О чем может нам рассказать рама картины?

Jan 12, 2015 10:54

Обращаете ли вы внимание при рассматривании картины на раму, в которую она заключена? Нет? Не смущайтесь, так поступает подавляющее большинство людей. Именно потому устроители выставки «Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалоги», прошедшей в сентябре-ноябре 2014 года в Государственной Третьяковской галерее решили восполнить этот пробел, рассказав и показав, какой может быть рама картины, о чем она (или ее отсутствие) может нам рассказать, как она может видоизменяться от века XIII к веку XX.

На выставке были представлены редкие портреты XVIII века. Вот, например, великолепный "Портрет графини Шереметьевой", 1746 г Г.Х. Гроота, заключенный в пышную раму, так подходящую к общему стилю портрета (рококо). Внимательный зритель без труда обнаружит, как цвет и форма завитков рамы полностью повторяют форму завитков рам, находящихся позади придворной дамы. Таким образом, художник деликатно вводит нас в пространство, в котором находится краснощекая фрейлина Елизаветы Петровны. У нас создается ощущение сопричастности ситуации, то есть художник, картина вступают со зрителем в диалог.

Таким же волшебным образом зритель попадает в эпоху, но уже древней Руси, изображенную на картине Николая Рериха «Гонец. Восста род на род» 1897 г. Николай Рерих серьезно увлекался археологией, изучал раскопки древних славянских погребений, в которых были найдены многочисленные женские напоясные украшения, обереги в виде зайчиков, собачек, коньков. При ходьбе эти обереги звенели и гремели, считалось, что они, таким образом, отгоняют от хозяйки злых духов. Рама данной картины выполнена из дерева, песка, рогожи,

то есть тех натуральных материалов, используемых нашими предками для строительства своих жилищ, пошива одежды и обуви, созданию захоронений. По полям рамы и располагаются вот эти самые зайчики, собачки, коньки, служившие оберегами для девушек и женщин той далекой поры. У этой картины очень сильная энергетика. Прямо кожей чувствуешь опасную ночную тишину, тревогу плывущих в лодке, особенно ощущающуюся в спине стоящего мужчины.

А вот пример того, как стиль рамы совершенно не соответствует стилю картины. Посмотрите¸ например, на этот роскошный парадный портрет императрицы Елизаветы Петровны работы художника Г.Г.фон Преннера, 1754 год. Рама выполнена в классическом стиле, совершенно не соответствующим общей стилистике портрета, выполненного в стиле барокко-стиле пышности и чрезмерности - обратите внимание только на этот овал из всевозможных цветов ( в природе такие цветы цветут , сменяя друг друга ) находящихся на картине в пору самого пышного цветения . Итак, рама к картине была выполнена гораздо позднее, и по сути рамой то не является, я более похожа на деталь интерьера, например, обрамление двери или плафон, которые когда-то находились в усадьбе "Семеновское-Отрада" принадлежавшее графу В.Г.Орлову, на что указывает надпись на обороте рамы - "Отрада".Кто-то находчивый, я бы даже сказала креативный, выломал ( отодрал) и приспособил к данной картине. Кстати, вы можете здесь сравнить, насколько точно удалось актрисе Юлии Ацуг воплотить образ Елизаветы в недавно прошедшем на экранах ТВ России сериала «Екатерина». Похожа она на Елизавету?

В XX веке художники по-новому переосмысливают значение рамы. Например, рассматривая картину Владимира Немухина «Черный ломберный»(1990) мы видим, что рама становится частью художественного пространства: картам становится мало поверхности стола и они агрессивно занимают поля рамы.

Художник Олег Кулик полагает, что сама рама дает ключ к пониманию смысла картины. Может быть, стоит и ограничиться этим ключом? В его работах сама рама становится главным действующим лицом, главным актером. Она обрамляет…пустое место. На выставке представлена инсталляция Кулика из нескольких рам. Внешние выполнены в тибетском стиле- проходя через такие рамы ты словно очищаешься и попадаешь в зазеркалье , в котором отражаешься в бесконечном пространстве хирургического света . Это- очень активное взаимодействие со зрителем. Здесь мы не только ( как на картинах Рериха, Гроота) деликатно приглашаемся художником в мир, изображенный на картине , здесь нас просто заставляют туда шагнуть, походить между этими плоскостями- рамами, здесь когнитивное размышление подкрепляется телесными ощущениями.

Автор: Овчаренко Наталья

искусство

Previous post Next post
Up