Маски Сергея Есенина

Jul 05, 2024 21:00

-Кто это? И с какой стати я должен делать его посмертную маску? -Это Есенин, - тихо сказала вдова поэта



Наверно мало людей, которые равнодушны к его творчеству

Накануне Нового 1926 года известного ленинградского скульптора Исидора Золотаревского пригласили заглянуть в Ленинградское отделение Союза писателей.

В углу комнаты в мишуре и гирляндах переливалась новогодняя елка. Рядом с ней, в центре помещения стоял гроб. Откинув с лица белое покрывало, скульптор застыл в недоумении.

Он увидел незнакомого мужчину неопределенного возраста с уродливой вмятиной на лбу.


-Кто это? - удивился скульптор. -И с какой стати я должен делать его посмертную маску?

-Это Есенин, - тихо сказала стоявшая рядом вдова поэта Софья Толстая. -Можете начинать.

Посмертная маска Есенина сейчас находится в фондах Музея Есенина в селе Константиново. В постоянной экспозиции, как считают сотрудники, ей не место. Слишком непонятная. Слишком страшная.

Маска, сделанная Исидором Золотаревым, действительно вызвала массу вопросов. Почитатели таланта не узнавали лицо своего кумира.

Впрочем, на самом деле подлинного лица Есенина не знал никто.

Одни запомнили его хулиганом и скандалистом. Он дрался не только кулаками, но еще и тростью. Другие - щеголем и бабником. Третьи - простым деревенским пареньком.

Есенин всю жизнь играл разные роли. Надевая ту или иную маску. Каким же он был на самом деле? В начале прошлого века, когда индустрии шоу-бизнеса еще не было, 20-летний юноша из Рязанского села Константиново Серёжа Есенин лучше других знал, как стать популярным поэтом.

Он придумал себе грамотный имидж: русская, вышитая крестиком рубашка, шаровары, валенки, тетрадка стихов, завернутая в платок, и балалайка.



Наверно, это и есть настоящий Есенин

Утром 9 марта 1915 года прямо с Николаевского вокзала Петрограда Есенин отправился в гости к Блоку. Не у кого из известных поэтов не хватило бы наглости заявиться к светилу домой без приглашения. Но молодого поэта из деревни это не смущало.

Не застав Александра Александровича дома, он оставил записку: “Дескать, зайду в 4 часа”.

Образ деревенского простачка Есенин придумал ещё в Москве, когда работал конторщиком в мясной лавке купца Крылова. А потом помощником корректора в типографии Сытина. После трудовой смены Есенин приходил к отцу в общежитие и, лёжа на скрипучей кровати, сочинял свои первые стихи, которые подписывал коротко: “Аристонов”, то есть в переводе с греческого - самый лучший.

Московская публика в упор не хотела видеть какого-то там “Аристона”. У неё были свои кумиры: эстет Блок, бунтарь Маяковский, воин духа Гумилёв.



Отец устроил сына конторщиком в той же лавке колониальных и мясных товаров, где работал сам, но своевольный юноша там не задержался. Буквально через неделю его уволили - за отказ вставать с рабочего места, когда входила хозяйка, жена купца Николая Крылова. Все вставали, а этот мальчишка - нет

Есенину нужно было найти свободную нишу. Искал недолго. “Аристон” стал крестьянином. Есенину практически ничего не надо было изображать.

Он родился и закончил школу в Рязанском селе Константиново. Здесь, участвуя в театральных постановках, крестьянский сын научился легко перевоплощаться и в сказочных принцев, и в пылких влюбленных, и в нищих, и в аристократов.

Оказавшись в Петрограде, не только точно и грамотно выбрал себе роль, но и отлично её исполнял. Вот и тогда, обливаясь от волнения потом, рязанский паренёк протягивал Блоку потрёпанную заветную тетрадку. Там были вполне модернистские стихи, которые потом вошли в его сборник “Радуница”.

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа…
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Тогда-то Блок и написал, что стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Поставил точку и приписал ещё слово: “Язык”.

Особый язык - ещё одно изобретение Есенина. Редкие словечки, значение которых мало кто понимал. Поэт специально выписывал из словаря. Когда спустя год вышел его первый сборник “Радуница”, поэт дарил друзьям экземпляры, снабжая вычурными и туманными посвящениями.

Писателю Иерониму Ясинскому: “На добрую память от размычливых упевов сохи - дерёхи”.

Максиму Горькому: “От бояшника соломенных суёмов”.

Критику Нестору Котляревскому: “От росейскго парня”.

Есенин быстро понял: легенда важнее биографии. Поэтому новым знакомым рассказывал, что едет из Рязани на заработки в Ригу бочки катать, да застрял тут в ожидании грузчиков. Зовут его Серёга. Есть нечего, пишет стихи за хлеб.



В конце июля 1912 года Есенин уехал из Константиново в Москву

О своём трёхлетнем периоде жизни в Москве, учёбе на курсах, женитьбе и рождении сына Серёга скромно умалчивал. Это не слишком украшало миф о покорении деревенским самородком литературной столицы.

Уже через 3 недели после визита к Блоку Серёге устроили поэтический дебют в редакции нового журнала “Для всех”. Для маски самородка из глубинки Есенину срочно нужен был эффектный сценический костюм. Но какой? Визитной карточкой Есенина стала простая, вышитая крестиком русская рубаха.

Она подчеркивала образ деревенского пророка, который принёс в столицу истинное, Живое слово. С особым восторгом утончённая публика реагировала на слова “корова” и “кудлатые щенки”. Освоившись, Есенин включил в программу выступлений и деревенские частушки.

Эпатаж помог Есенину добиться желаемого. Его начали узнавать и обсуждать. Стихи вовсю печатались в журналах. Слава о Рязанском самородке докатилась до царской семьи. Вскоре его пригласили на концерт в Марфо-Мариинскую Обитель.

По этому случаю поэт примерил на себя новую маску. Завитые в кольца кудряшки, шёлковая голубая рубаха, чёрная бархатная безрукавка и жёлтые нарядные сапожки на высоком каблуке.

До Февральской революции оставалось чуть больше года. Есенин и его наставник, известный крестьянский поэт Николай Клюев, пришли в Московскую мастерскую русского платья братьев Стуловых за специально пошитыми костюмами.

Образ сказочного Ивана Царевича, который в самый разгар Первой мировой войны развлекает стихами сестру царицы-немки, Петроградская интеллигенция расценила как предательство. Однако Есенина это не смутило.

Чуть позже, во время службы санитаром на военном поезде, он получил высочайшее предложение выступить в Царском Селе перед императрицей, четырьмя царскими дочками и наследником престола. Так двадцатилетний мальчишка был приглашён первыми лицами государства.

Растроганный оказанной ему честью, Есенин сочиняет стихотворение, которое после революции постарается забыть.

В багровом зареве закат шипуч и пенен,
Берёзки белые горят в своих венцах.
Приветствует мой стих младых царевен
И кротость юную в их ласковых сердцах.

Багровое зарево уже не за горами. До расстрела царской семьи всего 2 года. Но пока царевны молоды и красивые .

А сказка на глазах становится явью. Рязанский пастушок превращается в Ивана-царевича. И получает в награду от царской дочки драгоценный перстень.



Перстень хранится в Музее

Потом Есенин рассказывал близким друзьям историю, как целовался с царской дочкой на лестнице дворца, а она кормила его сметаной. Есенин обладал богатейшей фантазией.

Поздней осенью 1917 года лишний раз рассказывать о том, как поэт был представлен императрице, стало небезопасно. Срочно выпросив отпуск, Есенин сбежал в Константиново.

Переждать, пока всё уляжется. Позже он напишет, что революция застала его в дисциплинарном батальоне, куда он угодил за отказ писать стихи в честь царя.



С сестрой Екатериной. 1925 год

Среди поэтов-современников вряд ли кто-то мог соперничать с Есениным в умении молниеносно реагировать на изменения в политической обстановке. Носить маску Ивана-царевича отныне было опасно. Маска деревенского пастушка уже отыграна.

Кроме того, тщеславный Есенин начал тяготиться тем, что в паре с Николаем Клюевым он, как ни старался, был вторым номером. Их пути разошлись. Позже, став маститым поэтом, Есенин сделал своему старому другу неожиданный подарок: бритвенный набор. И пояснил: -Сбрей свою бороду старообрядческую. Поэзия должна быть совсем другой. Россия кровью истекает.

Революция перевернула с ног на голову жизнь всей страны. А рязанскому поэту она подарила новую маску. В модной лавке был куплен узкий пиджак с иголочки, на шее красивый галстук или бабочка, на ногах сверкающие ботинки с серыми гетрами.

И небрежная папироска в зубах. К новой маске хулигана Есенин приглядывался ещё до революции. Теперь он читал свои стихотворения, попыхивая папироской. Это выглядело эффектно.

Но на тот момент вместо главного бунтаря было занято. Маяковский уже до революции играл эту роль. Маяковский, сменивший имидж бунтаря на пропагандиста, пристально следил за успехами Есенина.

По сути, они стали основоположниками модных линий поэтических батлов. Есенин регулярно задирал Маяковского: Вы пишете не стихи, а агитезы.

На что Маяковский отвечал: А вы кобылезы.

Маска хулигана села на Есенина, как родная. Ещё в детстве в селе Константиново Есенин любил пошалить. Ни одна деревенская разборка не обходилась без Серёжи. За плохое поведение его даже оставили на второй год в школе. А в родном селе прозвали безбожником.



Есенин - высокий парень в кепке

С 10 лет он снял крестик и больше не носил его. Имидж хулигана-анархиста, отрицающего всё, что было до этого в искусстве и культуре, в одночасье перевёл Есенина из первой лиги поэтов в высшую. Все поэмы и стихи революционных годов написаны в этом образе.

Есенин упивался своей игрой и свалившейся на его кудрявую голову славой. Пока филологи и критики ломали головы, что поэт хотел сказать той или иной заковыристой фразой, Есенин посмеивался и намекал, что Клюеву и даже Блоку такого в жизни не придумать. А что всё это значит, он и сам не знает.

Главное шокировать.

Но цель Есенина была стать не одним из, а первым. Блок и Белый уже не наставники, а соперники. Причём почти побеждённые. Народ валом валил на концерты, если большими буквами было написано “Есенин”.



Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф

На новый виток истории поэзия Есенина вышла, когда он познакомился с Анатолием Мариенгофом и Вадимом Шершеневичем. Старшие товарищи облагородили образ скандалиста Есенина, добавив нотку западного шика.

В гардеробе Есенина появились цилиндр и фрак, которые поэт носил с таким достоинством, словно имел дворянские корни.

Чтобы привлечь к себе внимание, имажинисты проводили в Москве первые перформансы. Ночами в честь себя переименовывали московские улицы. На Памятник Пушкина вешали табличку “Я с имажинистами”.



Имажинисты Есенин и Эрлих со студентами Сельхозинститута у памятника Пушкину в Царском Селе в 1924 году

Их поэтические вечера часто заканчивались в суде. В милиции к их выходкам уже привыкли. На столе у следователя подрастала стопка папок. 13 уголовных дел на поэта Сергея Есенина. Поэт ходил по лезвию ножа. Однако поклонники его талантов встречались и в милиции, и среди чекистов.

Существовал негласный приказ: Есенина забирать, отрезвлять и отпускать.

Название стихотворений и сборников говорили сами за себя: “Москва кабацкая”, “Стихи скандалиста”, “Исповедь хулигана”. К тому же у Есенина была своя, особая манера чтения своих произведений, подчеркивающий их ритм и музыкальность.

Образ беззаботного гуляки и выпивохи запал в души читателей. Они носили Есенина на руках. И часто не отделяли вымысла от биографии. Поэт сам приложил к этому немало усилий.

Его считали своим и криминальные авторитеты, и алкоголики в трактирах. Хотя к тому времени Есенин пил мало и аккуратно. Образ хулигана никогда не выходил за рамки уличного повесы. И не превращался в бандита, пусть и благородного. Не в стихах, ни в жизни. В этом он был предельно честен.

Теперь Есенин решил покорить талантом весь мир. Для этого нужно было срочно сменить гардероб. Сшитый по последней моде костюм, накрахмаленная белоснежная рубашка, галстук, начищенные до зеркального блеска штиблеты.

И ведь опять сработало. Образ рокового красавца сражал девушек наповал. Сам же златовласый кумир обожал шопинг и большую часть своих гонораров тратил на одежду.

К 25 годам Сергей Есенин стал самым модным поэтом и любимцем всех девушек. Хотя сам Есенин признавался, что любовь для него не счастье, а болезнь. В юности его сердце разбила Анна Сардановская. Племянница священника из села Константиново. Именно о ней он писал: “Когда-то у той вон калитки. Мне было шестнадцать лет. И девушка в белой накидке. Сказала мне ласково: «Нет!»

Серёжа чуть не покончил с собой, глотнув уксусной эссенцией. Будущего поэта еле отпоили молоком.

С тех пор Есенин позволял любить себя, нежели любил сам. Потому что женщины отвлекали его от главного. От поэзии.

Но образ героя-любовника он всячески культивировал.

Раз в неделю делал маникюр, менял причёски. И не выходил на улицу без укладки. Первая жена Есенина Анна Изряднова вспоминала, что, увидев поэта, влюбилась в его копну волос. Они познакомились молодыми и прожили вместе недолго. Всего 2 месяца.

Для Есенина их брак был всего лишь мимолетным эпизодом. Для неё - любовью на всю жизнь. Кроме Есенина у неё больше мужчин не было. Сыну она внушала, что его отец - гений.

Со второй женой Зинаиды Райх история повторилась. Всё разладилось после рождения дочки. Пелёнки, распашонки вгоняли Есенина в тоску. А когда супруга снова забеременела, он начал откровенно погуливать. Райх ревновала и устраивала скандалы, про которые поэт потом вспоминал в стихах.

Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.

Великая американская танцовщица Айседора Дункан влюбилась в Есенина с первого взгляда. Ему было 26, ей 43. Но разница в возрасте поэта не смущала. Это же ещё один шаг к мировой славе.

Свадебное путешествие стало заграничным турне. Иностранных языков Есенин не знал. Поэтому и в Европе, и в Америке ему пришлось выступать только перед русскими эмигрантами. Переводить его поэзию никто не рвался. Да и вообще на него мало обращали внимание.

Его раздражали новости в газетах о том, что приехала знаменитая танцовщица Айседора Дункан с молодым мужем - поэтом. Его самый большой проект: "Есенин - поэт мира" терпел крах.



Долгое путешествие с Айседорой Дункан. Германия, Бельгия, Франция, Италия, США

На фотографиях с роскошных итальянских пляжей Есенин выглядел мрачнее тучи. А прекрасную Венецию и вовсе назвал грязной зеленой лужей.

Примерно тогда же он всерьёз начал интересоваться алкоголем. После этого турне в погоне за мировой славой Есенин вернулся безнадёжно сломленным.

Спасительным кругом показалась новая идея: высокий цилиндр, надвинутый на брови, накинутая на плечи плащ-крылатка, элегантная трость и золотой перстень с зелёным камнем. Для полной схожести с Пушкиным Есенину не хватало только бакенбардов.

Свой последний день рождения, тридцатилетний юбилей, он решил отметить именно в этом образе. Приехав к друзьям в кафе в крылатке и цилиндре, сначала немного смущался. А потом спросил: -Это очень смешно? Но мне так хотелось хоть чем-нибудь быть на него похожим.

Но это новая маска не радовала ни самого поэта, ни его окружающих.

Пьяный Есенин в Пушкинской крылатке был уже героем другой сказки. Про человека, потерявшего себя. В последний год жизни в разговорах и письмах к друзьям он жаловался, что исписался. Хотя в это время он писал много прекрасных, пронзительных стихотворений.

Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?
Не храпи, запоздалая тройка!
Наша жизнь пронеслась без следа.
Может, завтра больничная койка
Упокоит меня навсегда.

Трудно представить себе, что эти строки писал тридцатилетний красавец, обласканный любовью женщин и страны, чьи сборники разлетались прямо из типографии.

Чтобы заполнить пустоту и сгладить смертельную тоску, Есенин то ложился в больницу лечиться от депрессии, то начинал обустраивать семейный быт. Так случилось, что поэт не имел даже комнаты в коммуналке. Его всегда готовы были приютить сердобольные женщины.

С внучкой писателя Льва Толстого Софьей Есенин познакомился незадолго до гибели. Она прекрасно понимала, что уставший от жизни поэт мечтает о покое и уюте.

Свою самую трагическую поэму Есенин закончил за полгода до смерти. "Чёрный человек" - двойник, который появляется по ночам из зеркала. Садится на край кровати и обвиняет поэта во лжи, неискренности. В том, что он никогда не был собой. Всегда носил сулящие выгоду маски.

Осенью 1925 года Поздним вечером Есенин читал "Чёрного человека" Юрию Олеше и Илье Ильфу. Потом присутствующие вспоминали, что были в шоке и восторге одновременно. Все чувствовали, что видят Есенина в последний раз. Это была не просто поэма, а прощальная исповедь.

Последние месяцы жизни Есенина напоминали агонию. В приступе пьяного безумия поэт с балкона сбросил свой бюст работы Конёнкова. Уверяя, что Серёже очень жарко и душно. Во время поездки в Баку кинулся в резервуар, наполненный нефтью, и чуть не утонул.

26 ноября 1925 года поэт в очередной раз лёг в психиатрическую клинику. Теперь Есенин не оставлял себе шанса: пора прощаться. Вместо предполагавшихся двух месяцев он выдержал в больнице всего 25 дней. И опрометью сбежал в Ленинград.

Есть разные версии событий, оборвавшие жизнь поэта. Одни уверены, что он сам затянул на шее петлю. Другие утверждают, что поэта убили чекисты. Все, кто видел Есенина в последние месяцы перед смертью, говорили, что он не был похож на себя: потемнели волосы, потухли глаза.

По воспоминаниям очевидцев, мертвый Есенин был похож на измученного, обиженного ребенка. Перед лицом смерти все маски были сброшены. Он снова стал тем мальчиком из села Константиново.

То обстоятельство, что Есенин на протяжении всей своей жизни носил маски, не отменяет его искренности. Он действительно любил Родину. Он действительно был земным поэтом. И у него была душа русского человека.



Сергей Есенин. Великий русский поэт. Философ.

Перед тем, как отнести Есенина на Ваганьковское кладбище, процессия трижды обогнула памятник Пушкину. Все знали, что Есенину это бы понравилось.

Его номер в гостинице "Англетер" ещё долго осаждали подозрительные персонажи. Они искали любые артефакты, связанные со смертью поэта. На удачу вынесли всё: рюмки, пустые бутылки и постельное бельё. И даже ту самую веревку. Всё было вывезено за границу и продано с аукциона.

Спустя почти 100 лет после его смерти сбылась и его мечта.

Он стал самым переводимым и читаемым русским поэтом во всем мире. Наравне с Пушкиным.

источник

биография, Есенин, поэзия

Previous post Next post
Up