Пообщавшись со сторонниками марксизма, в том числе, вступая с ними в споры, я попытался понять, с кем имею дело. А заодно понять, в чем притягательность марксизма, уже давно и практически и теоретически доказавшего свою несостоятельность?
Нужно отметить, что спор со сторонниками марксизма получается крайне редко. В массе своей они говорят и, наверное, мыслят лозунгами в духе «Заветы Ленина для нас святы». В таком случае меня практически сразу клеймят антисоветчиком, задают вопросы о верности присяге и угрожают физической расправой. Есть такие которые мечтают о «свободном обществе свободных людей», но на вопросы «Свобода - это что?» «Свободный - это какой?» моментально «плывут». Однако и среди марксистов попадаются такие, для кого «Марксизм - не догма, а руководство к действию.»
Для начала воспроизведу диалог с одним из сторонников марксизма:
- Феодальный строй сменил рабовладельческий?
- Почему сменил? Рабство в США процветало до 1865-го года[1][2]. И Европа занималась работорговлей примерно до того же времени. К середине XIX века произошли не только феодальные, но буржуазные революции, а рабство никуда не делось.
- Но сейчас рабство противозаконно.
- Но это не значит, что его нет.
- За работорговлю можно получить срок.
- Правильно. И наличие статьи в Уголовном Кодексе - есть факт официального признания существования рабства.
Казалось бы, о чем спорить дальше? Но мой собеседник выдал сентенцию: «Общественно-экономическая формация - это совокупность написанных законов». Если перевести на общечеловеческий язык, то по понятиям моего оппонента существует только то, что написано на бумаге. А то, что он замечать не хочет, не существует[3]. Даже интересно, Маркс, когда писал о смене общественно-экономических формаций, знал о рабстве с США или тоже не захотел замечать, а значит, рабства не существовало в его понимании.
Обратимся к словарям:
Идеалист - это тот, кто идеализирует действительность.
Идеалист - последователь идеалистической философии.
К первой категории, наверное, следует отнести тех, кто искренне верит в то, что за словами «свободное общество свободных людей» стоит что-то реальное и прочие «идеалы марксизма-ленинизма».
Со второй категорией нужно разобраться подробнее. Последователи одного из направлений идеализма считают, что мир существует только в сознании человека. Это называется «солипсизм». Тогда установка моего оппонента признавать существование только того, что он хочет замечать, вполне вписывается в это понятие. Но как тогда быть с тем, что марксисты сплошь и рядом провозглашали себя материалистами?
Но почему тогда марксизм имел и имеет столько сторонников?
Начнем с того, что вводит ряд очень соблазнительных положений. Например, эксплуатация. Грубо говоря, человеку заявляют, что ему недоплачивают. А теперь я задам вопрос: Покажите мне того, кому переплачивают? Покажите мне того, кто не считает, что ему обязаны платить больше за тот титанический труд, который он выполняет? И когда человеку попадает в руки теория господина Маркса, его недовольство обретает «научную» основу и появляется потребность бороться «за справедливую оплату» в результате мы получаем сначала недовольного, потом протестующего человека. У нынешних сторонников марксизма этот протест носит характер некой фронды, которая направлена против работодателя, существующих «капиталистических» порядков, властей статны, но редко выходит за рамки социальных сетей. В крайнем случае - участия в пикете под одним из красных флагов.
Вот и получается, что нынешний марксист - это фрондерствующий идеалист.
Справедливости ради отметим, что якобы в пользу марксизма говорит факт успешного существования СССР, который провозглашал марксизм своей идеологией. И на это также «ведутся» многие. Здесь мы только отметим, что к успехам СССР марксизм не имел никакого отношения[4]. Скорее наоборот, работая с теорией и практикой построения СССР, Сталин был вынужден постоянно лавировать и обходить догмы марксизма. Чем скорее миф о том, СССР был построен на «марксистских принципах» покинет наше сознание, тем быстрее мы займемся делом.
[1] Любопытный факт: Рабство было отменено 13-й поправкой к конституции США. В Кентуки она была ратифицирована в 1965-м году. Последним эту поправку ратифицировал штат Миссисипи в 2013-м (!) году.
[2] В Бразилии до 1888-го.
[3] Даже интересно, Маркс, когда писал о смене общественно-экономических формаций, знал о рабстве с США или тоже не захотел замечать, а значит, рабства не существовало в его понимании.
[4] Подробнее
здесь Андрей Болдырев