«Господин оформитель» - страшно и красиво

Jun 16, 2024 21:00



Кадр из фильма «Господин оформитель» (1988). Скриншот

Советский хоррор «Господин оформитель» (1988) выбивается из общей линии перестроечного кино - в тот момент декаданс эпохи Modern, переходящий в странные и - страшные грёзы, в легенды об оживающих манекенах и навязчивые мысли об адском автомобиле, давящем пространство, смотрелся неактуально и как-то вызывающе, ибо на экранах бесновались «Маленькие Веры» и «Интердевочками», утверждавшими, что «так жить нельзя». А тут - феерия красы и ужаса.

При чём здесь автомобиль? Фильм был снят Олегом Тепцовым по мистически-путанному, какому-то сумасшедшему рассказу Александра Грина «Серый автомобиль», но от рассказа не осталось практически ничего. Так, отдельные смыслы и росчерки. Это - по мотивам. Настолько «по мотивам», что лучше рассматривать эти два произведения по отдельности, а не в сравнении. Обе вещи стоят того, чтобы их знать.




Кадр из фильма «Господин оформитель» (1988). Скриншот.

Эра виньеток, истерик, большеглазых красавиц, магии, богоборчества, игры. Востребованный дизайнер витрин, художник - Платон Андреевич (прекраснейший Виктор Авилов) берётся за оформление ювелирного магазина и нанимает в качестве модели для манекена умирающую от чахотки девушку Анну Белецкую (изумительная Анна Демьяненко, я её больше не видела …и где уж там Ренате Литвиновой до такой роскоши, изысканной жестокости, тонкости лодыжек).



Лина Кавальери. Открытки из личной коллекции. Сканы.

Во времена Modern были популярны этакие белль-фамм, дивы-мрамор с застывшими лицами, а знаменитых красавиц, вроде Лины Кавальери, фотографы понуждали долго мучиться при создании образа для почтовых открыток и обложек прессы. Лицо должно быть очень белым и как бы неживым, потусторонним. Ад иль рай? Серебряный век предпочитал смешивать то и это. И вот тогда все будут влюбляться - и короли, и студиозы, и циничные адвокаты.



Кадры из фильма «Господин оформитель» (1988). Скриншоты.

1908 год… Ощущение кадров немого кино и какие-то жуткие тени в духе «Доктора Калигари» - программной ленты в истории синематографа. Платон хочет стать выше Бога и лепит своих «дев» с неистовством дьяволопоклонника - таких персонажей хватало в предреволюционном Петербурге. Тогда много вещали об искусственном человеке и - сверхчеловеке. Не 1920-е с их навязчивой идеей машинно-железного, то есть идеального человечества породили ад, но изящное начало XX века.



Открытки из личной коллекции. Справа - танцовщица Клео де Мерод. Сканы.

И вот, уже 1914-й - пограничный год. Оформитель вышел из моды; он вечно в пьяном - и не только пьяном - забвении, из которого его буквально выдёргивает загадочный посетитель - негоциант Грильо (наш советский комильфо Михаил Козаков, которому тут ничего не надо изображать). Задача Платона - дизайн огромного дома, напоминающего шкатулку с двойным дном. Роль пышного чертога сыграл особняк Фолленвейдера на Каменном острове в Питере - шедевр северного Ар Нуво.



Картины Жана Дельвиля, возникающие в кадре. Википедия.

И тут возникает божественная, точнее - адская Мария, в коей Платон узнаёт …свою модель. Анна? Вовсе не она - Белецкая давно в могиле. Коварная, манящая кукла ожила и - принялась «пожирать» людей. Она безумно хороша и столь же холодна. В результате - умирают всё, и картёжник-бонвиван Грильо, и полусумасшедший креатор-Платон. А кукла Мария-Анна продолжает свой затверженный путь. Здесь не так важен сюжет, как форма.



Браслет Жоржа Фуке для Сары Бернар по рисунку Альфонса Мухи. Википедия. Справа - кадр из фильма «Господин оформитель» (1988). Скриншот.

Все эти картины Жана Дельвиля и других мистиков Серебряного Века, штуки в стиле Жоржа Фуке и флаконы а-ля Рене Лалик, платья в духе Мариано Фортуни, бездонные очи, как у звёзд немого кино, а фоном - тревожно-пугающие мотивы Сергея Курёхина, пожалуй, самого изысканного композитора 1980-х годов. Это - фильм-драгоценность. Больше такого не делали - дорого и стильно. А ведь эстетский хоррор мог бы стать «русской фишкой»…

Zina KorZina (c)
отсюда

1980-ые, фильм, СССР

Previous post Next post
Up