Оригинал взят у
metaloleg в
Израиль, часть III: Иерусалим христианский
Иерусалим, как место рождения христианской религии, требует далеко не один день для осмотра всех мало-мальски святых и значимых мест, церквей и монастырей, связанных с библейским событиями и последующей двухтысячелетней историей учения. Все это совершить даже в одну поездку было невозможно, поэтому мы с
mocksun самостоятельно прошли по самым главным местам, и еще несколько интересных культовых сооружений нам показала тамошняя знакомая. Главной же темой этого очерка будет экскурсия по Виа Долороза - Скорбному пути Христа по Иерусалиму от места осуждения до места распятия и воскрешения в Храме Гроба Господня. Наберитесь терпения, этот пост будет самым неспешным из всех палестинских очерков.
1. Нельзя утверждать, что этот маршрут был однажды пройден Христом и навсегда стал таковым в памяти потомков, а уличные камни навсегда запомнили его поступь. Даже современный уровень Старого города по скромным прикидкам минимум примерно на два метра выше улочек библейских времен, а разрушения при завоеваниях, пожары и перестройки окончательно запутывали дело в установлении пути. Я при подготовке к этому рассказу поднял статьи христианских богословов и был несколько удивлен их вполне научно-историческим подходом к верифицированию Пути Скорби. Во-первых, в первые века существовании религии был странный период по нашим представлениям, когда почитания Скорбного Пути в Иерусалиме просто не существовало. Это объяснялось прежде всего духовным состоянием христианского мира, проповедники и духовные писатели стремились видеть Христа скорее как воскресшего Победителя, чем “Мужа скорбей”, для них крест был скорее символом победы, чем орудием пытки. К тому же начавшим делиться на ереси и направления было не до такой сущей мелочи. Иконописцы и художники предпочитали темы Бога-Пастыря, Христа во Славе, Спаса в силах, Христа Пантократора - образы известные и в русской иконографической традиции, пришедшие к нам с принятием христианства. Ранние верующие видели в распятом Царя Триумфатора нежели чем закланную Жертву.
2. Страсти Христовы в те времена воплощались прежде всего через почитание мощей или других священных реликвий. С этими предметами, как вы, наверное, знаете, у христианства случился досадный перебор ощущаемый и поныне, поскольку каждое уважающее себя святилище старалось обзавестись подобным предметом. Существовало множество предметов, связанных со Страстями, которыми изобиловали монастыри и церкви Востока и Запада. Одних только кусков Животворящего древа с Креста Иисуса показывается в разных церквях столько, что их хватило бы, вероятно, на целую дюжину крестов вполне достаточного размера.
3. Видимо, самое раннее свидетельство о крестном ходе в Иерусалиме было оставлено
паломницей Эгерией, совершившей путешествие в восьмидесятых годах IV века, оставившей важнейшие по своей детализации очерки об Иерусалиме тех времен. О ее личности прочитайте в Вики, я же приведу фрагмент ее описания традиции почитания:
“И когда придут в Гефсиманию, сперва произносится приличествующая молитва, затем поется песнь и читается то место из Евангелия, где взят Господь. И когда читается это место, то весь народ с плачем поднимает такой крик и стон, что может быть этот стон всего народа слышен в городе. После этого часа идут с песнопениями пешком в город, приходят к воротам в тот час, когда человек начинает распознавать человека, затем идут посреди всего города все до одного - старцы и молодые, богатые и бедные, все тут готовые, и в особенности в этот день никто не удаляется от бдения вплоть до утра. Так провожают епископа от Гефсимании до ворот, и оттуда по всему городу до Креста. И когда придут к Кресту, то начинается почти дневной свет. Тут снова читается то место из Евангелия, где Господь приводится к Пилату, читается и целиком все, что, как написано, Пилат говорил Господу и иудеям. Потом епископ обращается с речью к народу, ободряя его, так как они трудились целую ночь и должны еще трудиться днем, чтобы он не утомлялся, но имел надежду на Господа, который за этот труд воздаст большую награду. …И так, после отпуста у Креста, еще до восхода солнца, все тотчас с бодростию идут на Сион помолиться у того столба, возле которого бичевали Господа. Возвратившись оттуда, сидят немного у себя дома и тотчас все бывают готовы. Затем на Голгофе, за Крестом, поставляется епископу кафедра, стоящая теперь; на эту кафедру садится епископ; ставится перед ним стол, покрытый полотном, кругом стола стоят диаконы, и приносится серебряный позлащенный ковчег, в котором находится Святое древо креста; открывается и вынимается; кладется на стол, как древо креста, так и написание. И так, когда это положено на стол, епископ, сидя придерживает своими руками концы Святого древа, а диаконы, стоя вокруг, охраняют. Оно охраняется так потому, что существует обычай, по которому весь народ, проходя по одиночке, как верные, так и оглашенные, преклоняются перед столом, лобызают Святое древо, и затем проходят. И так, как, рассказывают, не знаю когда, кто-то отгрыз и украл частицу Святого древа, поэтому теперь диаконы, стоящие вокруг, охраняют, чтобы никто из подходящих не дерзнул сделать того же”
4. Оставляя за кадром грызьбу почитаемой реликвии, нетрудно понять, что христиане Иерусалима в этот период не проходили даже приблизительно тот маршрут, который сложился в современной традиции. Есть как бы три станции: Гефсимания - арест, столб бичевания на Сионе, Голгофа. Возможно, что первое тысячелетие нашей эры эта смесь парада и религиозной процессии была неизменной, пока в XI веке, при египетской династии Фатимидов, мусульмане не запретили христианам публичные шествия по улицам Иерусалима. В Европе молва об этом, многократно преумноженная слухами о притеснениях христиан, послужила одним из поводов для крестовых походов. Гроб Господень отвоевали, теперь настало время вводить новую традицию.
5. Крестоносцы, овладев Святым городом, должны были удовлетворять духовные запросы и просто любопытство множества пилигримов, поэтому шествия поклонников стали проходить по Святым местам не только в праздники. В Иерусалиме появилась целая индустрия туризма, паломников стала обслуживать корпорация профессиональных гидов, в обязанности которых входило обеспечить клиентов систематическим осмотром главных святынь, не утомив их физически и удовлетворив любопытство наиболее интересной информацией. Первое упоминание о настоящем маршруте Виа Долороза относится к концу XIII века, когда Рикольдо да Монте-Кроче, в 1294 году писал о “пути, по которому Христос восходил, неся крест”. Отправной точкой в истории Виа Долороза можно считать XIV век. Хотя в это время еще сам маршрут и традиции, с ним связанные, лишь отдаленно напоминают его современный вид, но семя уже было брошено. Одно время даже существовало как минимум две различные версии Крестного Пути - западная латинская и восточная православная. Восточная - продолжала придерживаться маршрута, описанного Эгерией, начинавшегося от Гефсимании, проходившего через Львиные ворота и продолжавшегося до Храма Гроба Господня приблизительно по тем же улицам, что и сейчас, с востока на запад. Западная традиция была другой, отождествляя Преторию с домом Каифы на Сионской горе, шла совершенно иным путем и включала в себя посещение дома первосвященника Анны (в современном Армянском квартале) и церкви Санта Мария Латина (современная Церковь Искупителя или Редимер, о ней я тоже напишу). То есть путь с юга на север, совершенно перпендикулярный восточному. В последующий период гнет мусульманского ига и малочисленность христианской общины не давали возможности разделяться на традиции, и во время перемирия 1229-1244 годов был сделан выбор между двумя версиями в пользу восточной. Суровость западной традиции Крестного пути не могла состязаться с разнообразием Евангельских и легендарных ассоциаций, связанных с восточной версией, более детальной и красивой.
6. И на этой восточной версии в Западной Европе во время кризиса христианства возникла и обогатилась совершенно новая духовная форма, вкладываемая в Путь Страстей. Кроме того, начиная с XV века побывавшие в Иерусалиме паломники начали воссоздавать у себя дома “станции Виа Долороза”, имитирующие по расстоянию друг от друга те, которые были в то время приняты Иерусалимской традицией, первая подобная имитация появилась в Нюрнберге примерно в 1490 году. Это отнюдь не было какой-то новацией, подобная традиция копирования святынь существовала очень давно, копировали кресты, алтари, ворота и даже сами храмы. В конце концов Новоиерусалимский Воскресенский монастырь - тоже совершенно осознанный акт копирования. Но именно перенесенная Виа Долороза мгновенно вошла в религиозную моду. Священники в своих проповедях стали все больше упоминать о станциях креста, апеллируя к сердцам верующих, пробуждая в них сострадание и доброту. Ученые богословы и мистики стали писать трактаты, где по-своему пытались изложить порядок страстных эпизодов и описать места, с ними связанные. Авторы этих трактатов хотели помочь тем верующим, для которых паломничество в Иерусалим оставалось несбыточной мечтой и которые могли совершить вместо него как бы духовный вояж через последовательную медитацию. По примеру Нюрнберга во многих других городах Германии, а также Франции, Бельгии, Италии, в различных церквях и монастырях стали вводить в той или иной форме имитацию Крестного Пути. И с конца XVI века утвердился маршрут с 14-ю станциями, которые и ныне считаются каноническими. В любом случае, это больше духовный путь, нежели реальный исторический, так что постарайтесь относится к нему именно с этой точки зрения. А теперь перейдем непосредственно к станциям.
7. I станция. “Иисус приговорен к смерти”. О суде Пилата наиболее подробно повествуется в Евангелии от Иоанна - “От Каифы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху. Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего?" (Ин. 18:28-40). Споры о местопребывании претории (изначально - палатка полководца, потом резиденции официального лица) вряд ли когда-либо кончаться, ее относили и к югу у горы Сион, и к северу в районе долины Тирапион, в итоге устоялась традиция помещения суда Пилата у восточных (Львиных ворот), в мусульманском квартале Старого города, где некогда был монастырь Темницы Христа и возводится церковь Бичевания. Сейчас там действует обычная детская школа эль-Омария для мусульман, и первая станция показывается прямо на улице под полуаркой, у ворот школы.
8. II станция. “Вручение креста”. Войдя в небольшие ворота в стене, мы попадаем во внутренний двор францисканского монастыря. Здесь, несмотря на небольшие размеры, находится довольно много интересных объектов. Это прежде всего Церковь Бичевания, находящаяся справа от входа, Церковь Осуждения - слева от входа, и напротив располагается Библейская Францисканская студия с археологическим музеем. "Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие" (Мк. 15:15). По традиции здесь состоялось осуждение Христа, его бичевание и глумление над ним солдатами, одевание тернового венка, здесь Пилат сделал последнюю попытку оправдать его и получил ответ "нет у нас царя кроме кесаря". В музей мы не пошли, зато зашли в обе церквушки, самым интересным был внутреннее убранство первой.
9-10. В архитектурных деталях, украшающих арку над входом в церковь, можно легко различить элементы рельефа, изображающие терновый венец. Освещение внутри церкви проникает через три витража изображающих мучение Христа, умывающего руки Пилата, и страшную изломанную фигуру освобождаемого Вараввы.
10-11. III станция. "Первое падение Иисуса". Далее, дойдя до перекрестка улиц Виа Долороза и, мы выходим к одной из главнейших артерий старого Иерусалима, которая со времен императора Адриана называлась Кардо Валензис, я показывал остатки этой торговой магистрали в предыдущем посте. Здесь, слева по ходу Крестного пути, новое здание Армянской Католической Патриархии, которая представляет альтернативу Армяно-Григорианской Церкви, и хотя к лону последней принадлежит подавляющее большинство армян, но зато армянам-католикам принадлежит это важное святое место у главного перекрестка древнего Иерусалима, на котором даже сохранились огромные камни римской мостовой. Именно об эти камни, по преданию, споткнулся Иисус, неся крест. Это уже апокриф, в самом Евангелии слов об этом нет.
12. Внутри часовенки строго, стоящий священник просит снять головные уборы и накинуть женщинам платок на плечи. И очень красивая скульптура Христа, упавшего под тяжестью ноши. На всех художественных изображениях Крестного Пути мы видим Христа, несущего весь крест целиком, как впрочем, в иных местах римский обычай обязывал осужденного нести весь крест, в действительности же, в условиях Палестины (при дефиците древесины), осужденные несли лишь только верхнюю перекладину. Основной же ствол креста был стационарно установлен на месте казни. А рядом находится IV станция. "Встреча Иисуса со Своею Матерью".
13. Совсем рядом, в трех шагах. Это тоже неевангелическая история, рожденная в Средние века. Сейчас здесь здание Армяно-Католической Патриархии и, неожиданно, ресторан, чье меню можно увидеть сбоку на фото.
14. V станция. "Помощь Симона Киренеянина в несении креста". “И заставили проходящего некоего Кирениянина, Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его” (Мк. 15:21). На этом же месте, как предполагает традиция, когда-то стоял дом злого богача, который упоминался в притче Иисуса о богаче и Лазаре. Главным же артефактом служит небольшое углубление в камне, к которому многие проходящие прикладывают руку; оно, как говорит предание, образовалось в результате удара креста или от прикосновения руки, облокотившегося Иисуса. Естественно, в таком месте нельзя не торговать.
15-17. VI станция. "Вытирание пота с чела Господа св. Вероникой". Тоже неевангелисткая история, традиция, приписывающая сей дом св. Веронике, существует со средних веков, видел упоминание XV века. Сама станция отмечена колонной, вросшей в здание, ее видно на фотографии с экскурсионной группой. Теперь там католическая часовня Святой Вероники, по преданию вышедшей навстречу процессии и вытершей лицо Иисуса платком. Этот платок, на котором отпечатался лик Иисуса, Спас Нерукотворный хранится в Риме в соборе Святого Петра. сама история с чудодейственным платком получила в разных вариантах широкое распространение в Средние века.
18. VII станция. "Второе падение Иисуса". Как и все падения, это неевангельская история. Место это было приобретено францисканцами в 1875 году. Дверь, ведущая в церковь, находится как раз над порогом Судных ворот, о который, по преданию, споткнулся Иисус, что привело к его второму падению. Сама церковь передана францисканцами в пользование коптам-католикам, есть, оказывается, и такие.
19-20. VIII станция. "Обращение Иисуса к женщинам Иерусалима". Об этом эпизоде Страстей упоминает только евангелист Лука: “И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших; ибо приходят дни, в которые скажут: “блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!” тогда начнут говорить горам: “падите на нас!” и холмам: “покройте нас!” Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?” (Лк. 23:27-31). Евангельский эпизод обращения Иисуса к дщерям иерусалимским размещался в различных местах Виа Долороза, пока окончательно не установился здесь только в XIX веке. Станцию отмечает круглый камень, вставленный в стену, скорее всего это кусок колонны, на торце которого написано по-гречески: ΙΣ ΧΣ ΝΙΚΑ, что значит: "Иисус Христос - Победитель". Если посмотрите на карту в начале поста, то увидите как петляет Крестный ход подходя к Храма Гроба Господня.
21. IX станция. "Третье падение Иисуса". С ним все хитро, и далеко не каждый турист сможет найти на местности это место. Нужно несколько вернуться на улицу Хан э-Заит и идти по оживленной торговой улочки до таблички "Mike's center". Поворачиваем по стрелке направо, там еще на углу для вас выдавят стакан гранатового сока за десяток шекелей. Наверху - экскурсионное бюро с ломовыми ценами, насколько я могу судить. Дальше нужно преодолеть еще один пролет лестницы, и идти по улочке до тупика.
22. Пройдя узким переулком, остановимся у трех ворот, одни из которых ведут в Коптскую Патриархию (прямо), другие (направо) в церковь св. Елены с гротом обретения креста (по коптской традиции, на одни и теже события разные церкви имеют свою историю). И, наконец, третьи ворота (налево) ведут на территорию эфиопского монастыря. Возле этих ворот стоит колонна, обозначающая IX станцию. Здесь Иисус упал в третий раз и с этого места он увидел Голгофу.
23. Возвращаемся к VIII-й станции и идем дальше на запад до пересечения с улицей Христианского квартала. Где-то через пятьдесят метров будет проход налево, и мы выходим к спуску к Храму Гробу Господня.
24. Торговля тут особенно активна, продают свечи, иконы и иконки, деревянные поделки из оливы и крестики, футболки и сувенирные терновые венки, и многое другое. Пара плакатов из торговых рядов, но "Магазин у Гроба Господня" видимо, побил все рекорды по несочетаемым вещам. Русских туристов и паломников там просто невидимо, минимум треть от присутствующих.
25. Спуск к площади перед Храмом. Камни под ногами отполированы до блеска миллионами паломников.
26. Строение справа - X станция "Снятие одежд", на входе в Храм находится часовня Разоблачения (Предел Деления Риз), где с Иисуса сорвали одежду перед распятием. "И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там." (Мф. 27:33-36)
27. Храм Гроба Господня нельзя сравнить по величественности с гораздо крупными храмами в Москве или Риме, но это главное святое место для всех основных христианских конфессий, причина крестовых походов и ссор священнослужителей, место паломничества, где "несть эллин ни иудей", где рядом в очереди можно увидеть черного эфиопа, индийку в сари, светловолосого германца и молчаливого корейца, пришедшего в составе группы паломников и пронесшего деревянный крест по Виа Долороза.
28.
Недвижимая лестница - своеобразный символ ревности христианских конфессий друг к другу в пределах Храма. Лестница опирается на карниз, принадлежащий Греческой православной церкви, и приставлена к окну, находящемуся во владении Армянской апостольской церкви. Различными частями храма сейчас владеют Католическая церковь, Греческая православная церковь, Армянская апостольская церковь, Сирийская православная церковь, Эфиопская православная церковь и Коптская православная церковь тщательно следящих за равенством в вопросах служения внутри здания.
29. Входим и поворачиваем направо, поднимаясь на Голгофу. Собственно, про внутреннее строение ХГГ вы всегда можете
прочитать в Вики, памятник включает в себя и место казни Христа, и место захоронения и воскрешения. Тут же расположены последние четыре станции Крестного пути.
30. XI станция - "Пригвождение к кресту". Это место обозначено алтарем, над ним изображен распятый Иисус пока на лежащем кресте. Извините за качество, надеюсь у спутницы получились лучшие фото. Собственно, на фото выше вошли и XII c XIII станциями, место распятия и место снятия с креста, которое расположено между двумя предшествующими по нумерации.
31. Закрытый в стекло участок незакрытого строительством камня Голгофы.
32. Тело Христа положили на Камень миропомазания, одну из главных христианских святынь. Он расположен прямо напротив входа в Храм, верующие обычно становятся на колени, молятся, положив голову, целуют камень, кладут на него иконки, свечи и кресты для освещения.
33-34. И святая святых - Кувуклия, купольная часовня желто-розового мрамора в центре Ротонды над гробницей в скале, где был похоронен и воскрес Христос. Утром и днем здесь всегда много туристов и паломников, зато вечером часов в семь-восемь вечера почти никого нет, и вот эта строгая тишина гораздо больше отвечает торжественной святости с почти физически ощущаемой благовейной атмосферой намоленности, которая еще, к примеру, чувствуется в Соборе Святой Софии в Стамбуле или Соборе Святого Петра в Риме.
35. В Ротонде Храма отразились все те архитектурные напластования, которые были сделаны за века, разные по виду колонны, разграничивающие пределы разных церквей.
36. В гробницу пускают по двое-трое, задерживаться не принято. Верующие кладут на мраморную плиту свечи и крестики, торопливо шепчут слова молитвы и пожелания, и выходят. Можно освятить свечи опалив их в пламени от Благодатного огня рядом, и тут же потушив в специальной железной воронке.
37. Сбоку Кувуклии расположен Коптский предел, его египетские христиане выменяли у православных греков на целую церковь в Александрии. Там всегда сидит коптский монах.
38-40. Еще Храм позволяет сравнить представления различных конфессий об одних и тех же событиях в иконах и росписях пределов различных конфессий, мне вот больше всего понравился в изобразительном плане армянский предел. А Наташа снимает застекленную стену, на которой в виде маленьких крестиков оставили свои автографы неграмотные византийские строители времен Елены и императора Константина.
41. В общем, это место, где нужно побывать хотя бы раз в жизни ради атмосферы, поставить свечку, если веруете, посидеть на остатках колоннады времен крестоносцев, увидеть крестную процессию по пятницам, если повезет.
42-43. И еще о нескольких местах, куда мы заходили в своих походах по городу. Одно из них может поначалу показаться вам обычной мечетью. Так оно и есть, но на самом деле это место паломничества христиан на горе Сион - на этом месте располагался дом, где произошла Тайная Вечеря. Вот такая вот причуда времен на фоне Дормициона или Монастыря Успения Богоматери.
44-46. В двух шагах от улицы Яффы расположен Свято-Троицкий собор, уголок России на Святой Земле, главный храм Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Там не приветствуют туристов, поэтому не ходят экскурсиями.
47-50. И очень рекомендую всем, в первую очередь фотографам, зайти в Церковь Христа Искупителя в Христианском квартале Старого города. Протестанты несколько "опоздали" к разделу святых мест в Иерусалиме, так что эта церковь, весьма строгая по внутреннему убранству, чуть ли не единственная у протестантских конфессий.
51-53. Самое главное в ней - билеты на колокольню над Старым городом за 20 шекелей, насколько я помню. Оттуда - непревзойденные виды на весь Старый Город, потому что церковь стоит примерно в географическом центре сердца Иерусалима. С нее можно увидеть и двор Храма Гроба Господня, и запечатлеть вид на Храмовую Гору.
54. На Храмовую Гору мы пойдем в следующем моем очерке об Иерусалиме мусульманском. Оставайтесь на связи.
Израиль, часть I: Общие впечатления Израиль, часть II: Иерусалим археологический