© СафроновАВ / Wikimedia Coommons / CC BY-SA 3.0 (Схема бассейна р. Урал)
В начале 1950-х в СССР стартовал крупный проект по созданию самотечного канала между Волгой и мелеющим Уралом, благодаря которому, как предполагалось, удастся решить проблему засушливых регионов на юге страны. Инициативу тогда оценили в 3,7 млрд руб.
Сегодня в различных источниках встречается довольно противоречивая информация на данную тему. Однако, тогда, в середине прошлого столетия, об этой стройке громко писали советские издания, поэтому, исследовав некоторые публикации, можно с относительной долей уверенности говорить о масштабах этой задумки. По крайней мере, как это преподносилось со страниц газет.
Великие стройки коммунизма: На земле Сталинградской // Пионерская правда. - М., 1951. - 24 июля. - С. 2:
«Самотечный канал, который соединит Волгу с рекой Уралом, будет самым длинным в мире после Главного Туркменского канала. Он протянется на 600 километров. По силам ли такая работа человеку? Да, советскому человеку это по силам. В наше советское время грандиозность планов только радует людей. Потому что труд стал совсем не таким, каким он был раньше. Строя, советский человек знает, что делает это для своего счастья, для счастья всего народа».
В прессе тех лет подчеркивалось, что канал, который пройдет через опаленную зноем степь, позволит преобразить природу: на некогда засушливых территориях появится лес и большие виноградники; можно будет выращивать хлопок и ветвистую пшеницу, пасти бесчисленные стада. В целом, таким образом живительная влага должна была распространиться на территорию площадью минимум 6 млн Га. Причем, планы рисовали не только на бумаге. С 1950-го активно проводились подготовительные мероприятия.
В. Ошейко. На трассе Сталинградского канала // Восточно-Сибирская правда. - Иркутск, 1951. - 19 июля (№168). - С. 1:
«Прокладку трассы и первую предварительную разведку топографы и геологи «Гидропроекта» сделали еще в прошлом году. Теперь идет детальная разведка под технический проект. То там, то здесь, попадаются следы стоянок буровых бригад - кучи вынутого из скважин грунта... Не дожидаясь, когда закончат свою работу геологи, главный инженер «Сталинградгидростроя» т. Медведев послал вслед за ними своих механизаторов, начавших выемку грунта от Осадной балки. В скором времени на трассу канала выйдет целая экскаваторная армия - не менее трехсот экскаваторов».
Сталинградский канал на карте Великих строек коммунизма
Объем земляных работ должен был составить свыше 400 млн куб. м. В рамках кампании предполагалось задействовать десятки тысяч человек и сотни единиц различной техники, которую перебрасывали на объект с Волго-Дона, открытого в мае 1952-го. В отличие от последнего канал между Волгой и Уралом планировали сделать самотечным. Судоходный шлюз должен был появиться лишь в начале водного пути. На другом его конце планировалась гидроэлектростанция для обеспечения потребности в электроэнергии при эксплуатации канала и его оросительных систем.
В наиболее низких местах предусматривалось сооружение искусственных берегов в виде дамб шестиметровой высоты. А на отдельных участках под каналом должны были проложить специальные дюкеры для пропуска степных рек, над которыми, в свою очередь, предполагалось построить железнодорожные и автомобильные мосты. Осуществить эту задумку намеревались в течение пяти-шести лет.
Согласно планам того времени, как
рассказал в 2012 году «Аргументам и фактам» бывший геолог Волгоградского филиала института «Гидропроект» Николай Самусь, судоходство по каналу не предполагалось. Основной его задачей было орошать и обводнять колоссальнейшие массивы земель. Однако в ряде источников того времени встречается иная информация.
© Luch4 / Wikimedia Coommons / CC BY-SA 3.0 (Волго-Донской канал в окрестностях города Калач-на-Дону)
В. Ошейко. На трассе Сталинградского канала // Восточно-Сибирская правда. - Иркутск, 1951. - 19 июля (№168). - С. 1:
«Сталинградский канал... будет в два раза шире и в шесть раз длиннее Волго-Донского... Он возьмет свое начало от Сталинградского водохранилища и протянется на 600 километров до реки Урал. Сталинградский канал станет также новой транспортной артерией страны. После Камы, соединяющей Поволжье и центральную часть СССР с северным Уралом, откроется новый водный путь, связывающий южный Урал с пятью морями. Канал улучшит судоходные условия в нижнем течении Урала. Мощные пассажирские и грузовые электроходы будут курсировать от Сталинграда до Чкалова. Вдоль трассы канала возникнут промышленные предприятия и рабочие поселки».
А. Бакулин. На строительстве канала Волга - Урал // Восточно-Сибирская правда. - Иркутск, 1952. - 28 октября (№256). - С. 1:
«Канал будет судоходным на всем своем протяжении. Его воды преобразят экономику огромного полупустынного края. Волго-Уральский канал протянется на 609 километров - от Сталинградского водохранилища до реки Урал. Две тысячи километров составляют трассы только основных оросительных и обводнительньх каналов, отходящих от главной артерии».
Властями была поставлена четкая цель - гидротехническое сооружение должно быть построено в срок. Казалось, все идет по плану, и уже во второй половине 1950-х на карте СССР появится новый крупный водный объект. На трассе будущего канала усердно трудились тысячи специалистов из разных регионов Союза. Ничто не предвещало заморозку проекта.
Строительство Сталинградского канала Волга - Урал
А. Бакулин. На строительстве канала Волга - Урал // Восточно-Сибирская правда. - Иркутск, 1952. - 28 октября (№256). - С. 1:
«Сталинградский магистральный самотечной канал Волга - Урал берет свое начало у балки Осадной под Сталинградом и тянется на восток через сухие степи Заволжья. До середины текущего года на трассе канала проводились в основном изыскательские работы, которые на отдельных участках продолжаются и сейчас. Силами инженерно-геологических партий 11-й экспедиции «Гидропроекта» в волго-уральском междуречье были собраны необходимые данные для составления технического проекта канала. Развернувшиеся на трассе канала строительные работы принимают все больший размах».
Однако проект так и не был завершен. В марте 1953-го после смерти Сталина Лаврентий Берия, бывший в то время первым заместителем председателя Совета министров СССР, направил в правительство письмо относительно изменения строительной программы. В результате, был отменен целый ряд крупных инициатив, включая и проект канала Волга - Урал. Власти посчитали, что его реализация не продиктована неотложными нуждами народного хозяйства. В дальнейшем к данной теме возвращались не раз, но эта масштабная задумка так и осталась лишь на бумаге.
источник