Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ подготовили новое исследование, посвященное оценке деятельности мэров столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров Российской Федерации за апрель-май 2024 года.
Настоящее исследование проведено ЦИК «Рейтинг» в партнерстве с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации.
Его объектами являются мэры 88 городов России. В их число входят руководители столиц всех субъектов РФ с добавлением представителей пяти крупных финансово-экономических центров: Магнитогорска, Набережных Челнов, Новокузнецка, Сочи, Тольятти. В рейтинг не включены представители Московской и Ленинградской областей.
Понятие «мэр» не имеет единого значения в различных субъектах России. Под «мэрами» в исследовании понимаются избранные населением главы городов либо, при их отсутствии, те из руководителей, в официальной должности которых содержится определение «мэр». Муниципалитеты, для которых не подходят оба эти варианта, в рейтинге представляют руководители городских администраций (основываясь на изначальном значении слова «мэр»).
Хотя мэры административных центров четырёх новых субъектов РФ не рассматриваются в таблицах «Национального рейтинга», его издатели всегда готовы предоставить возможность экспертам комментировать работу городских администраций на присоединенных территориях. Информацией о ситуации в Донецке, Луганске, Мелитополе и Геническе, других населенных пунктах, расположенных в этих субъектах РФ, располагают очень немногие эксперты. Кроме того, в фокусе внимания здесь, по преимуществу, находятся вопросы военной направленности, а не мирная созидательная деятельность муниципалитетов. Но даже имеющиеся свидетельства позволяют давать высокую оценку самоотверженным действиям местных, по сути своей, фронтовых градоначальников.
Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, а также заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении релевантности результатов, в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но и людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге мэров» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов различной профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав, кроме того, позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.
Анкеты, рассылаемые экспертам, не только давали им возможность формально оценить работу того или иного мэра, но и предлагали обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют выявить причины успеха или неудачи муниципальных руководителей в глазах экспертов. Именно анкеты являются основным источником, на основании которого выстраиваются таблицы исследования, формулируются тексты его аналитической части.
Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение о работе того или иного мэра, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой в рейтинге одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений экспертного сообщества. При этом эксперты, высказывают своё мнение в «Национальном рейтинге» не зная итоговых результатов исследования.
В случае с городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) в «Национальном рейтинге мэров» делается акцент на отношении к их руководителям как к градоначальникам, а не как к главам субъектов. Хотя, безусловно, не всегда экспертам удается отделить местную и региональную повестку от федеральной.
Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса мэра («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).
Олег МАТВЕЙЧЕВ
Политолог, профессор Высшей школы экономики
В регионах, в которые приходят новые губернаторы, не всегда складываются рабочие отношения губернатора и мэра областного центра. Как говорится, новая метла по-новому метёт. Но, с другой стороны, в сфере управления наблюдается большой кадровый голод. И на пост глав городов приходится не так много кандидатов. Губернаторы мне часто жаловались, что заменили бы плохо работающего мэра, да выбора нет. И это - реальная проблема.
В мэры не хотят идти из-за небольшой зарплаты, жёсткого контроля и огромной ответственности. Человеку в возрасте 40 лет намного легче реализовать себя в бизнесе, чем на государственной службе.
Конечно, я не говорю о мэрах столичных городов. У них и большая зарплата, и возможности, и карьерный рост. Речь - о средних и небольших городах. Усиление контроля только усугубит ситуацию. Если «кошмарить» мэров, можно потерять последних кандидатов в градоначальники.
Павел САЛИН
Политолог
Политические события последних двух месяцев, в том числе и в первую очередь попадавшие в федеральную повестку, продемонстрировали реальное место представителей мэрского корпуса в номенклатурной табели о рангах. Речь идёт об их полном «растворении» в вертикали власти. Если губернаторы в свете минувших событий были, если и не субъектами, то хотя бы отдельными единицами, объектами происходивших процессов, то главы муниципальных образований, в том числе и региональных столиц, - лишь приложением к этим и другим объектам.
Прежде всего следует отметить запланированное и спокойное завершение договорной комбинации между властью и системной оппозицией в крупнейшем городе, где до недавнего времени сохранялись прямые выборы мэра, - Новосибирске. Долгое время эту должность занимал представитель КПРФ Анатолий Локоть, который ещё в середине 2010-х гг. сумел стать кандидатом от консолидированной оппозиции и в упорной борьбе и с небольшим перевесом сумел преодолеть административную машину власти. Однако за прошедшие почти 10 лет нахождения в должности он растерял политический капитал и вовремя воспользовался ситуацией, пойдя на сделку с властью и выйдя из игры. В текущей ситуации шансов осенью 2024 года переизбраться на новый срок у него практически не было. Параллельно с этим в Новосибирске были отменены прямые выборы мэра, против чего системная оппозиция не стала возражать.
В конце прошлого года - начале нынешнего была разыграна несложная многоходовка, в которой представитель КПРФ ушёл в отставку после месячного отпуска, а врио главы города стал представитель его команды Олег Клемешов. После «периода охлаждения» в несколько месяцев, в апреле, настало время для завершающей части комбинации. Формальное руководство городом перешло не только от КПРФ к «Единой России»: Новосибирск, как и подавляющее большинство региональных столиц, был окончательно включён в губернаторскую «вертикаль» - депутаты выбрали на должность главы города вице-губернатора Максима Кудрявцева.
Ставшая уже общим местом невысокая привлекательность должности мэра даже такого крупного образования, как региональная столица, месяц назад была подчёркнута в том числе при невольном участии президента. На проходившем в конце апреля совещании по ликвидации последствий паводков Владимир Путин заострил внимание на том, что Курган на нём представляет врио главы города Анастасия Аргышева, и поинтересовался, где «настоящий» глава. К своему удивлению обнаружив, что постоянная глава города ушла в отставку ещё в начале года (после возбуждения уголовного дела), он поручил срочно избрать нового постоянного руководителя. В итоге через несколько дней местные власти назначили нового врио - Юлию Гурьянову.
Однако в рассматриваемый период произошло как минимум два ухода мэров крупных городов, которые не укладываются в тренд последних лет. В отставку по собственному желанию (судя по формальному контексту, действительно по собственному желанию, про уголовные дела не слышно) ушли руководители Воронежа и Сочи. Оба относятся к командам действующих губернаторов регионов. При этом первый, Вадим Кстенин, формально ушёл на понижение, возглавив воронежский водоканал. Что касается уже экс-главы Сочи Алексея Копайгородского, то слухи прочат ему если не повышение, то как минимум равнозначную должность (не обязательно мэрскую), при этом претензии к нему не высказывались.
Наблюдение за карьерной траекторией двух отставников (в широком смысле этого термина - как с точки зрения трудоустройства, так и с точки зрения развития отношений, в первую очередь, с силовиками) позволит понять, действительно ли имеет место быть некоторое устойчивое отклонение от основного тренда или даже новая закономерность, либо наблюдатели просто поспешили с выводами. Если брать мэрский корпус шире, то его ближайшее будущее по понятным причинам будет коррелировать с динамикой развития политической системы вообще и губернаторского корпуса в частности. Как уже говорилось, главы региональных столиц и других крупных городов в подавляющем большинстве вписаны в губернаторскую «вертикаль» и де-факто по реальному статусу и задачам являются министрами региональных администраций по управлению стратегической территорией. Помимо текучки из ближайших формальных политических задач - подготовка и проведение сентябрьских выборов, которые в этом году пройдут во многих субъектах Федерации.
Дмитрий ЕЛОВСКИЙ
Генеральный директор коммуникационного агентства «АКТОР»
Мэры областных центров всегда находятся в списке на должность врио губернатора. То есть с этой позиции легко стартовать вверх или перейти на работу в другой регион.
То, что сейчас при ротации губернаторов никого из мэров не назначили, не говорит о том, что их обошли вниманием. Назначения произошли достаточно быстро, и в трёх случаях врио были назначены из команды прежнего губернатора. У этих ротаций была своя логика.
Система предъявляет внятные требования к мэрам: исполнительность, умение действовать в чрезвычайных ситуациях, реализация нацпроектов и обеспечение экономического роста.
В случае, если мэр не справляется с ЧС, принимаются кадровые решения. Особого давления не вижу. Система хорошо отлажена, вертикаль «губернатор-мэр» сложилась и работает во многих регионах. Соответственно, в случае ЧС ответственность несут губернатор и мэр.
Задача градоначальника в таких случаях - быстро организовать помощь и выплаты в рамках действующего законодательства. И для этого у мэров есть все инструменты. Другое дело, что во время любой катастрофы появляются много людей, которые не имеют права на компенсацию. И система должна отделять реально пострадавших от тех, кто хочет на трагедии погреть руки. К сожалению, этот процесс занимает время и заставляет людей ждать. А если мэр будет распределять помощь направо-налево, у прокуратуры к нему возникнут вопросы.
Сергей МАРКЕЛОВ
Политтехнолог, политический советник
По поводу института мэрства я настроен скептически. С одной стороны, вышестоящие власти демонстрируют внимание к вопросам муниципального уровня, но, с точки зрения смысла, вопросов к нему много. И по старой русской традиции мэры крутятся, как могут.
К настоящему времени сложилась своеобразная конструкция: ответственность у мэров есть, а ресурсов для решения проблем - нет. Из всего инструментария - разъяснительная работа. И никакой поддержки, кроме дружеского похлопывания по плечу. Конечно, в областных центрах ситуация немного отличается в силу местного законодательства и другой специфики, но в целом у мэра, кроме политической психотерапии, в арсенале ничего нет.
Он, конечно, может выступать возмутителем спокойствия. Если это будет полезно для внутренней политики, сигнал будет оценён положительно. А если зайдёт за красные линии, то получит по шапке.
В случае с весенними наводнениями, от которых пострадали города, встретились две стихии - природная и властная. Природная стихия, как известно, непредсказуема (бог дал - бог взял). Влиять на наводнения сложно, это форс-мажор в любой стране. Местная власть пытается управлять ситуацией через профилактику, но усилия не всегда эффективны. Чиновники находятся в заведомо проигрышном положении - приходится управлять неуправляемым.
Поэтому основная позиция мэра при катаклизмах - мальчик для битья. Остаётся только управлять информационными потоками. Сигналы вверх - докладывать губернатору и получать копейки, которые выделяются из федерального бюджета. Эти деньги совсем не адекватны социальным потребностям и масштабам бедствия (затопленные дома, дворы, погибший скот). Дополнительно иногда удаётся получать помощь местных предпринимателей - заборы поставить, воду откачать и т. п. А сигналы вниз - это вести разговоры о том, что будем исправлять, искать ресурсы и т. п.
Пострадавшие жители лоб в лоб сталкиваются с системой. Меры, которые сверху принимаются, чтобы помочь в ситуации стихийных бедствий на местах, часто приводят к усилению контроля за действиями мэров. Такое давление на муниципальную власть приводит к тому, что кандидатов на мэрский пост становится всё меньше, а в каких-то городах их уже совсем нет.
Георгий ФЁДОРОВ
Политический и общественный деятель, президент Центра социальных и политических исследований «Аспект»
Властная вертикаль выстроена, и контроль за всеми звеньями усиливается, в том числе и из-за продолжающейся СВО. И это влияет на положение губернаторов и мэров. Мы видим, что неприкасаемых нет - сегодня активно проходят задержания, аресты.
Ожидать ухода мэров областных центров из-за ротации губернаторов не стоит. Во-первых, к лету на своих местах уже остались те губернаторы и главы республик, которые войдут в избирательную кампанию осенью. А в регионах, куда пришли врио, мэры останутся и будут работать вместе с новым главой области или республики.
Сейчас все встроены в единую вертикаль. От мэра система власти требует лояльности, исполнительности, участия в федеральных проектах и отсутствия коррупции.
Первая группа рейтинга
Уход мэра Сочи Алексея Копайгородского, проработавшего на своём посту с сентября 2019-го, для экспертов был одновременно ожидаемым и неожиданным. То, что молодой и, безусловно, успешный градоначальник рано или поздно продолжит свою карьеру на более высоком уровне, в государственных службах, в политической или государственно-частной сфере, было ожидаемо и даже детерминировано. Но то, что покинет он эту должность «прямо сейчас», не предсказывал и не ожидал ни один аналитик. Никакая масштабная работа никогда не проходит без шероховатостей, особенно если речь идёт о руководстве таким непростым, уникальным городом, как Сочи. При назначении «наследство» Алексею Копайгородскому досталось в высшей степени сложное и в коммунальном, и в природном, и в коррупционном плане. Тем не менее, Алексей Копайгородский зарекомендовал себя с самой лучшей стороны и со своей главной задачей - вывода системы управления городом на качественно новый уровень - справился отлично. Это привело к заметным достижениям в прочих сферах и, в свою очередь, обусловило постепенный подъём мэра Сочи в таблицах «Национального рейтинга» с позиций в конце ТОП-25 исследования на прочное место в тройке, а затем и на в высшей степени почётную вторую строчку. Практически все эксперты «Национального рейтинга» в выпуске за апрель-май сосредоточили своё внимание на фигуре уходящего градоначальника и именно его оценивали в анкетах, посвящённых «делам сочинским». При подведении итогов рассматриваемого периода он почти догнал единоличного лидера Сергея Собянина и впервые за длительный период создал интригу в борьбе за первое место исследования.
Идеала в реальной жизни не бывает, но в глазах многих аналитиков градоначальник Сочи Алексей Копайгородский почти приблизился к такому идеалу - конечно, с поправкой на ресурсы и возможности, которыми располагал сочинский глава. Общий вердикт экспертов «Национального рейтинга» можно свести к формуле: всё, что мог сделать мэр на своём посту хорошего, Алексей Копайгородский сделал на сто процентов и даже с большим плюсом.
Рассматриваемый период для Александра Беглова (город федерального значения Санкт-Петербург) прошёл под знаком принятия принципиального решения о выдвижении на сентябрьские выборы. После апрельской встречи с Владимиром Путиным он получил благословление на продолжение карьеры и участие в предстоящей электоральной кампании. Выборы губернатора Петербурга пройдут в сентябре 2024 года. Впрочем, эксперты «Национального рейтинга» уже в предыдущем исследовании в абсолютном большинстве своём предвидели именно такое развитие событий, обозначив резкое усиление позиций Александра Беглова в исследовании, сразу поднявшего его с 10-го места в первую тройку. На этот раз он закрепился на прежней позиции. Между тем, электоральная ситуация, по мнению части экспертов, в Санкт-Петербурге остаётся отнюдь не простой и отмечается даже активизация в последнее время информационных атак на градоначальника. Впрочем, ресурсы власти по контролю за избирательным процессом уже неоднократно проходили в Северной Пальмире испытания на прочность, и есть все основания предполагать, что серьёзных конкурентов у Александра Беглова не будет, поэтому с этой стороны, если не произойдёт ничего чрезвычайного, угроза для него выглядит чисто гипотетической.
Трагическая история с рухнувшим в реку Мойку автобусом, которая привела к человеческим жертвам, поставила вопрос о безопасности общественного транспорта Санкт-Петербурга, в частности, квалификации работающих в данной сфере водителей. Эксперты отметили, что соответствующие службы квалифицированно отработали на информационном поле, смягчая негативный эффект от случившегося. Губернатор лично встречался с теми, кто принимал участие в спасении пассажиров автобуса, вручал им знаки отличия «За доблесть в спасении» и т. д. Однако данная ситуация в любом случае нанесла его имиджу определённый урон.
В плюс себе Александр Беглов может занести показатели промышленного развития вверенного его заботам города, а также рост объёмов розничной торговли. Некоторые эксперты, правда, указывают при этом на то, что отчётные данные нуждаются в поправке на инфляцию, после которой они будут выглядеть не так благостно.
Наиболее значимым политическим событием рассматриваемого периода, связанным с мэрией Ставрополя, явился отчёт Ивана Ульянченко о проделанной работе за прошлый год. Подавляющее большинство экспертов «Национального рейтинга» оценили содержание отчёта позитивно.
В пользу мэра свидетельствует обширная программа строительства и ремонта школьных и дошкольных учреждений. Кроме того, эксперты отметили успешную работу городской администрации по улучшению дорожной сети Ставрополя. Несомненно, и то, и другое направления являются плодом совместных усилий властей и городского, и краевого уровня, демонстрируют высокий уровень взаимодействия между ними. Так, губернатор Владимир Владимиров сообщал о рекордных суммах в 19,6 миллиарда рублей, направленных в региональный дорожный фонд, что оказывает благотворное влияние и на ситуацию в Ставрополе. Безусловно, следует упомянуть и федеральное софинансирование, роль национальных проектов, что, однако, не умаляет значения многосторонней практической работы, осуществляемой городскими структурами и лично мэром.
Самое серьёзное внимание уделяется в Ставрополе всему, что связано с СВО: оказывается поддержка как самим участникам операции, так и их детям, которые могут посещать бесплатно дошкольные заведения, бесплатно питаться в школах и в каникулы отдыхать в городских лагерях. Город принимает беженцев из прифронтовых регионов и осуществляет планомерную программу по их социальной и психологической адаптации.
Одобрение экспертов вызвала социальная ориентированность городского бюджета. Так, подведение итогов первого квартала нынешнего года показало, что на социальный блок в нём пришлось более 80% расходной части.
Помимо уже введённых в последнее время в строй школьных и дошкольных учреждений, эксперты сообщают о строительстве двух новых школ, ввод которых качественно улучшит ситуацию в данной сфере.
В более частном порядке эксперты отмечали приведение в порядок внутриквартальной дорожной сети и дорожные работы в частном секторе, создание ливнёвок, благоустройство тротуаров. Улучшит транспортную ситуацию в городе возобновление работы некоторых прежних и появление в ближайшее время новых автобусных маршрутов.
Заметным событием городской жизни стала отставка заместителя мэра Александра Грибенника, связанная с его переходом на другую работу. Данное достаточно тривиальное событие дало повод к информационной атаке на Ивана Ульянченко со стороны его политических недоброжелателей. Большинство экспертов «Национального рейтинга» высказались в том смысле, что на данный момент не существует никаких объективных данных, позволяющих использовать против имиджа мэра этот достаточно рутинный эпизод.
Благожелательное внимание к Ставрополю и работе городских властей привлёк третий региональный медиафорум «PRо СМИ», среди организаторов которого - мэрия, газета «Вечерний Ставрополь», компании «АТВмедиа», «Аква-Вайт». Форум был ориентирован на повышение качества работы отечественных СМИ, что особенно актуально в условиях ведущейся сегодня против России перманентной информационной войны. С этим мероприятием гармонично сочеталось награждение победителей городского конкурса журналистского мастерства и вручение дипломов слушателям первого потока профильной медиашколы «PRo СМИ», также созданной и функционирующей под эгидой мэрии.
Благоприятные отзывы получила работа мэрии в соцсетях и внимание, уделяемое Иваном Ульянченко различным формам информирования и взаимодействия с жителями Ставрополя. В частности, в этом контексте эксперты упоминали прямую линию, которую провел мэр, отвечая на вопросы горожан, вскоре после своего официального отчёта.
В итоге Иван Ульянченко сохранил свои солидные позиции в «Национальном рейтинге», по-прежнему входя в ТОП-20 исследования.
Далее
здесь