Зороастрийское влияние в межзаветных иудейских апокрифах 4

Mar 04, 2024 11:00

В двух иудейских апокрифических сочинениях упоминается о погребении персонажа по истечении трёх дней со времени его кончины. Завещание Авраама сообщает после того, как Авраам умер: «Архангел Михаил встал рядом с ним со множеством ангелов, и они подняли его драгоценную душу на своих руках в божественно вытканной ткани. И они намазывали тело праведного Авраама божественными мазями и благовониями до третьего дня после его смерти. И они похоронили его в Земле обетованной возле дуба Мамврийского, драгоценную же его душу ангелы сопроводили и поднялись на небо…» (Зав. Авр. 20 (редакция А))[1]. Также Завещание Иова повествует: «И когда тело [Иова] принесли к гробнице, все вдовы и все сироты окружили его и не позволяли внести его в гробницу. Но по прошествии трёх дней они положили его в гробницу…» (Зав. Иов. 53)[2].

Объяснить происхождение этих рассказов, противоречащих иудейскому обычаю хоронить усопшего в день его смерти, позволяют зороастрийские данные. В зороастризме считается, что в течение трёх дней душа остаётся рядом с телом покойного. Так, Видевдат сообщает: «Отвечал [Заратуштре] Ахура Мазда: “Когда умирает человек, когда истекает время, тогда злобные дэвы отбирают у него зрение. После третьей ночи, когда встаёт и разгорается заря, и Митра, бог с прекрасным оружием, достигает счастливых гор и встаёт солнце. Затем дэв по имени Визареша уносит в темницы души приспешников дэвов, живших греховной жизнью. Ступают души на путь, определённый Временем, как для грешников, так и для праведников”» (Видевдат, 19.28-29)[3].


Более подробно о том же говорит Бундахишн: «Когда люди умирают, в течение трёх ночей душа сидит рядом с телом… В течение этих трёх ночей, пока тело разрушается и распадается, видеть это для души так же мучительно, как видеть разрушение дома для его владельца. В течение этих трёх дней душа сидит возле верхней части тела, надеясь: “Кровь потечёт и дыхание вернётся в тело, и я смогу вновь в него войти!” Потом на рассвете после третьей ночи… ветер уносит все души, праведные и злые» (Бундахишн, 30.4, 6-8, 12)[4]. Примечательно сходная идея выражается в Иерсалимском Талмуде: «В течение трёх дней душа (npš’) порхает над телом (gwp’), надеясь, что сможет в него вернуться. Когда она видит, что вид его лица изменился, она покидает его и удаляется» (ИТ Моэд Катан, 3.7).

4-я книга Варуха (кон. I - нач. II в. н.э.) сообщает о возвращении души в тело пророка Иеремии через три дня после его смерти: «Когда произнёс это Иеремия, стоя в алтаре с Варухом и Авимелехом, он сделался как один из предавших [смерти] душу свою… А после того приготовились похоронить его. И се глас пришёл, говорящий: Не хороните того, кто ещё жив. Ибо душа его входит в тело его снова. И, услышав глас, не стали хоронить его, но оставались вокруг шатра (т.е. тела) его три дня, говоря и рассуждая о том, в каком часу он должен воскреснуть. По трёх же днях вошла душа в тело его» (4 Вар. 9, 7, 10-13) (перевод И.С. Вевюрко)[5].

Заимствование в межзаветный иудаизм зороастрийского представления о трёхдневном пребывании души рядом с телом усопшего и её надежде в него вернуться позволяет объяснить, почему в Евангелии от Иоанна Иисус, получив от родственников Лазаря просьбу прийти, выжидает и является лишь на четвёртый день после его смерти (Ин. 11, 6, 39). Душа к этому времени уже определённо покинула тело Лазаря, и его воскресение выглядит тем более чудесным.

[1] The Old Testament Pseudepigrapha. Vol. I. Apocalyptic Literature and Testaments. N.Y., 1983. P. 895.
[2] Ibid. P. 868.
[3] Авеста. «Закон против дэвов» (Видевдат). СПб., 2008. С. 266.
[4] Domenico Agostini & Samuel Thrope. The Bundahišn: The Zoroastrian Book of Creation. Oxford, 2020.
[5] Паралипомены Иеремии пророка (Четвёртая книга Варуха). М., 2017. С. 20.

из блога aquilaaquilonis

зороастризм

Previous post Next post
Up