Эми́р Кусту́рица (босн. Emir Kusturica, серб. Емир Кустурица, род. 24 ноября 1954, Сараево, СФРЮ) - югославский и сербский кинорежиссёр и актёр кино, отмеченный наградами крупнейших кинофестивалей Европы, включая две «Золотые пальмовые ветви» Каннского кинофестиваля. Кавалер ордена Почётного легиона, иностранный член Академии наук и искусств Республики Сербской. Кроме работы в кино, Кустурица известен как участник фолк-рок-группы The No Smoking Orchestra.
Ранние годы
Эмир Кустурица родился 24 ноября 1954 года в городе Сараево, в то время - столице СРБиГ в составе Югославии (ныне Сараево - столица независимого государства Босния и Герцеговина). Его родители - босняки, непрактикующие мусульмане, но по утверждениям самого Кустурицы, его дальние предки были православными сербами. Согласно историческим источникам, предки Кустурицы по отцовской линии приехали из деревни Плане недалеко от городка Билеча. Отец - Мурат Кустурица - был членом Коммунистической партии Югославии и работал в Министерстве информации Боснии и Герцеговины.
Обучение в Праге
В возрасте 18 лет Кустурица уехал из Сараево получать образование. Местом его обучения стал факультет кино и телевидения престижной Академии исполнительских искусств (FAMU) в Праге (Чехословакия), выпускниками которого в разное время были Милош Форман, Иржи Менцель и Горан Паскалевич.
Первые свои фильмы Кустурица создал именно во время обучения в Праге - это короткометражные ленты «Часть правды» (1971) и «Осень» (1972).
Дипломный фильм Кустурицы - 25-минутная лента под названием «Герника» (1978) - рассказывал историю мальчика из еврейской семьи в конце 1930-х годов. Направленный против нацизма и антисемитизма фильм, в котором Кустурица был режиссёром, сценаристом и оператором одновременно, получил главный приз на фестивале студенческого кино в Карловых Варах.
Сараево
Вернувшись в Сараево, Кустурица создал два фильма для местного телевидения. В 1978 году он поставил фильм «Невесты приходят» (сербохорв. Nevjeste Dolaze), который, однако, так и не был выпущен на экран из морально-этических соображений. Позже Кустурица в интервью, опубликованном в книге Le petit livre d’Emir Kusturica, говорил о том, что снять этот фильм было самым смелым поступком в его жизни, так как затрагиваемые в картине темы были в то время табуированы в социалистической Югославии. С фильма «Невесты приходят» началось сотрудничество Кустурицы с оператором Вилько Филачем.
В 1979 году появляется ещё один телефильм - «Кафе „Титаник“» (сербохорв. Bife “Titanik”) по роману Иво Андрича. Действие этого фильма, как и «Герники», разворачивается во время Второй мировой войны в Сараево.
«Помнишь ли ты Долли Белл?»
В 1981 году состоялся полнометражный дебют Кустурицы с фильмом «Помнишь ли ты Долли Белл?» (босн. Sjećaš li se Doli Bel?), рассказывавшем о детстве и взрослении сараевского подростка шестидесятых годов прошлого столетия, роль которого исполнил Славко Штимац. «Помнишь ли ты Долли Белл?» - первый югославский фильм, снятый не на официальном сербохорватском языке, а на его боснийском диалекте. Картина принесла Кустурице первый крупный успех - приз за лучший дебютный фильм и приз ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Венеции.
«Папа в командировке»
Следующий фильм последовал только через 4 года, в 1985 году - «Папа в командировке» (босн. Otac na službenom putu). Он был посвящён послевоенным годам в Югославии, увиденным глазами ребёнка. Несмотря на то, что к тому моменту маршала Тито уже не было в живых, послевоенные репрессии и ссора Тито со Сталиным, упоминаемая в фильме, всё ещё оставались запретными темами. В «Папе в командировке» Кустурица впервые снял Предрага Манойловича, Мирьяну Каранович и Давора Дуймовича, которые впоследствии появились ещё в нескольких лентах режиссёра. Фильм принёс Кустурице «Золотую пальмовую ветвь» и приз ФИПРЕССИ на Каннском фестивале, а также номинации на «Оскар» и «Золотой глобус». Милош Форман, вручивший как председатель жюри «Золотую пальмовую ветвь» югославу, назвал Кустурицу главной надеждой европейского и мирового кино.
«Время цыган»
Третья картина Кустурицы, «Время цыган» («Дом для повешения», сербохорв. Dom za vešanje, 1988) была создана при участии британских и итальянских продюсеров. Снятая в Македонии[5] лента стала первым обращением Кустурицы к цыганской тематике и первым в истории кино фильмом о цыганах на цыганском языке. В главной роли - подростка Перхана - снялся Давор Дуймович, а саундтрек написал Горан Брегович, с которым Кустурица сотрудничал и в следующих двух своих фильмах. За «Время цыган» Кустурица был удостоен на Каннском кинофестивале приза за режиссуру.
Примерно в то же время режиссёр начал играть на бас-гитаре в сараевской панк-рок-группе Zabranjeno Pušenje, которая вскоре временно прекратила своё существование.
США
Уже имевший опыт преподавания в киношколе в Сараево (из которой режиссёра уволили после того, как он стал участником Zabranjeno Pušenje), Эмир Кустурица был приглашён Милошем Форманом читать лекции в Колумбийском университете.
Сценарий, написанный студентом Кустурицы Дэвидом Аткинсом, после небольшой доработки лёг в основу англоязычного фильма «Аризонская мечта» (англ. Arizona Dream, 1993), в котором снялись Джонни Депп и Фэй Данауэй. На создание картины ушло очень много времени, и дата премьеры неоднократно переносилась. Получившийся фильм провалился в прокате, хотя получил в основном положительные отзывы кинокритиков и был удостоен премии «Серебряный медведь» на Берлинском кинофестивале. Позже Кустурица неоднократно заявлял о том, что не хочет больше работать в Голливуде.
Возвращение в Югославию
В 1992 году началась война в Боснии и Герцеговине. Дом семьи Кустурицы в Сараево был разрушен, отец режиссёра Мурат Кустурица вскоре после этого скончался от сердечного приступа. Семья нашла убежище в Черногории. Видя, что происходит с его страной, Кустурица вернулся в Югославию для того, чтобы начать работу над новым фильмом - фантасмагорическим фильмом-притчей с элементами чёрной комедии «Андерграунд» (серб. Подземље, англ. Underground) по сценарию знаменитого югославского драматурга Душана Ковачевича.
«Андерграунд»
Фильм вышел на экраны в 1995 году. В этой новой своей режиссёрской работе Кустурица связал прошлое своей страны с эпизодами новейшей истории (начало войны на Балканах). Реакция критики на картину была неоднозначной, и Кустурица, решив, что его не поняли, даже заявлял, что уходит из кинематографа[5]. Тем не менее, «Андерграунд» принёс ему вторую «Золотую пальмовую ветвь» кинофестиваля в Каннах, и Кустурица стал четвёртым режиссёром, дважды получившим этот приз (после Альфа Шёберга, Фрэнсиса Форда Копполы и Билле Аугуста; позже это достижение повторили Сёхэй Имамура, братья Дарденн, Михаэль Ханеке, Кен Лоуч и Рубен Эстлунд.
Подробнее
здесь