Принцип восходящей звучности. Секрет древнерусского языка

Feb 06, 2024 19:30

Казалось бы, вот есть у тебя набор звуков. Комбинируй их как душе угодно и каждый раз будут появляться новые слова. Однако почему-то "как угодно" не получается, звуки как будто сами собой выстраиваются совершенно определенным способом. Магия?




Академик Щерба в свое время придумал фразу "Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка". На ее примере он объяснял студентам, как важна грамматика и морфология в русском языке - порядок слов, окончания и суффиксы несут в себе достаточно много информации, позволяющей даже из этой вроде бы бессмысленной фразы получить общее представление о происходящем.

Про эту фразу и угадываемый смысл разговор отдельный и не в этой статье. А здесь мы обратим внимание на то, какие слова придумал Щерба. Теоретически он мог бы насочинять что угодно. Однако почему-то изобретенная им глокая куздра четко соответствует фонетическим правилам русского языка. А попробуйте переставить буквы: "Лгокая курдза тшеко..." Уже полное ощущение иностранщины, не правда ли?


Секрет в том, что в древнерусском языке существовал четкий принцип восходящей звучности. И в целом этот принцип можно проследить и в современном русском языке, хотя он часто закамуфлирован последствиями падения редуцированных и наплывом заимствований.

Не пугайтесь, сейчас все очень доступно объясним.

По степени звучности все звуки делятся на несколько групп. Вот в этой табличке они расписаны по возрастанию (в столбце справа в квадратных скобках стоят транскрипционные знаки):



Если совсем просто коротко, то сначала идут разные шумные согласные, потом сонорные "м" и "н", а также приравненный к ним звук "в", дальше сонорные "р" и "л". А самыми звучными были гласные. Нюансы мы опустили, но кому надо - их как раз в таблице выше можно посмотреть.

Так вот, в рамках одного слога все звуки должны были располагаться по восходящей. И это, кстати, означает, что в древнерусском языке любой слог должен был заканчиваться гласным. По той простой причине, что ничего более звучного, чем гласный, нет. Тут важно заметить, что в древнерусском языке "ь" и "ъ" тоже были гласными, только очень краткими. Лингвисты называют их редуцированными.

Давайте разберем это на примере. Возьмем фразу из Остромирова Евангелия, одного из самых древних наших письменных памятников. Датировано оно серединой XI века. Читаем там: "Бѣ же зракъ его яко мълънии, и одѣние его бѣло, яко снѣгъ". На самом деле это текст не древнерусский, а старославянский, но тут мы в детали углубляться не будем. Скажем только, что принцип, о котором мы рассказываем, возник еще в праславянскую эпоху, поэтому был характерен для всех славянских языков.



Итак, что мы видим? А видим мы, что принцип восходящей звучности выдерживается в точности. В слове "зракъ" два слога - "зра" и "къ" (помним, что все слоги кончаются на гласный). В обоих случаях звучность возрастает. В слове мълънии четыре слога - "мъ", "лъ", "ни" и "и". Комбинации "лн", которая противоречит принципу возрастания звучности тут нет.

Почему тогда в современном русском языке такая комбинация появилась? Причина называется "падение редуцированных". В ходе эволюции языка гласные "ь" и "ъ" потеряли свое звучание и стали выпадать из слов. В результате возникли ранее невозможные комбинации звуков.

Но в целом эта тенденция сохраняется и в современном русском языке. Поэтому слова типа "лгокая" нам кажутся глубоко чуждыми и труднопроизносимыми.

источник

лингвистика, история, древнерусский язык

Previous post Next post
Up