Николаю I и его министру Канкрину наша страна обязана многим, и неудивительно, что именно эти два человека до сих пор подвергаются несправедливой критике. Как же! Они же посмели замахнуться на «святое» - на учение Адама Смита.
Например, Канкрину постоянно ставят в упрек его отрицательное отношение к железным дорогам. Мол, в Западной Европе уже вовсю ходят поезда, а в России министр финансов препятствует прогрессу. Но причина скепсиса Канкрина относительно паровозов заключалась не в его «косности».
Дело в том, что тогда было еще не очевидно, окажется ли эффективным паровозное движение в наших суровых климатических условиях. Требовалось провести эксперименты, и лишь потом начинать масштабное железнодорожное строительство. Поэтому сначала построили короткую Царскосельскую дорогу. Затем начались работы по созданию железнодорожного сообщения между Варшавой и Веной, а в 1841 году уже было готово финансовое обоснование знаменитой дороги из Петербурга в Москву.
Все это произошло при Егоре Канкрине.
Конечно, могут сказать, что железнодорожное строительство началось не благодаря, а вопреки министру, но согласитесь, это универсальный «аргумент», который нетрудно применить к кому угодно.
Канкрин оставался на посту министра практически до самой смерти. Лишь после того, как он серьезно заболел, царь разрешил ему уйти в отставку в 1844 году. Новым министром финансов стал Вронченко, которому тут же пришлось отбивать натиск лоббистов свободной торговли.
Дионис Капиарь