Виктор Мараховский
Рубрика «Собеседники Вечности», и в студии ув. Собеседник Вечности Алексей с очень своевременным вопросом.
(кстати, ув. друзья, есть просьба. Указывайте, пожалуйста, публиковать ваши ув. фамилии или нет. Не могу же я интуитивно догадываться)
«Здравствуйте, уважаемый Виктор Григорьевич!
В последнее время много думаю про эту тему, хотел бы задать такой вопрос:
Абсолютно всем известно, что время человека - это исчерпаемый, невозобновляемый ресурс, буквально с каждой минутой мы ближе к своей смерти. И при этом, как метко однажды сказал уважаемый Кримсон - человек это ещё и «актив с неизвестным временем экспирации», то есть никто не знает, когда наш срок годности выйдет.
При всём при этом мы все стараемся не замечать проблему, тратя своё время на странные или бесполезные вещи - посмотреть футбол или сериал, например (здесь не хочу никого упрекать, потому что и у самого есть такие «слабости»). Или же люди залипают в тикток, участвуют в марафонах коучей и т. д.
Как будто мы боимся осознать тот момент, что наше время конечно. Или же у человека не хватает сил на то, чтобы постоянно осознавать конечность времени - иначе можно сойти с ума от страха в ожидании постоянно приближающегося конца жизни.
Как вы считаете, почему люди так дёшево или плохо ценят своё время?»
Это тот случай, когда проще всего начать сразу с дерзкого утверждения - а потом уже переходить к раскрытию тезиса (с доказательствами и иллюстрациями).
Итак, дерзкое утверждение:
- Люди ценят своё время тем ниже, чем ниже ценят себя самих.
Посмотрите на то, КАК человек распоряжается своим временем - и узнаете, во что он себя ставит. В человеческой жизни очень мало законов, но этот, пожалуй, нерушим.
Уточнение: другое дело, что мы никогда не должны путать «что человек делает» с «чем его занятие кажется нам». Автор знаменитой формулы «Don’t worry, be happy», индийский мистик по прозванию Мехер Баба, десятилетиями молчал и драил нужники, но считал себя божественным воплощением - и, весьма вероятно, драил именно потому, что считал себя им.
И напротив: из двух самых потно занятых коллег, что мне доводилось видеть в своей жизни, вечно уставившихся в монитор или телефон с нахмуренно-сосредоточенным видом, один занимался поиском англоязычных мемов на 9gag, чтобы сплагиатить, а второй судорожно переписывался с девицами.
Ну и, если уж на то пошло: один из ув. друзей вчера в обеденный перерыв повстречал на севере столицы человека, похожего на В. Мараховского. Тот сидел в «Невском парке» на лавочке с авоськой из азбуки и курил сигариллу, тупя на речку. Ув. друг (за что ему сердечная благодарность) не поленился выразить своё одобрение моими трудами. Ему, правда, посчастливилось не увидеть, как я потом встал и двинулся вдоль летнего мини-зоо, приветствуя животных возгласами: «Здравствуйте, кролики! Здравствуйте, петухи! Здравствуйте, козлы!» Посмотреть со стороны, так публицист и философ просто валял дурака, а на самом деле он думал о феномене лайт-героизма (тема, которую я надеюсь осветить на будущей неделе).
Но вернёмся к нерушимой связи человеческой самооценки с временем.
Я прочёл относительно недавно исследование (никак не могу найти ссылку), согласно которому преуспевающие люди отличаются от непреуспевающих типомсвоей жадности. Грубо говоря, богатые более щедры финансово, отстёгивая в помощь ближним больший процент своего дохода, чем бедные - но зато куда более прижимисты в отношении времени: вдумчивой долгой компании от них не допросишься. Им дичайше жалко своего внимания, они его людям не уделяют - и тем самым поддерживают устоявшееся мнение о своей бессердечности.
Причины обоих отклонений от среднего значения очевидны. Человек небогатый (в самом общем случае - работник за зарплату, счастливо выкидывающий работу из головы вместе с офисом, то есть пребывающий вне трудовых забот 128 из 168 часов в неделю) переводит свои усилия на поддержание и приумножение социального капитала в своей среде, выражаемого в посиделках (опять-таки в самом общем случае).
Человек же, занятый своим делом на высоких оборотах, на социальный капитал тратится иначе. То есть даже тусуясь где-нибудь, он обычно соединяет это с пользой делу, как он её видит. Отсюда, между прочим, и явление «профи собираются на шашлык и давай трещать о работе». Это воспринимается (и ехидно комментируются супругами) обычно как профессиональная деформация и невозможность расслабить булки мозга, а на самом деле это - для фанатов - и есть отличный отдых. Они наконец получают возможность поговорить о любимом деле не в режиме непосредственного разруливания задач, а немного отступив от холста, медитируя на штрихи и ещё не заполненную часть полотна, советуясь с коллегами-экспертами.
От себя добавлю, что существует (ув. друзья легко могут припомнить по опыту собственных наблюдений) железная обратная зависимость между жизненной состоятельностью ув. современников и уровнем пустого, нефункционального хваствовства, озвучиваемого ими в компаниях.
Оказавшись в любой компании - подчеркну, в любой - вы легко вычислите там самого главного лузера: он будет громче всех рассказывать о своём статусном величии и о том, как он пил с мэром, работал с министром, ручкался с Путиным и ловил рыбу с Мишустиным.
Та же внутренняя душевная механика стоит за знаменитым явлением «самая толстая девушка в компании громче и грубее всех рассказывает про свои сексы».
Не следует думать, что в том, что называется по-настоящему дружеским времяпровождением, вовсе нет никакой коммерции. Она есть - просто осуществляется на том уровне и в той валюте, какие в ходу в данной конкретной среде.
Социальная валюта имеет множество лиц и воплощений. Порой это милый психотерапевтический петушкокукушкинг. Порой формы куда более жёсткие, принимающие формы всяких треугольников карпмана, созависимостей, спасательства-жертвенности и пр.
Наконец, если мы захотим увидеть самый циничный, ужасный и унизительный пример социального торжища - то мы должны отправиться на вечер поэзии, или в бар одиноких стендаперов, или в караоке - словом, в любое место, где выступающие являются также и публикой. Вот где происходят самые циничные обмены имитацией признания, ибо у каждого в глазах светится языческое do ut des, я тебе аплодирую, так что и ты мне аплодируй.
…Люди, ценящие себя (то есть то, чем живут, дышат и заняты) - ценят и свою проекцию на время. Люди, собой в действительности помыкающие - помыкают и своим временем как золушкой.
А теперь стоит перейти к по-настоящему серьёзной части. И немного грустной, хоть и небезнадёжной.
В подавляющем большинстве мы все, ув. друзья, имеем довольно отвратительный биографический опыт в части воспитания нашего уважения к собственному времени.
В подавляющем большинстве наши биографии - это истории преодоления тех ценников, которые на нас и наше время кропотливо навешивались ближними.
Включая тех ближних, которым вроде бы сам Бог велел, напротив, воспитывать в нас уважение к времени.
Слишком многие из нас слышали с юных лет «ты ж всё равно ничем полезным не занят (а)».
Слишком многие из нас слышали от близких и даже плюс-минус родных «пока ты бьёшься своей рыбой об лёд, сын моей подруги уже стал XYZ и помогает».
Слишком многих из нас буквально с работы как из садика забирали, чтобы отвезти прополоть грядки / починить забарахлившего слона / составить компанию в магазине, потому что «ой я вас умоляю, устало дитятко, ты ж всё равно на своей работе фигнёй маешься».
Слишком многим из нас, я повторяю это, вкручивали годами, что наша популяционная ценность ничтожна, что перспектив у нас нет (откуда перспективы у такой дурочки / такого лошары как ты), и что наше время - это, простите, шлюха общего пользования, отказы от которой не принимаются.
Наконец, к слишком многим из нас применяли множественные и зачастую довольно хитроумные способы обнуления наших результатов.
- Первое место получил? Ну молодец, сунь к остальным дипломам.
- А почему не пять?
- Это классно, что ты заслужил где-то признание, пока я тут не разгибаюсь и обеспечиваю успехи великого тебя. Кстати, как там с заданием, которое ты на прошлой неделе получил. Что, неужели мы забыли. Ах да, ну как же, ведь у нас есть дела поважней, у нас есть признание каких-то [вымарано цензурой].
- Вот ты думаешь, что ты поймал удачу за хвост, а на самом деле ты дурак. Потому что кто ты без (меня/нас/Васи/коллектива/начальника, который к тебе благоволит).
- …[А я обиделась]. Да нет, ничего. Всё классно, я за тебя радуюсь. Ничего.
-…
Отклеивать от себя таких ближних - задача тем более трудная, чем больше у нас запасов природной мягкости, эмпатии и ненависти к конфликтам. Всякий разрыв с такими оценщиками (а разрыв - единственное порой лечение) кажется нам в запущенных случаях мини-апокалипсисом, и мы зачастую десятилетиями верим, что послав людей, помыкающих нами прямо и косвенно, в бан - мы их погубим.
В итоге нам бывают нужны специальные авторитеты, которые бы вышли и сказали:
- Василий! Относитесь к себе как к человеку, которому вы тоже кое-что должны (Дж. Питерсон).
И это звучит откровением и звякает падающими оковами, потому что воспитание отрицательной субъективной ценностизачастую даже в самых больших трудоголиках приводит к тому, что они испытывают чувство вины (!), покупая рубашку (!) себе (!!!).
…Из сказанного следует практичный вывод.
Если мы тратим своё время, по собственному же честному признанию себе, на всякую фигню - это во всех случаях сигнализирует нам о том, что мы низко ценим себя.
И осознав это - мы должны с максимальной скрупулёзностью исследовать природу этой низкой оценки себя.
Ибо она может быть и объективной - если мы действительно не используем выделенное нам ув. Провидением бытие по прямому назначению.
Но низкая цена нашей жизни может быть (и весьма часто бывает) также и ложной - результатом наведённой, воспитанной окружающими, вкрученной привычки считать, грубо говоря, что наши нужды фигня по сравнению с чужими хотелками.
И если в первом случае нам пора бы взяться за ум, найти себе инстанцию, одобрение которой будет означать также и пользу для нас, и от души стараться его заслужить, то во втором случае нам требуется категорический френдоцид. Ибо люди, которые пренебрегают нашим временем - пренебрегают в его лице и нами. И это закон.
Необходимо помнить, что время - это категория человеческая. Оно не существует в отрыве от нашего сознания и восприятия. Время есть проекция человека на действительность. Мы можем его только убавить, но никак не растянуть - потому что оно и есть мы.
И поэтому мы должны обращаться с ним благоговейно, ибо оно такой же подарок нам, как и мы сами.