Дорогие и дешевые духи. В чем разница?

Jan 27, 2024 18:00



Знаменитые базы De Laire

В начале приведу цитаты из интервью Матвея Юдова с Жан-Клодом Эллена:

Матвей Юдов: Скажите, как отличить хорошие духи от плохих? Из чего, грубо говоря, состоят хорошие духи?
Жан-Клод Эллена: Из чего угодно. Само сырье не так уж важно, важно, как вы с ним обращаетесь.
Матвей Юдов: Скажите, какую ошибку парфюмеры совершают чаще всего?
Жан-Клод Эллена: Они работают слишком быстро.

И вот это, конечно: "Но в парфюмерии нельзя торопиться, это путь в никуда."


Всех волнует вопрос сырья и драгоценных ингредиентов. Никто не верит, что сырьевая палитра для всего примерно одинаковая и продолжают искать в парфюмерии какие-то мифические "дешевые базы". Чтобы найти хоть какие-то базы, их для начала нужно много перенюхать в чистом виде, чтобы иметь ольфакторную карту сравнительного анализа.

Внимание!!! Все парфюмерные композиции на рынке создаются из одних и тех же ингредиентов. Не из одной бочки, читаем внимательно. Из одной сырьевой базы. Из одной палитры. Примерно как все люди на Земле тоже состоят из одних и тех же органических веществ, только некоторые люди из этих веществ получаются хорошими, а другие почему-то так себе.

Палитра душистых веществ слегка различается для Fine Fragrance и Body/Home Care, но незначительно. Основные позиции совпадают.

Один и тот же качественный гедион идет и в масс-маркет, и в нишу и в условный "гель для душа".



12 тонн главного растворителя для отдушек - дипропиленгликоля

Есть дорогое сырье, есть дешевое. Есть дешевые цитрусы, есть дорогое розовое масло. Нельзя построить композицию только на дорогих веществах... Вернее, можно, конечно, но скорее всего художественной ценности она представлять не будет. Потому что это тоже ограничение. Мы не ценим работу художника по цене красок и холста, так почему работа парфюмера вдруг оценивается по такому странному принципу?

И еще вопрос цены динамический. Есть сырьевые компании, есть компании, которые занимаются компаундингом. Они не имеют никакого отношения к конечному продукту. Эсте Лаудер, Лореаль, LVMH не покупают сырье, они покупают готовые парфюмерные композиции, чтобы их разлить во флаконы иногда даже не на своих собственных производствах. Не обязательно содержать завод по розливу, чтобы выпустить духи.



Автор на производстве парфюмерных композиций Eurofragance

Цена, которую конечный покупатель видит на полке - это не про ингредиенты совсем.

У люкса в себестоимости сидит весь маркетинг, разработка флакона, реклaмные кампании и зарплата всем участникам процесса.

У ниши проблема с маленькими тиражами, которые увеличивают себестоимость того же самого в несколько раз.

Так же напоминаю о том, что духи - это всегда добавленная стоимость. Ни один флакон не стоит своих денег, потому что вы покупаете то, что в буквальном смысле улетит в воздух. Деньги, выброшенные на ветер.

Из недавнего, что повлияло на себестоимость:

Как цены на энергоносители влияют на стоимость ароматного сырья?

Парфюмерные ингредиенты уже несколько лет подряд демонстрируют стабильный рост в цене.

Стоимость DPG (дипропиленгликоль) - главный растворитель душистых веществ, без которого отдушку невозможно произвести, выросла драматически.



Ну и для любого сложного химического синтеза требуется электричество и газ. Для любого производства требуется, в общем то.

Поэтому самые драгоценные ингредиенты в парфюмерии на сегодняшний день, это (не сюрприз) - нефть и газ.

Ещё одно занятное наблюдение, что с полным запретом IFRA лираля и лилиаля (вещества, которые отвечают за ноту ландыша в композициях), недорогие моноландышевые композиции становятся невозможными. Новое сырье, изображающее привычный нам парфюмерный ландыш гораздо дороже. То есть ольфакторный профиль автоматически переходит в более дорогой сегмент.

Итого.

Ингредиентная база находится в ведении компаний производителей парфюмерных композиций - Firmenich, IFF, Symrise, Takasago, Givaudan, MANE etc..



Процесс компаунда на заводе Eurofragance. В основном все делает автомат, но некоторые ингредиенты необходимо добавлять руками.

Если вы покупаете большой объем композиции у крупного игрока, цена будет в несколько раз ниже, чем небольшой объем похожей композиции у игрока поменьше.

Все парфюмерные композиции создаются из сырья одинаково качественного. Нет никаких специальных "дешевых и плохих" и особых "дорогих и нишевых". Сырье у всех ОДИНАКОВОЕ. Формулы - разные. Но 25 тонн того же самого гедиона используются и в Шанель, и в Гуччи, и в Эйвон. Особо очищенного "гедиона" для эксклюзивных нишевых брендов не существует.



Две бочки по 24 тонны. Гедион и DPG.

Само сырье естественно имеет разную стоимость, только прямой корреляции с его использованием в разных продуктах нет.

Стоимость композиции очень сильно зависит от объема закупки.

Можно купить 10 кг за 150 Евро/кг, а можно купить 500 кг той же самой композиции, но уже за 50 евро/кг.

Конечно, есть определенный порог, ниже которого сделать что-то интересное становится довольно трудно. Но и неограниченный по стоимости отдушки бриф никак не гарантирует создания шедевра. Особенно, если нет четкого понимания ТЗ.



Лаборатория производства Moellhausen

Все рассказы про драгоценные ингредиенты чистый маркетинг. Самое драгоценное, что сейчас есть, это скорее синтез новых душистых веществ с новыми сложными ольфакторными профилями и новые методы обработки натуральных материалов. А девственниц, собирающих лепестки роз или жасмина на заре оставьте в прошлом. Закопайте эту стюардессу, будущее наступило...

Тема волнует всех, но почти невозможно переломить стереотип, что дешевая по стоимости композиция не равно плохая, а смешав в темноте много "драгоценных ингредиентов" на выходе скорее всего не получишь ничего хорошего.

Главное, КТО создаёт аромат, а не то, ИЗ ЧЕГО он сделан.

Вопросы качества исходного сырья мы не комментируем, оно по умолчанию качественное, стабильное, чистое, из надежных источников. Просто разное по цене - есть очень дорогая синтетика, есть дешевая натуралка, каптивы, базы де лер и всякое другое. Всё это не имеет вообще никакого значения. Имеет значение бриф, парфюмер и принимающий решения. Три равноценных составляющих.



Производство парфюмерных композиций Gulcicek

При создании парфюмерной композиции по брифу выше определенной суммы, вы никогда носом не определите цену этой композиции. Между теоретическим исходником за 50 евро, за 100 и за 500 - существенной разницы вы скорее всего не почувствуете. Да что далеко ходить, кому-то и Фредерик Маль, чьи ароматы я бы приравняла к некоему "золотому стандарту" плохо и дешево пахнет и только роземаск достаточно сексуален и женственен.



Конечно, за 10 евро мы вряд ли сделаем что-то годное, за такие деньги даже моно-отдушку для мыла собрать проблематично, но это крайность. Высокая парфюмерия, особенно если речь идёт о люксе - оперирует одним и тем же порядком цифр. И это я сейчас не говорю об изменениях цены в зависимости от закупаемого объема. Когда отдушка за 150 Евро становится отдушкой за 50 только потому, что её купили тонну. Как оценивать будем?

Дорого и дешево - субъективные понятия, которые зависят исключительно от вашего восприятия, чувства прекрасного, ольфакторного опыта и... имени бренда.

Механизм такой же как с синестезией. Если покрасить жидкости в разные цвета - восприятие поменяется. Налить плюс-минус одно и тоже (ок, ароматы в одной цене) во флаконы Шанель, Том Форд, Ив Роше и Локситан - люди будут хвалить Шанель и фыркать на химозный Ив Роше.



Автор на производстве Takasago

BTW. Известный факт, что на всех фокус-группах, ароматы Шанель в слепых тестах занимают последние места. И особенно 5-ка, которая до сих пор входит в топ-10 продаж в мире.

Однажды уже приводила этот пример. Имея одинакового качества муку, воду, молоко, масло, сахар, соль и дрожжи кто-то испечет хлеб, кто-то пирог, а кто-то всё сожжет до углей. Но продукты не виноваты, это просто инструмент.

Парфюмерная палитра - это в первую очередь инструмент для парфюмера.

источник

парфюм, производство, факты

Previous post Next post
Up