Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», в рамках проекта «Национальный рейтинг», опубликовал итоговое за 2023 год исследование, посвященное оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации.
Объектом исследования являются руководители субъектов Российской Федерации. Хронологические рамки рейтинга охватывают весь 2023 года, но в нём оцениваются те главы, которые находятся на своём посту на момент публикации исследования.
Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества.
В уходящем году укрепилась интеграция новых регионов с остальной частью Российской Федерации. Значительной вехой в этом процессе явился ЕДГ, успешно проведенный на этих территориях. Всё большее значение в работе глав прифронтовых регионов занимает работа по восстановлению мирной жизни. Однако большинство экспертов по-прежнему полагают, что пока не сложились условия, которые бы позволили рассматривать представителей Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей в «Национальном рейтинге» на общих основаниях. Те эксперты, которые обладают соответствующей информацией и готовы высказать своё мнение о работе Дениса Пушилина, Леонида Пасечника, Евгения Балицкого и Владимира Сальдо, всегда получают такую возможность на страницах нашего исследования.
Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении уровня оценок в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге губернаторов» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов самой широкой профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.
Анкеты, рассылаемые экспертам, не только дают им возможность формально оценить работу того или иного регионального главы, но и предлагают обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют более детально выявить причины успеха или неудачи тех или иных руководителей субъектов РФ. Кроме того, эти обоснования, как и данные персональных аналитических интервью, проводимых с экспертами, служат основой для составления аналитической части «Национального рейтинга».
Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой на страницах рейтинга одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений сообщества. Эксперты, публично высказывающиеся в «Национальном рейтинге», делают это, не зная итоговых результатов исследования.
Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса руководителей субъектов («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).
Александр СПЕРКАЧ
Директор по исследованиям Центра информационных коммуникаций «Рейтинг», старший преподаватель Департамента политологии Финансового университета при Правительстве России
Если не касаться исключений, таких, например, как Рамзан Кадыров, ключевой тенденцией уходящего года явилась всё большая политическая унификация глав регионов России. Особо подчеркнул её ЕДГ-2023. С одной стороны, происходило стирание различий между т. н. партиями «парламентской оппозиции» и «единороссами». Помимо символики и стигматов, ведущие партийные организации всё меньше отличаются друг от друга; с другой стороны, этот процесс усиливал влияние «Единой России, так как массовый избиратель, уж если голосует, то за понятную «партию власти», на которую можно больше надеяться при решении местных проблем, чем за «что-то похожее», но без ресурсов. Подобная тенденция, в совокупности с политикой АП, не могла не повлиять на «политические физиономии» весьма многих представителей губернаторского корпуса.
Политика федерального центра в отношении субъектов РФ характеризовалась определённой двойственностью. На регионалов переключали изрядную долю ответственности, в том числе ответственности, прямо относящейся к компетенции федеральных и даже силовых ведомств. Финансовый и административный контроль центра над губернаторами и руководителями национальных образований только усиливался, что серьёзно ограничивало самостоятельность указанных чиновников, в том числе в решении новых возложенных на них задач.
Выскажу мнение, что такой курс имеет серьёзные ограничения и уже в достаточной мере выработан. Рано или поздно, с той или иной степенью интенсивности, но начнётся откат, то есть повышение самостоятельности регионов, предоставление им большей доли финансового пирога и т. п. Разумеется, это не вопрос ближайших нескольких месяцев или даже года.
Нынешней осенью мне довелось обнародовать мнение, касающееся перспектив «губернаторопада-2023». Если перед самым Новым годом не произойдёт невообразимых кадровых чудес, то мой футурологический прогноз оказался верным. Из предсказанных теоретически возможных точечных перестановок одна, действительно, состоялась и затронула Вологодскую область.
В последней декаде нынешнего года целый ряд обстоятельств способствовали персональной стабильности губернаторского корпуса. Чрезвычайно удачный для «партии власти» ЕДГ-2023 - главный фактор, отбивший у федерального центра охоту к переменам. Грядущие выборы №1 в следующем году, с учётом вышесказанного, логично поручить закалённым в огне последнего электорального цикла, проверенным главам.
Ограниченность кадрового резерва - более общий, вторичный фактор. В целом кадровая политика РФ представляет собой манипуляции с одной и той же кадровой колодой, уже поэтому Кремль не склонен к масштабным ротациям ключевых фигур региональной власти. По большому счёту, катализатором значимых перемен на этом уровне может явиться только отказ от политики «одной колоды» на уровне федеральном, но до выборов президента России подобный ход представляется абсолютно невозможным.
Дмитрий ГУСЕВ
Депутат Государственной Думы ФС РФ. Политтехнолог, председатель Наблюдательного совета консалтингового агентства «Bakster Group». Кандидат на выборах мэра Москвы-2023
Главный вывод за этот год относительно работы губернаторов Белгородской области и Краснодарского края: невзирая на близость к фронту и регулярные вражеские атаки, регионы продолжают развиваться.
Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков показал невероятную стойкость и продемонстрировал свои возможности. Несмотря на обстрелы и другие инциденты на протяжении всего года, губернатор продолжает уделять внимание социально-экономическому развитию области. Например, договорился о выделении 10 млрд рублей из федерального бюджета на восстановление домов и поддержку малого и среднего бизнеса. Делается всё, чтобы регион жил, и у людей не было ощущения, что он вымирает.
На Кубани ситуация получше. В следующем году должен заработать Краснодарский аэропорт, который был закрыт с момента начала СВО - это станет важным событием в жизни региона. Тут главное - договориться с военными и обеспечить безопасность. В экономической сфере также есть успехи. Средний ВРП Кубани растёт. Открываются промпарки, и увеличивается туристический поток. В этом году побили рекорд - более 18 миллионов туристов. Помимо этого, край остаётся главное житницей страны. За год собрали урожай зерна в 14,3 млн тонн. Во всем этом, безусловно, есть заслуга губернатора Вениамина Кондратьева.
Также здесь нужно отдать должное и мэру Сочи Алексею Копайгородскому, который делает всё возможное, чтобы главный город-курорт нашей страны развивался. При том, что город часто сотрясают ураганы и наводнения, все проблемы решаются быстро. Являясь приграничным с зоной боевых действий, он отражает все атаки и угрозы извне. Администрация города работает грамотно и уверенно даже в непростых условиях. Жизнь в Сочи продолжается, летают самолеты, приезжают туристы. Это - похвально!
Отдельно хочу отметить градоначальника Москвы Сергея Собянина. Весной и летом этого года столица подвергалась серьёзным атакам украинских БПЛА. Хорошо, что Сергей Семёнович услышал нас, жителей столицы, и решил создать московский купол безопасности, который предложила партия «Справедливая Россия - За правду».
Сергей МАРКЕЛОВ
Политтехнолог, политический советник
Для начала я бы обозначил критерии оценки губернаторов. Ими могут быть, во-первых, встречи с президентом. И во-вторых, участие в скандальных историях, и вообще мелькание в информационном поле.
У мурманского губернатора всё хорошо. В июле, завершая рабочую поездку в Мурманскую область, Владимир Путин провёл встречу с главой региона Андреем Чибисом.
Не предъявляют претензий к главе ЯНАО Дмитрию Артюхову. Молодой губернатор пока управляет ситуацией.
Что-то отчебучил самарский губернатор Дмитрий Азаров, какие-то вопросы были к Олегу Кожемяко, хотя полпред Юрий Трутнев старается беречь дальневосточных губернаторов.
С главой Бурятии Алексеем Цыденовым связаны скандалы и внутренние конфликты. Он - достаточно молодой, быстро реагирует на запросы центра, но оставляет местные проблемы без внимания. Из последнего - умерщвление несчастных безнадзорных собак. Этот скандал и регулярное мелькание в информационном поле формирует его негативный образ. Плюс нищета региона, конечно.
Губернатора Забайкальского края Александра Осипова я бы назвал не очень системным: он то провалится, то вырулит. Москва помогает, но в Забайкалье можно быть либо народным, либо чисто техническим главой.
Управление Тывой практически под внешним патронажем, хотя все дела делаются в самой республике. Но кубышка маленькая, а чиновников много, отсюда - производство скандалов разного уровня.
В Омске произошла замена губернатора. Ушёл «справедливоросс» Александр Бурков. Новый глава Виталий Хоценко, прошедший ДНР, начал с пиара и пытается быть народным, обнимается с бабушками. Глобально в проблемы не вник, в скандалах ещё не замешан. Судить рано, идёт букетно-конфетный период. Куда этот период вырулит, неизвестно. Но миграция населения большая, в том числе в Казахстан.
Александр Моор, губернатор области-донора, плотно встроен в тюменскую матрёшку. Он явно выше среднего уровня. И замы по внутренней политике у него соответствующие - грамотные специалисты.
Евгений Куйвашев остался при своих, двинуться дальше пока не может. Ситуация в Свердловской области напоминает тесто. Отскоков и движений - нет.
Челябинский Алексей Текслер - технократ. Пытается выруливать, но основные проблемы (например, с экологией) прячет.
Глава Красноярского края Михаил Котюков пришёл на место сбитого летчика, который был замешан в скандалах и подал в отставку. Новый губернатор поставил своего мэра, но себя ещё не показал. Будет пользоваться ресурсами федерального центра.
Губернатор Республики Коми Владимир Уйба - не воин, замечен в скандалах. Деньги от него отключены. В администрации постоянная кадровая текучка.
В центральной полосе можно выделить Андрея Воробьева. Он, как и Собянин, был переизбран. Выборы были чисто информационной кампанией. Что ожидаемо: Москву и Подмосковье будоражить нельзя.
Также стоит сказать о губернаторе Белгородской области Вячеславе Гладкове, который работает в условиях приграничной зоны и активно взаимодействует с федеральным центром.
Беглова, губернатора Санкт-Петербурга, спасает прямая дружба с Путиным. Элиты устали с ним бороться. И Александр Дмитриевич это хорошо понимает.
Георгий ФЁДОРОВ
Политический и общественный деятель, президент Центра социальных и политических исследований «Аспект»
В 2023 году отмечу кампанию Сергея Собянина, которая была абсолютно предсказуемой с точки зрения модерирования. Учитывая текущую ситуацию, был избран консервативный сценарий. С другой стороны, вес губернатора Собянина несопоставим с весом других кандидатов. Он легитимно лидирует в списке. А протестный активизм в столице сошёл на нет. Кто-то из оппозиции не видит смысла в протесте, другие уехали из страны.
Что касается перспектив московского губернатора, то многое зависит от следующего президентского срока Владимира Путина, который будет посвящен выбору нового пути для нашей страны.
Но сводить оценку эффективности губернатора только к взаимоотношениям с президентом нельзя. Тульскому губернатору Алексею Дюмину, например, не надо ходить к Владимиру Путину «на ковёр». Сильные губернаторы имеют другие инструменты для развития своих регионов. Оценивать работу губернаторов необходимо по общей социальной обстановке внутри региона, выполнению задач, которые ставит федеральный центр, реализации инфраструктурных проектов.
Для северных областей страны была поставлена новая задача, связанная с развитием Арктики. Там находятся ценные запасы полезных ископаемых, за которые началась борьба сверхдержав, в том числе Китая. Поэтому важно, чтобы в Арктике доминировала Россия. Сейчас это стратегическое направление для нашей страны, и губернаторы северных областей должны его поддерживать.
Павел САЛИН
Политолог
На фоне стартовавшей президентской кампании губернаторская повестка ушла на периферию информационного поля, что в целом закономерно для сезонных колебаний российской внутриполитической повестки. Однако в течение года связанные с региональными проблемами темы зачастую были если не в лидерах, то занимали одно из главных мест в новостях или том контексте, который сопровождал главные новости.
Большая часть из вышеуказанных сюжетов являлась запланированной, поскольку была привязана к ежегодным повторяющимся событиям. При этом реакция на эти ожидавшиеся события традиционно выглядела как реакция на форс-мажор. Например, речь идёт о ежегодных природных катаклизмах в ряде регионов, связанных с летними пожарами и наводнениями.
В середине года на протяжении нескольких месяцев постоянно приходили новости о чрезвычайных происшествиях, связанных с природными катаклизмами. В Приморском крае обстоятельства ЧС паводкового характера на недели заняли первые строчки в федеральной повестке, что лишь отчасти объясняется дефицитом новостей в период отпусков. Чуть ранее проходила информация о лесных пожарах в Свердловской, Курганской и Тюменской областях, а позднее и в ХМАО.
Год был богат и на новости о чрезвычайных происшествиях не природного, а антропогенного характера, но которые также можно было спрогнозировать и предотвратить. Речь идёт, например, о столкновении танкеров на реке Лена, обрушении трибуны с человеческими жертвами в Ростовской области или забастовке работников завода УАЗ в Ульяновской. Наиболее резонансным событием из данного ряда стал взрыв на АЗС в Махачкале, унесший жизни более 30 человек.
Общим знаменателем, объединившим все эти события, стал очевидный факт, согласно которому уровень ответственности губернаторского корпуса за всё происходящее стал гораздо ниже. Например, даже при наличии из ряда вон выходящих инцидентов с большим количеством человеческих жертв всё в принципе сходило с рук региональным руководителям. Раньше при попадании таких случаев в федеральную повестку возникали как минимум слухи о скорой отставке глав субъектов Федерации, в уходящем же году и уровень подобных слухов был гораздо ниже. Всё это является признаком того, что обратная связь, реакция «снизу» всё меньше беспокоит власти как регионального, так и федерального уровней. Даже массовые волнения, наблюдавшиеся в Дагестане летом и осенью и связанные с коммунальными проблемами (пресловутые погромы под антисемитскими лозунгами в махачкалинском аэропорту имеют другую природу и должны рассматриваться в ином контексте) не создали на федеральном уровне серьёзных проблем для руководства республики.
Ещё одна запланированная сюжетная линия в уходящем году была связана с выполнением губернаторами функций мобилизации электората во время осенней кампании. В данном случае почти во всех регионах обошлось без неожиданностей, а в одном субъекте Федерации (Хакасия), где федеральному центру не удалось реализовать ранее намеченные планы, у него получилось сделать хорошую мину при плохой игре. Между тем именно этот кейс подтверждает тезис о том, что в случае начала каких-либо флуктуаций при поддержке местной элиты ситуация может быстро выйти из-под контроля.
От этого кейса можно перекинуть мостик к другой группе сюжетных линий уходящего года, которые условно можно назвать незапланированными. Речь идёт о событиях, в которых представителям губернаторского корпуса приходилось демонстрировать давно не требующееся от них качество - субъектность. В данном контексте уместно прежде всего вспомнить осеннюю активизацию главы Чечни Рамзана Кадырова, что, по одной из версий, помогло ему удержать свои позиции. В похожей ситуации летом, во время попытки забытого к настоящему моменту военного мятежа Евгения Пригожина, оказались или могли оказаться многие главы регионов, но скоротечность данного кейса обнулила (или отсрочила) проблему.
И, конечно же, в уходящем году ещё больше усилился прессинг правоохранителей на региональные администрации. Хотя губернаторы по-прежнему находятся в статусе неприкасаемых, количество новостей о задержаниях высокопоставленных чиновников из их окружения заметно увеличилось. Вопрос, перейдёт ли в наступающем году количество в качество.
Если говорить о перспективах наступающего года, то на первые три месяца они вполне прозрачны и так или иначе связаны с президентской кампанией, после которой наступает полная неизвестность. Перезапуск политической системы после 17 марта, по одной из версий, будет сопровождаться и масштабными перестановками в губернаторском корпусе. Впрочем, в современной российской реальности планы могут меняться даже не ежемесячно, а еженедельно.
Антон ЧАБЛИН
Политолог, журналист. Главный редактор портала «Акценты», руководитель Аналитического центра «Акценты»
Губернаторская повестка в 2023 году оказалась значительно менее насыщенной, чем того хотелось бы. Столь ожидаемого всеми «губернаторопада» так и не произошло: АП ограничилась лишь точечными заменами. Весной ушли главы Чукотки, Омской, Смоленской областей, Красноярского края, осенью - Вологодской области.
Ротации отметились рядом трендов. Первый: кадровым трамплином становятся новые территории. Владислав Кузнецов и Виталий Хоценко работали в ЛНР и ДНР соответственно. Второй тренд: укрепление клиентелл. Михаил Котюков - выходец из Красноярского края, самый высокопоставленный представитель которого сейчас - это вице-премьер Александр Новак. А Василий Анохин - креатура вице-премьера Марата Хуснуллина. Третий тренд: избавление даже от системной оппозиции. Скажем, Алексей Островский потерял не только должность губернатора, но и политические перспективы. Его прочили на пост сенатора, но он в итоге удостоился лишь почётным местом в Высшем совете ЛДПР, да и то спустя 9 месяцев после отставки. Четвёртый тренд: временный отказ от ухода самых токсичных глав. Очевидно, их приберегли на поствыборный период. Хотя, наряду с откровенными неудачниками (типа Владимира Уйбы, Владислава Ховалыга или Бату Хасикова), уйдут и крепкие середнячки. Но не в небытие, а на повышение. Ведь после выборов президента ожидаются серьёзнейшие ротации в АП, правительстве, руководстве госкомпаний и даже в Счётной палате.
Возможно, на федеральных должностях окажутся востребованными самые молодые и, в общем-то, неплохо зарекомендовавшие себя во время санкций губернаторы - Антон Алиханов и Дмитрий Артюхов.
Александр ВОРОТНИКОВ
Экономист. Доцент кафедры государственного управления и публичной политики Института общественных наук РАНХиГС, координатор Экспертного совета Экспертного центра ПОРА (Проектный офис развития Арктики)
Благодаря развитию Северного морского пути, идёт и развитие прилегающий к нему территории АЗРФ. Строятся и развиваются северные порты и портовая инфраструктура. Возникают новые производства, создаются новые рабочие места. Растут доходы граждан, что вызывает рост качества жизни населения и снижает социальную напряжённость в АЗРФ.
Происходящие изменения самым положительным образом сказываются на развитии различных производств в российской Арктике. С учётом современных изменений, связанных с энергопереходом, необходимо полностью изменить подход к добыче углеводородов в АЗРФ. И уже существует реальная возможность строить предприятия газохимической и нефтехимической переработки прямо в Арктике и соседних регионах. Кроме того, упрощается вывоз продукции с использованием СМП.
При реализации производственных проектов возможно применение различных форм взаимодействия государства и бизнеса. Это могут быть офсетные и офтейковые контракты. Также перспективно использование контрактов жизненного цикла. Перспективным становится и применение специальных инвестиционных контрактов СПИК, которые позволят реализовать крупные проекты.
Новые и традиционные проекты по добыче сырья (углеводородов и других полезных ископаемых) сформируют грузовую базу для СМП и увеличат её рост в перспективе.
По моему мнению, на развитие экономики российской Арктики теперь будут оказывать влияние опорные города и поселения АЗРФ. Именно они, благодаря проектам развития, мощной федеральной и региональной поддержке, а также участию крупных компаний, начнут развивать производство, привлекать инвестиционные ресурсы - как российские, так и дружественных стран. Такие опорные населённые пункты в Арктике уже созданы распоряжением Правительства РФ от 28 ноября 2023 г. № 3377-р. Всего в перечень вошли 16 отдельных населённых пунктов и агломераций, расположенных в 9 регионах, относящихся к Арктической зоне РФ, - в Карелии, Коми, Якутии, Красноярском крае, Архангельской, Мурманской областях, Ненецком, Чукотском, Ямало-Ненецком автономных округах. Эти города и поселения, на мой взгляд, станут точками экономического роста в Арктике.
Благодаря такому подходу к развитию российского Севера, возникает реальная возможность роста ВВП при движении грузов по СМП. Часть груза, доставленного в населённый пункт (порт), подвергается переработке и далее доставляется в следующий уже с новой добавленной стоимостью.
Таким образом, Арктика становится реальным экономически поясом России. СМП не только связывает её логистически, но и создаёт пояс экономического развития как Арктики, так и всей России.
Первая группа рейтинга
Одновременно с лидерством на протяжении всего 2023-го в «Национальном рейтинге» Сергей Собянин (город федерального значения Москва) в уходящем году не покидал ТОП-3 неофициального рейтинга преемников президента (для ситуации «плановой» передачи главного в стране поста). С объявлением планов Владимира Путина институт преемничества приказал долго жить, но, тем не менее, он определённую аналитическую функцию выполнял, иллюстрируя политическую весовую категорию ряда влиятельных губернаторов страны.
Начиная с января, в экспертных кругах царило единодушие относительно предстоящих осенью выборов главы Москвы: вряд ли власть могла бы выдвинуть кого-либо другого - любая иная должность, кроме кресла председателя правительства, по мнению большинства экспертов, была бы для Сергея Собянина снижением аппаратного веса, к чему пока не имелось никаких предпосылок. Он уверенно контролировал и контролирует столицу. Некоторые эксперты, правда, утверждали, что один из ключевых руководителей АП попытался, было, сдвинуть мэра «в премьер-министры», чтобы самому занять освободившееся кресло. В любом случае, подобная комбинация не состоялась.
Эксперты отмечали позитивное влияние на имидж Сергея Собянина его регулярных встреч с Владимиром Путиным - только в самом начале года они совместно открыли кластер «Ломоносов» в МГУ и Большую кольцевую линию Московского метро, строительство которой завершилось. Объекты транспортной инфраструктуры стали одной из реперных точек в деятельности градоначальника, Владимир Путин высоко оценил их, охарактеризовав «мощными», и высказал благодарность команде градоначальника. Например, идея связать районы Москвы и ближайшие пригороды сетью наземного метро (Московские центральные диаметры) масштабировалась в крупный федеральный проект.
В городе реализовались крупные инфраструктурные проекты в промышленности, научной и фармацевтической отраслях. Здесь эксперты упомянули открытие Сергеем Собяниным и спикером Совфеда Валентиной Матвиенко нового фармзавода «Велфарм-М» в Зеленограде. Эксперты обратили внимание на слова градоначальника о том, что в Москве будут производить 90% лекарств, которые ранее закупались за рубежом.
Далее
здесь