Я, хотя и дискутировал по отдельным положениям с автором текста (а именно с тем, что образование по определению услуги есть именно услуга), по сути с его диагнозом - "реформа образования в РФ - разрушительна" - совершенно согласен. И тут есть еще такой момент. В стародавние времена читывал я в Академии АйТи курс "Управление проектами". И была там картинка, характеризующая эффективность команды в ходе проекта (внедрения инновации). График имел вот такой вид:
Видно, что в ходе внедрения - и это на практике неизбежно - внедрение инновации сначала понижает общую эффективность команды - за счет дезорганизации, неумения работать по новым правилам и технологии. Затем, если технология выбрана правильно и ресурсы адекватны задаче, за счет внедрения инновации технология повышается. Примерно этого, если по уму, мы ждали и от реформ высшего образования. По факту же происходило и происходит иначе. Любая следующая инновация (будь то в рамках ЕГЭ, Болонской системы, поколений стандартов) внедряется минобром ровно в тот момент, когда национальная система образования еще не освоила толком предыдущую инновацию, находится в расстройстве. В результате сложение нескольких перекрывающихся проектов внедрение инноваций дает вот такой результат:
То есть, вроде бы по отдельности каждая инновация выглядит резонно, но в результате неадекватных графиков внедрения мы имеем общую тенденцию к снижению эффективности системы образования и деморализованных людей, изверившихся в возможности что-то улучшить.
Заметьте, я даже не предполагал, почему минобрнауки постоянно действует таким образом, поэтому шить мне 279-ю не надо.
Простите, но Болонская система и определяет образование, как услугу. И стандарты, кстати, тоже там описаны. И изъятие воспитательной функции из вузов и школ - следствие, и чрезвычайно опасное.
Знаете, Гитлер тоже немало разумных вещей говорил, а по итогу - людоед. Применение экономического подхода к управлению высшим образованием - вещь неизбежная, но ведь и услугу можно оценивать по разным критериям. Можно например включить в число компетенций, требуемых стандартом, и те, что формируются в ходе воспитания, а не только обучения.
Знакомое слово "компетенции":)) Я не против платного высшего образования. Пусть студенты, имеющие избыток денег и недостаток мозгов, получают дипломы юристов, врачей и дипломатов. Но я кровно заинтересован, чтобы они не имели возможности работать по специальности в моей стране. А космополиты могут себя попробовать с таким уровнем знаний где-нибудь в другом месте:) ЗЫ Воспитание в рамках стандартов: Оценивать патриотизм в рамках сертификации? Может быть, внести в должностные инструкции?:) Думаю, все намного сложнее.
И тут есть еще такой момент.
В стародавние времена читывал я в Академии АйТи курс "Управление проектами". И была там картинка, характеризующая эффективность команды в ходе проекта (внедрения инновации).
График имел вот такой вид:
Видно, что в ходе внедрения - и это на практике неизбежно - внедрение инновации сначала понижает общую эффективность команды - за счет дезорганизации, неумения работать по новым правилам и технологии. Затем, если технология выбрана правильно и ресурсы адекватны задаче, за счет внедрения инновации технология повышается.
Примерно этого, если по уму, мы ждали и от реформ высшего образования.
По факту же происходило и происходит иначе. Любая следующая инновация (будь то в рамках ЕГЭ, Болонской системы, поколений стандартов) внедряется минобром ровно в тот момент, когда национальная система образования еще не освоила толком предыдущую инновацию, находится в расстройстве.
В результате сложение нескольких перекрывающихся проектов внедрение инноваций дает вот такой результат:
То есть, вроде бы по отдельности каждая инновация выглядит резонно, но в результате неадекватных графиков внедрения мы имеем общую тенденцию к снижению эффективности системы образования и деморализованных людей, изверившихся в возможности что-то улучшить.
Заметьте, я даже не предполагал, почему минобрнауки постоянно действует таким образом, поэтому шить мне 279-ю не надо.
Reply
Reply
Применение экономического подхода к управлению высшим образованием - вещь неизбежная, но ведь и услугу можно оценивать по разным критериям. Можно например включить в число компетенций, требуемых стандартом, и те, что формируются в ходе воспитания, а не только обучения.
Reply
ЗЫ Воспитание в рамках стандартов: Оценивать патриотизм в рамках сертификации? Может быть, внести в должностные инструкции?:) Думаю, все намного сложнее.
Reply
Leave a comment