Образ Яхве на греко-египетских магических геммах

Feb 03, 2024 16:00

Одна из самых распространённых разновидностей греко-египетских магических гемм позднеримской эпохи представляет на лицевой стороне фантастическую фигуру с телом человека, головой петуха и змеями вместо ног, в доспехах, с бичом в правой руке и круглым щитом в левой. На щите обычно написаны греческие буквы ΙΑΩ, что является характерно египетской передачей на греческом языке имени еврейского бога Яхве. Как правило, эта надпись сопровождается другими магическими именами, чаще всего ΑΒΡΑΣΑΞ (Абрасакс) или ΑΒΡΑΞΑΣ (Арбаксас). Согласно позднеантичным авторам, это имя ввёл в качестве выражения полноты вселенной гностик Василид, живший в египетской Александрии при императорах Адриане и Антонине Пие. Искусствоведы относят появление гемм с этим именем и изображением змееногого божества к II в. н.э. В настоящее время таких гемм известно более 200.



Гемма из петербургского Эрмитажа (Ж 1515). По окружности надпись ΑΒΡΑΣΑΞ и греческие гласные буквы Α Ε Η Ι Ο Υ Ω.

По всей видимости, изображённое на них божество представляет еврейского бога Яхве. Об этом говорит уже имя ΙΑΩ на его щите. В Еврейской Библии Яхве неоднократно именуется щитом: «Но ты, Яхве, щит предо мною» (Пс. 3, 4) и др. Щит в левой руке божества указывает на его защитную функцию, а бич в правой - на карательную. Последняя также засвидетельствована иудейским писанием: «Если нарушат уставы мои, и повелений моих не сохранят: посещу жезлом беззаконие их, и ударами - неправду их» (Пс. 88, 32-33) и др.

Божество на геммах имеет человеческое тело, облачённое в доспехи воина. По-еврейски «воин» (а также «герой», «силач», «исполин» и т.п.) - gibbor, и этим словом в Еврейской Библии неоднократно именуется Яхве (Втор. 10, 17; Ис. 9, 6; 10, 21; Иер. 32, 18; Неем. 9, 32). В 18-м Псалме Септуагинта переводит это слово как «гигант»: «[Солнце] выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин (gibbor; Септ.: γίγας), пробежать поприще: от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его» (Пс. 18, 6-7). В греческой мифологии гиганты были змееногими, что позволяет объяснить змеиные ноги божества на геммах. 18-й Псалом также может быть основанием для солярных символов, которые его нередко сопровождают.




Гемма из собрания Босанке. На лицевой стороне надпись ΣΑΒΑΩ (Саваоф), на обратной - ΙΑΩ и ΑΒΡΑΣΑΞ.

В мишнаитскую эпоху слово gəḇura «мощь», образованное от того же корня, что и gibbor, начинает использоваться как имя «бога Израилева» (ВТ Шаббат, 88b.3). В эту же эпоху в еврейских текстах появляется слово того же корня geḇer «петух» (ВТ Йома, 21a.2), которое к тому же в еврейском написании ничем не отличается от gibbor. Оно могло послужить основанием для изображения Яхве на геммах с петушиной головой.

По всей видимости, этот иконографический образ был создан жившим в Египте гностиком еврейского происхождения, отождествлявшим иудейского Яхве с василидским Абрасаксом (Абраксасом). Основанием для него послужило богатое семантическое поле производных от еврейского корня gbr, представленное Еврейской Библией и иудаизмом II в. н.э.

из блога aquilaaquilonis

Яхвизм, история, религия

Previous post Next post
Up