«Ломоносовых больше не будет»

Feb 26, 2015 10:00

Математик и наставник Григория Перельмана Сергей Рукшин рассказал, в чем ошибки реформы российского образования


Read more... )

Leave a comment

comtemichel February 26 2015, 10:42:17 UTC
Я, хотя и дискутировал по отдельным положениям с автором текста (а именно с тем, что образование по определению услуги есть именно услуга), по сути с его диагнозом - "реформа образования в РФ - разрушительна" - совершенно согласен.
И тут есть еще такой момент.
В стародавние времена читывал я в Академии АйТи курс "Управление проектами". И была там картинка, характеризующая эффективность команды в ходе проекта (внедрения инновации).
График имел вот такой вид:



Видно, что в ходе внедрения - и это на практике неизбежно - внедрение инновации сначала понижает общую эффективность команды - за счет дезорганизации, неумения работать по новым правилам и технологии. Затем, если технология выбрана правильно и ресурсы адекватны задаче, за счет внедрения инновации технология повышается.
Примерно этого, если по уму, мы ждали и от реформ высшего образования.
По факту же происходило и происходит иначе. Любая следующая инновация (будь то в рамках ЕГЭ, Болонской системы, поколений стандартов) внедряется минобром ровно в тот момент, когда национальная система образования еще не освоила толком предыдущую инновацию, находится в расстройстве.
В результате сложение нескольких перекрывающихся проектов внедрение инноваций дает вот такой результат:



То есть, вроде бы по отдельности каждая инновация выглядит резонно, но в результате неадекватных графиков внедрения мы имеем общую тенденцию к снижению эффективности системы образования и деморализованных людей, изверившихся в возможности что-то улучшить.

Заметьте, я даже не предполагал, почему минобрнауки постоянно действует таким образом, поэтому шить мне 279-ю не надо.

Reply

rojer43 March 21 2015, 07:34:07 UTC
Простите, но Болонская система и определяет образование, как услугу. И стандарты, кстати, тоже там описаны. И изъятие воспитательной функции из вузов и школ - следствие, и чрезвычайно опасное.

Reply

comtemichel March 21 2015, 08:52:55 UTC
Знаете, Гитлер тоже немало разумных вещей говорил, а по итогу - людоед.
Применение экономического подхода к управлению высшим образованием - вещь неизбежная, но ведь и услугу можно оценивать по разным критериям. Можно например включить в число компетенций, требуемых стандартом, и те, что формируются в ходе воспитания, а не только обучения.

Reply

rojer43 March 21 2015, 09:13:51 UTC
Знакомое слово "компетенции":)) Я не против платного высшего образования. Пусть студенты, имеющие избыток денег и недостаток мозгов, получают дипломы юристов, врачей и дипломатов. Но я кровно заинтересован, чтобы они не имели возможности работать по специальности в моей стране. А космополиты могут себя попробовать с таким уровнем знаний где-нибудь в другом месте:)
ЗЫ Воспитание в рамках стандартов: Оценивать патриотизм в рамках сертификации? Может быть, внести в должностные инструкции?:) Думаю, все намного сложнее.

Reply


Leave a comment

Up