Дисциплинирующее молчание Бога

Feb 16, 2024 17:00

В 36-ю Неделю по Пятидесятнице Церковь напоминает нам евангельскую историю о хананеянке. Когда Господь был в окрестностях Тира и Сидона, местная женщина-язычница разыскала Его и настойчиво просила Его помощи, так как ее дочь была жестоко мучима падшими ангелами - духами зла, сильно бесновалась. Женщина неотступно следовала за Ним и твердила, чтобы Он помиловал ее, хотя она и не принадлежала к избранному еврейскому народу. Обращаясь к Спасителю именно как к Мессии (Сын Давидов), она просила: помилуй не дочь мою, а меня. Потому что болезнь дочери была болезнью матери, и, возможно, она чувствовала в чем-то свою нравственную вину в духовной и телесной болезни дочери.

Господь не спешил исполнить ее просьбу. Целью первоначального отказа Христа в ее просьбе, конечно же было не отвержение ее Спасителем, и даже не испытание ее, а открытие веры этой женщины. Если бы Христос сразу отпустил женщину, как просили Его ученики, то у нас с вами не было бы замечательного примера, наглядно показывающего, каким образом «Царство Небесное берется силой»: несмотря на все препятствия и даже унижения, которым подвергаются или могут быть подвергнуты ищущие Его.


Господь говорит женщине, что нельзя взять хлеб у детей и бросить псам. У иудеев вообще было в обычае называть язычников псами по причине идолопоклонничества и нечистой жизни. С испытывающим взглядом Господь говорит, что прежде должны насытиться дети, ведь Благая весть принесена сначала народу, подготовленному к Христову Евангелию многочисленными пророками. И женщина ответила Ему: «Но ведь и собаки под столом едят крошки у детей». Христу понравился такой ответ. На твердую веру женщины Господь отзывается Своим желанием и властью миловать и говорит: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

Для Бога нет чужих - все Свои. Но одновременно Он ожидает от нас не легковерия, а подвига веры, доверия Ему и готовности терпеть и настаивать на помощи другим, отстаивать правду, неотступностью и мольбой добиваясь Его помощи.

Часто мы обращаемся к Богу с нуждой и просьбой о том, чтобы то или иное бремя было снято с наших плеч. И нередко нужда не отступает, а бремя не исчезает. Вместо этого мы обнаруживаем некое молчание либо даже отказ Бога в нашей просьбе, что зачастую видно из складывающихся вокруг нас обстоятельств. И тогда после короткого времени мы отступаем, говоря либо «Я слишком грешен - Бог не слышит меня», либо «К чему молиться? Бог не отзывается».

Безусловно, нередко просимое в принципе не полезно ни нам, ни нашим ближним, о чем Богу, прозревающему и сердца человеческие, и будущие времена, известно лучше нас. Но пример хананеянки показывает также, что Бог не испытывает нас по жестокости, а в Его молчании звучат вопросы, дисциплинирующие нас в духовном плане: Видишь ли ты в Небесном Отце последнюю надежду?
Видишь ли ты в Боге Отца, а не некий духовный банкомат? Готов ли ты принять просимое не как принадлежащее тебе по некоему естественному праву, а именно как дар, милость, заботу? Как собственно и саму возможность бытия, возможность быть существом вечным, свободным и благодарным…

Лишь наша нужда вместе с ответным молчанием Бога позволяют нам зачастую узнать о себе самих нечто очень важное, понять самих себя, развеять внутри себя о самих же себе возможные иллюзии. Надо суметь за грубыми, болезненными обстоятельствами нашей христианской жизни, за обидными словами, бесчувственностью и черствостью наших ближних увидеть лик Божественной Любви, желающей чтобы мы пришли в Царство еще чуть более стойкими и закаленными, получив нетленные венцы еще большие.

Уясним же себе раз и навсегда, что без терпения, настойчивости, решимости и доверия Богу нет пути на небо. Аминь.

источник

Евангелие

Previous post Next post
Up