики, радостно сбрасывают тяжёлые каски и разбегаются играть во что-нибудь свежее и радостное (в последние годы стало модно делать это в форме овладения каким-нибудь новым декоративным знанием).
А тем временем заготовленные под них социальные роли остаются несыгранными, театры жизненных действий пустеют, а в самом бытии -- величественном узоре перетекающих друг в друга биографических сюжетов - возникают мышиные дыры. Вместо завитков очередной жизни в них появляются таблички со стандартным текстом «На этом месте Вася должен был завершать труд всей своей жизни, водить на рыбалку внуков и решать большие споры своим авторитетом и мудростью. Но он Начал Новую Жизнь, то есть живёт один на пенсии, ест пельмени, а для самоуважения участвует в пяти форумах и пишет приключенческий роман в ворде».
Разумеется, бывают случаи, когда увернуться от начала жизни заново - просто невозможно. Но обычно это происходит с современниками именно тогда, когда их ближние подхватывают облегчённый штамм наножизни, начинают строить своё беззаботное личное счастье прямо в семейном гнезде, нарушают равновесие и роняют конструкцию с большой высоты. Это, кстати, справедливо как для членов саморазрушенных семей, так и для членов саморазрушенных обществ.
К сказанному остаётся добавить лишь одно. Лучшая прививка от наножизни - не страх перед одиночеством и предсмертным дефицитом воды. Лучшая прививка от неё - представление о жизни настоящей, в которой (на любом её километре) человека сопровождают и смысл, и наполеоновские планы, и тяжкий труд, и непрерывно удивляющие ближние.
Источник -
http://www.odnako.org/blogs/show_19807/