9 февраля RAND Corporation опубликовало доклад "Планирование последствий: Оценка вариантов стратегии США в отношении России после войны на Украине". Авторы доклада указывают, что стратегический выбор в конце войны, как правило, имеет далеко идущие и долгосрочные последствия, хотя конфликт еще не закончен. США уже следует начать рассматривать свои варианты окончания конфликта на Украине.
В докладе излагается основа, которая должна помочь политикам оценить стратегические варианты развития ситуации при различных исходах военных действий. Исходя из интересов США, авторы предлагают рассмотреть четыре альтернативных варианта будущего на послевоенное десятилетие.
"Цель такого подхода к альтернативному будущему состоит в том, чтобы предоставить четкие теоретические (и все еще правдоподобные) варианты будущего, которые могут служить основой для стратегического мышления, а не для того, чтобы делать прогнозы". - пишут авторы.
По сути, это сценирование нескольких вариантов будущего уже после окончания украинского конфликта.
Эксперты акцентируют внимание, что США необходимо определяться со стратегией поведения именно сейчас, чтобы у политиков было время взвесить компромиссы между различными вариантами. Выбор сделанный во время конфликта формирует контуры послевоенного мира с долгосрочными последствиями, игнорирование этих факторов может привести к упущенным возможностям формирования благоприятной политической обстановки.
Более того, выбор, который придется сделать сразу после окончания конфликта, может иметь волновой эффект на многие долгосрочные интересы США. Кроме того, когда боевые действия на Украине закончатся, может возникнуть сильная инерционная тяга к продолжению многих политических решений, принятых ещё во время конфликта.
Выбранная стратегия, в свою очередь может иметь последствия на десятилетия для интересов США, как в Европе, так и за ее пределами.
Подходя к сценированию образа будущего после завершения конфликта на Украине, американские эксперты выделяют 6 приоритетных факторов:
1. Перерос ли конфликт в войну Россия-НАТО
2. Использовалось ли ядерное оружие
3. Степень поддержки России Китаем
4. Продолжительность и интенсивность войны
5. Территориальный контроль. (сколько украинской территории занимает каждая из сторон)
6. Формула прекращения конфликта
Исходя из этих факторов, можно определить критические параметры оценки ситуации авторами доклада. Однако далее, для построения сценариев благоприятного и не благоприятного будущего для США, они осознано упрощают картину, предлагая избегать крайностей и вообще исключают начало войны России и НАТО, а также применение ядерного оружия в конфликте на Украине, из рассматриваемых сценариев.
Таким образом, оставляя два варианта "идеального исхода конфликта на Украине". Один из них "менее благоприятен" - это когда продолжается "война на истощение", Китай начал предоставлять России боеприпасы и вооружение, режим прекращения огня соблюдается слабо, а Украина потеряла незначительные территории.
«БОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТНЫЙ» И «МЕНЕЕ БЛАГОПРИЯТНЫЙ» ВАРИАНТЫ
"Более благоприятным" вариантом для США назван исход, когда конфликт на Украине завершается в ближайшее время, Китай сохраняет текущий уровень поддержки России, соблюдается надежный режим прекращения огня, а Украина добилась скромных территориальных успехов.
Исходя из этого, авторы доклада выстраивают два вида ситуации в мире после конфликта на Украине. "Мир после менее благоприятной войны" означает, что Россия сохраняет "империалистическую" мотивацию к продолжению конфликта, она милитаризует свою экономику, получая помощь от Китая. Сотрудничество и доверие, в вопросах безопасности, между Россией и Китаем углубляются.
Украина оказывается опустошенной "войной на истощение", но по прежнему преследует цель восстановления утраченных территорий. Союзники США по НАТО разошлись во мнениях по поводу политики в отношении России и Украины.
В таком случае, Россия не позволяет отвлечь силы и ресурсы США на Индо-Тихоокеанский регион. При этом, поддержка Китаем России менее затратна, чем поддержка США Украины. Соответственно, США становятся слабее по отношению к Китаю.
Непосредственно в американо-китайских отношениях ситуация ухудшилась из-за поставок китайского вооружения в Россию и антикитайских санкций, введенных США. Общий эффект санкций и контрсанкций привел к тому, что Россия менее интегрирована с Западом, а Китай начинает отделяться от западной экономики.
В сценарии "Мир после более благоприятной войны" Россия руководствуется лишь вопросом своей безопасности в проведении внешней политики, обычные вооруженные силы серьёзно ослаблены.
Китай не компенсирует утраченных военных возможностей России, её раздражает эта ограниченная поддержка с его стороны. Тем не менее, страны считают свое партнерство необходимостью для противостояния США.
Украина имеет экономические потери и сосредоточена на восстановлении экономики, а не территориальных завоеваниях.
США с союзниками по НАТО согласны не по всему спектру политических решений, но нашли компромиссы по ведению переговоров с Россией и установления режима прекращения огня.
В американо-китайских отношениях последствия незначительны и не оказали влияние на региональное распределение власти между Китаем и США.
Эффект санкций и контрсанкций привел к тому, что Россия менее интегрирована с Западом, но имеется тенденция к восстановлению прежнего взаимодействия.
Анализируя эти варианты будущего, авторы сразу отмечают, что длительный и жестокий конфликт на Украине будет иметь долгосрочные и, вероятно, необратимые неблагоприятные последствия для интересов США. В первую очередь, это касается экономических последствий непосредственно для США, их союзников и Украины, независимо от выбранной послевоенной стратегии.
Строит обратить внимание на этот тезис, так как сохранение ресурсов США - это основная мотивация авторов в выборе оптимальной стратегии после завершения украинского конфликта.
Это, в свою очередь, связано с перспективой противостояния США Китаю, именно исходя из этой парадигмы, американские эксперты и выделяют наиболее благоприятный для них сценарий будущего, тот, где США сохраняют свои лидирующие позиции.
Все действия, рекомендуемые авторами для США, прописаны именно в этой логике. Интересы Украины здесь идут дополнительным бонусом, а не самоцелью. Так например, использование влияния США для содействия скорейшему окончанию конфликта, скорее всего, предоставит Украине лучшие возможности для сдерживания России в будущем, считают американские эксперты.
Далее они пишут, что Вашингтон также может побудить Киев занять оборонительную позицию и отказаться от намерений захвата территории, подконтрольной России. Кроме того, США могут способствовать заключению договоренностей о жестком прекращении огня, все это могло бы снизить риск возникновения нового конфликта.
Стоит отметить, что американские эксперты признают, что не могут достоверно определиться с мотивацией действий России. Они полагают, что она действует на Украине из "империалистических мотивов" экспансии своего владения с опорой на исторические территории, а не из соображений текущей безопасности страны.
Мотивация России была представлена в предложениях по гарантиям безопасности, изложенных в проектах договоров с США и НАТО от 15.12.2021 года, но американское экспертное сообщество отказывается предметно рассматривать суть этих предложений.
Далее в докладе, авторы предлагают два вероятных варианта американской стратегии в отношении России после конфликта на Украине. "Жесткий подход" подразумевает отказ от переговоров по контролю над стратегическими ядерными вооружениями, что приведет к новой гонке вооружений.
Кроме того, это потребует от США усиления присутствия в Европе, предоставление вооружений Украине и возможного ее членства в НАТО. Такая стратегия потребует активизации работы с бывшими советскими республиками в области безопасности, для нивелирования российского влияния и соблюдения жестких санкций.
"Менее жесткий подход" США в стратегии по отношению к России подразумевает готовность к переговорам по контролю над ядерными вооружениями и ограничению ракет средней дальности в Европе.
Данный подход позволит США вывести дополнительные войска из Европы, что будет сигналом для переговоров с Россией об ограничении вооруженных сил и их дислокации в Восточной Европе.
Путь Украины к нейтралитету будет открыт и США не придется прилагать усилия по подрыву сферы влияния России на её периферии. США будут готовы вести переговоры по смягчению санкций против России.
Американские эксперты явно склоняются ко второму сценарию развития событий, поясняя, что "Жесткий подход" США по отношении к России в Европе после разрешения украинского конфликта, может сделать войну с Россией более, а не менее вероятной. Сил НАТО уже достаточно для паритета с Россией, соответственно наращивание американских войск в Европе нецелесообразно.
США сталкиваются с дилеммой, так как после завершения конфликта на Украине, такие союзники, как Франция, Италия и Германия, могут счесть жесткий подход США к России чрезмерно провокационным. В свою очередь, восточноевропейские союзники, такие, как Польша и страны Балтии, вероятно, в большинстве случаев будут выступать против менее жесткого подхода США, опасаясь, что такая стратегия может ослабить давление НАТО на Россию.
Авторы взвешивают эти варианты развития событий следующим образом: "Восточноевропейские союзники сильно зависят от гарантий безопасности США и вряд ли будут подрывать НАТО, даже если эти союзники не согласны с политикой США. Германия и Франция, напротив, могли бы предпринять шаги по сокращению инвестиций в коллективную оборону в ответ на разногласия по поводу послевоенной стратегии." Естественно, влияние в НАТО Германии и Франции превалирует над восточноевропейскими союзниками.
Более того, жесткая политика может увеличить риск других вариантов начала войны с Россией, вызванных возможно неверным восприятием Москвой намерений Вашингтона, указывают авторы. Эта оценка предполагает, что конфликт между США и Россией станет результатом ответной реакции Москвы на жесткую политику Вашингтона, по итогу раскручиваемой спирали эскалации.
Обобщая прогностическую картину и сводя сценарии исхода украинского конфликта и стратегии США в отношении России, авторы доклады выводят четыре сценария будущего на десятилетие вперед.
СЦЕНАРИЙ №1
Первый сценарий будущего получается по итогу компиляции "менее благоприятного" для США завершения конфликта на Украине и "жесткого подхода" в стратегии по отношению к России.
По мнению авторов доклада, в результате этого в мире формируется "Повсеместная (глобальная) нестабильность". Мировая экономика теряет единое пространство и приобретает блоковый характер.
Россия придерживается своей прежней "империалистической" политики на последующее десятилетие и противодействует присутствию США в Европе, что дестабилизирует общую ситуацию. Это заставляет европейские страны милитаризироваться.
Украина, при полной поддержке западных союзников, готовится ко второму масштабному конфликту с Россией, но получает меньше вооружений из-за милитаризации самих европейцев. Конкурентная динамика в постсоветской Евразии усиливается.
Де-факто формируется альянс России и Китая в противостоянии США. При поддержке Китая Россия обновляет свою армию. Кроме того, Китай ускоряет гонку вооружений, наращивая свой ядерный арсенал.
Таким образом, более 50 лет усилий по ограничению ядерных вооружений и обеспечению стратегической стабильности в мире заканчиваются.
СЦЕНАРИЙ №2
Второй сценарий будущего на десятилетие, предложенный авторами, назван "Локальная нестабильность", которая возникает при "менее благоприятном" для США завершении конфликта на Украине и "менее жесткого подхода" по отношению к России.
Американские эксперты отмечают, что основной мотив действий США в данном случае - это снизить риск нового конфликта в Европе с целью сосредоточения ресурсов США на Индо-Тихоокеанском регионе.
Авторы пишут весьма откровенно: "Руководство США не хочет, чтобы их призывали вооружать и помогать Украине в еще одной затяжной войне. Вместо этого Вашингтон стремится сосредоточиться на комплексной проблеме, создаваемой Китаем, и помнит о финансовых ограничениях внутри их собственной страны.
Подобно тому, как длительные войны в Афганистане и Ираке привели к переосмыслению роли США на Ближнем Востоке и смещению акцента на соперничество великих держав, затяжная война на Украине приводит к переоценке роли США в Европе.
Сокращение вооруженных сил США в Европе позволяет найти общее понимание с Россией в переговорах о контроле над стратегическими вооружениями. Риск конфликта между Россией и НАТО в этом случае снижается.
США предлагают Украине стратегию "дикобраза, ощетинившегося оружием", обуславливая свою помощь отказом от попыток захвата территорий военным путем. При этом декларируется, что вступление Украины в НАТО преждевременно.
Однако это не ограничивает возможности Украины по совершению диверсионных и террористических атак на территорию России. Поэтому, со временем, ситуация становится нестабильнее.
В этом сценарии давление США не подталкивает Россию в объятия Китая в послевоенный период, но США по-прежнему относятся к России как к сопернику, а не партнеру.
В послевоенный период этого сценария будущего процесс экономической фрагментации мира идет не так быстро, как при первом сценарии, США снимают ряд санкционных ограничений с России.
СЦЕНАРИЙ №3
Третий сценарий будущего является компиляцией "более благоприятного" для США завершения конфликта на Украине и "жесткого подхода" по отношению к России, в итоге получается "Холодная война 2.0".
В этом варианте авторы рассчитывают, что Россия окажется в ослабленном положении, а Украина ограничится скромными территориальными успехами, закрепленными жестким соглашением о прекращении огня. Запускается процесс интеграции украинской армии в НАТО.
США, руководствуясь жесткой позицией, отклонят возможность переговоров с Россией по контролю над вооружениями, что потребует поддерживать повышенное присутствие американской армии в Европе.
В ответ Россия усиливает деятельность против НАТО, запуская гонку вооружений. Китай включается в гонку вооружений, наращивая возможности своего ядерного потенциала. Китай и Россия объединяются на фоне опасения по поводу стратегической стабильности в мире.
Они начинают совместные усилия по разработке технологий противодействия американской ПРО. Стратегические связи между двумя странами растут. К концу десятилетия эти две державы станут намного ближе, чем раньше.
В связи с санкциями, экономическое размежевание России и Запада набирает обороты. Хотя жесткие санкции в отношении Китая не вводились, на примере России он видит необходимость снижения экономической зависимости от Запада.
СЦЕНАРИЙ №4
Последний, самый благоприятный, по мнению авторов, сценарий будущего называется "Холодный мир".
Прочное прекращение огня на Украине, по мнению американских экспертов, позволяет США стабилизировать ситуацию в Европе и переключиться на Индо-Тихоокеанский регион.
В докладе указывается, что даже возможно восстановление былого статус-кво между Россией и США. Цель именно та, которая была заявлена изначально администрацией президента США Джо Байдена: "стабильные, предсказуемые отношения" с Россией.
Для Вашингтона снижение риска новой войны и создание возможности возврата к более нормальным двусторонним отношениям являются важными стратегическими выгодами, оправдывающими скромные уступки, необходимые для достижения таких отношений, пишут авторы.
Такой вариант не потребует от США дополнительного контингента в Европе, поэтому они готовы к переговорам по стратегическим вооружениями, и даже о новом договоре об ограничении обычных вооружений в Европе (ДОВСЕ).
Вопрос о нейтральном статусе Украины открыт и без каких-либо вариантов членства в НАТО, но США обеспечивают ей стратегию "дикобраза". В самом НАТО удалось сохранить единство и, как указывалось выше, за счет игнорирования мнения Восточноевропейских стран.
США не эскалируют напряженность на периферии России. По мнению авторов, это приведет к новой нормальности, при которой российское влияние продолжает постепенно ослабевать повсюду, кроме Беларуси, так как у России мало ресурсов изменить ситуацию.
При таком развитии событий, какого-либо серьезного изменения отношений между США и Китаем не произошло, российско-китайские отношения остаются близкими. В плане мировой экономики, то фрагментация минимальна, а США рассматривают возможность частичного снятия санкций против России.
ВЫВОДЫ
Обобщая информацию изложенную в докладе, необходимо отметить, что он был составлен в конце 2023 года, и не учитывал динамику развития событий на фронтах Украины. Хотя сейчас даже на Западе многим стало очевидно, что Украина проигрывает вооруженный конфликт.
Таким образом, сценарии, в которых Украина имеет какое-то военное преимущество перед Россией являются маловероятными. Исходя из этой же парадигмы, авторы ошибочно считают, что армия России выйдет из этого конфликта ослабленной и не готовой к конкуренции с силами НАТО в Европе.
Вполне очевидно, что авторы доклада настаивают на том, что США необходимо избежать "войны на истощение" в конфликте на Украине, так как это отвлекает ресурсы США от противостояния Китаю. В докладе прямо указано, что "менее благоприятный исход" конфликта приведет к худшим результатам для интересов США по итогу десятилетия, независимо от того, какую стратегию выберут США в послевоенный период. Послевоенная стратегия США может в лучшем случае смягчить негативные последствия.
Китайский вопрос является главной озабоченностью американских экспертов в ходе эскалации между Россией и США. В какой-то момент, укрепляющиеся связи между Россией и Китаем могут оказаться необратимыми, так как давление США будет подталкивать Россию к Китаю, вплоть до заключения тесного союза между странами. Для авторов доклада это видится неблагоприятным вариантом развития событий.
Особую обеспокоенность экспертов вызывает возможная гонка ядерных вооружений в треугольнике США-Россия-Китай, где США могут не справиться с поставленной задачей. Поэтому и предлагается "умеренно жёсткий подход" США к России, что позволит избежать таких последствий, но это вряд ли изменит основное недоверие в отношениях США и России.
Авторы доклада считают, что доминирование США в мире сохранится во всех четырех сценариях развития событий. Однако, по сути, считают идеальным вариантом вернуться к статус-кво, который был до конфликта на Украине.
В то же время, как признают многие эксперты на Западе, баланс сил в мире изменился и прежнего статус-кво уже быть не может. Нужно отметить, что авторы доклада вообще не готовы рассматривать сценарии будущего, где США теряют былой уровень влияния в мире.
С позиции России, вполне понятно, что необходима новая система безопасности в мире, где роль США и стран Европы не могут быть прежними, будет произведен пересмотр веса игроков на мировой арене.
Стоит отметить, что одним из авторов этого доклада является Самуэль Чарап и не так давно украинское издание Kyiv Post приводило статистику посещений Чарапом Белого дома. Оказалось он был постоянным посетителем совета национальной безопасности Белого дома в течение последних трех лет правления администрации Джо Байдена. СНБ возглавляет Джейк Салливан, доверенное лицо Байдена, для решения вопросов по Украине, и именно под его руководством Чарап ранее работал в отделе планирования политики Госдепартамента США, прежде чем стать политологом в RAND Corporation.
Летом 2023 года, Чарап опубликовал статью в Foreign Affairs: “Война без победы: Вашингтону нужен эндшпиль в Украине”, где критиковал Запад за то, что он больше сосредоточен на предоставлении военной помощи, чем на дипломатическом разрешении конфликта, хотя ресурсов для победы над Россией недостаточно. В марте этого года, в том же издании, под его соавторством выходила статья "Как проложить путь дипломатии для прекращения конфликта на Украине", где предлагалось уже сейчас искать контакты для начала переговоров между Западом и Россией по урегулированию конфликта на Украине.
Учитывая текущую политическую обстановку в США можно предположить, что выводы данного доклада могут быть приняты, как руководство к действию в текущей администрации президента Байдена, в связи с тем, что финансирование Украины затруднено из-за внутренних разногласий в Конгрессе США и угрозы краха киевского режима.
Однако стратегия США по Украине может быть пересмотрена после выборов президента 5 ноября 2024 года.
Подробнее
здесь