Традиция ношения нательного креста приживалась с трудом

Apr 15, 2024 12:00

В раннесредневековых «варварских» обществах, в которых у христианства не было устойчивых античных традиций, обычая постоянного ношения крестов не существовало.

Лишь немногие представители знати в целях укрепления социального престижа включали нательные кресты в состав ожерелий и других личных украшений.

В отдельных случаях кресты изготовляли исключительно для погребения.


Например, в могилах франкской и аллеманской знати меровингской эпохи (VI-VII вв.) встречаются кресты из золотой и серебряной фольги с отверстиями на концах, очевидно предназначенные для украшения савана (в погребениях они лежали по бокам или поверх покойного) и в силу этого характерные только для погребальной культуры [Мусин А. Е. Меч и крест: новое религиозное сознание Древней Руси по данным археологии // Раннесредневековые древности Северной Руси и ее соседей. СПб., 1999. С. 142]

Их древнерусской аналогией являются кресты из листового серебра, имевшие ту же функцию наглядно продемонстрировать перед лицом смерти приверженность усопшего христианской религии

Но повседневное использование предметов личного благочестия, повторяю, было в обычае только среди небольшого слоя «лучших людей»

В древнерусских погребениях (мужских) нательные кресты всегда являются частью «дружинно-купеческого» инвентаря: оружия, деревянных чаш с серебряными оковками, весов, монет и т. д. [Там же, с. 141]

В народной среде почитание креста прививалось с еще большим трудом

Для большинства крест «был символом предназначаемой для рабов позорной смерти, непереносимым и немыслимым унижением Бога», поэтому «казнь Иисуса на кресте часто ощущалась народом, привязанным к традиционным формам благочестия, как оскорбление величества в буквальном смысле слова» [Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 149]

Символика креста вызывала неприятие у многих антитринитарных ересей (отрицавших никейский догмат о Троице), в том числе и у ариан

Великий монгольский хан, находившийся под влиянием азиатского несторианства, шокировал Марко Поло тем, что отвергал поклонение кресту как богохульство: «Он ни за что не позволяет, чтобы перед ним несли крест, потому что на нем страдал и умер столь великий человек, как Христос»

Адаптированный фрагмент из книги: Цветков. С. Русская земля между язычеством и христианством. Москва, 2012

Олег Чагин

традиции, история России, христианство

Previous post Next post
Up