Уважение и соблюдение законов издавна было необходимой гарантией благополучия общества и устойчивости государства. Легизм как политическое и правовое движение впервые возник на территории Древнего Китая и выступал за верховенство закона, его главенствующую роль в общественных правоотношениях
Насколько легизм сохраняет актуальность в наши дни и является ли он эффективным инструментом в решении современных проблем государства, выяснил «Нос».
Как считает депутат Госдумы Олег Матвейчев, в российском обществе легизм сталкивается с устоявшимися традициями игнорирования закона, которые тем не менее за последние 20 лет изменились в позитивную сторону.
«В нашем общественном сознании зачастую не хватает здорового легизма в форме уважения к закону. Многие считают нормальным трактовать или видеть закон в зависимости от разных обстоятельств и личной выгоды. Полагать, что можно быть умнее закона. К сожалению, это негативно влияет на жизнь государства в целом. Если закон, хороший он или плохой, исполняется, появляется смысл его улучшать в дальнейшем. Значит, мы как общество двигаемся в позитивном направлении. Если же каждый трактует на свой лад, хороший закон или плохой, и, исходя из этого принимает решение, будет он исполнять этот закон или не будет, то улучшение или ухудшение такого закона подобно топтанию на одном месте. Если люди сами решают, что для них закон, а что нет, смысл в его улучшении устраняется сам собой. Да, у нас очень серьезные криминальные традиции в обществе. Много людей, особенно в советское время, прошли через лагеря и тюрьмы. И это оставило серьезный шрам на общественном правосознании. Оно и сегодня негативно влияет на правовое поведение граждан. К сожалению, такое отношение к закону ослабляет государство. Значит, нужно это сознание оздоровлять. И прогресс в этом направлении за последние 20 лет есть», - отметил депутат.
Политолог Леонид Цуканов считает, что на Ближнем Востоке возможности легизма сильно ограниченны в силу особых условий этого региона.
«На Ближнем Востоке подход политических законников приживается достаточно плохо в силу влияния характерных для данного региона политических и социально-экономических факторов. Учитывая, что нормативно-правовое поле в этих странах характеризуется инертностью и нисходящей бюрократией (когда подотчетные ведомства отказываются функционировать в условиях отсутствия исчерпывающих инструкций и регламентов), легизм создает дополнительную нагрузку на систему управления страной, делая ее неэффективной. С другой стороны, это не значит, что ближневосточные державы не используют отдельные элементы легизма. Например, идею преемственности и модернизации опыта предшествующих управленцев. Она нашла отражение в концепциях долгосрочных реформ Vision, принятых большинством арабских стран», - пояснил эксперт.
По словам политолога Грегора Шпицена, в странах Запада легизм сталкивается с ограничениями в сфере занятия государственных должностей:
«На Западе сегодня далеко не самые достойные люди занимают свои места. Наиболее явно это можно увидеть в европейской и американской политике. Складывается впечатление, что там царит какая-то отрицательная селекция, отрицательный отбор. Людей на высшие посты в государстве назначают не по принципу заслуг, а по принципу расовых и гендерных квот. Возникает ситуация, когда правят элиты, которые продвигают на посты своих ставленников. В рамках непотизма они попадают на должности, которые дают хороший доход, но не требуют особого труда. К примеру, если мы посмотрим на состав американского сената, то за последние 300 лет порядка 40% фамилий там остаются неизменными. Эта элита формируется по принципу крови, рождения, клановости, кумовства и тому подобного».
Автор: Илья Мегис
источник