Купив железную дорогу, он сохранил людям возможность доехать в райцентр через леса и болота

Dec 28, 2023 13:00




Нужно слишком любить все это, чтобы так изменить свою жизнь. Но москвич Евгений Стерлин это сделал: переехал в Кировскую область, выкупил историческую узкоколейку, которую хотели разобрать на металлолом, и создал здесь музей железной дороги.

Теперь он сам водит экскурсии, показывая туристам раритетные железнодорожные механизмы, найденные им, спасенные от резки в металлолом, выкупленные и восстановленные. Конечно, Евгений не похож на обычного музейного смотрителя: по образованию бухгалтер, бывший финансовый директор одной из крупных московских компаний, известный путешественник и блогер, знаток и ценитель железных дорог, и особенно узкоколеек. А теперь - и владелец собственной ужд. Наше видео об этой узкоколейке - в конце статьи.




70 лет, с 1942-го по 2012 год по этой узкоколейке с разработок возили торф. А потом дорога вдруг оказалась никому не нужной

Отрезанные от цивилизации

Эта узкоколейка действует с 1942 года. Раньше она соединяла торфоразработки, рабочий поселок Каринторф с райцентром Кирово-Чепецком. 70 лет отсюда везли торф грузовыми составами, было двенадцать путей, на сегодня остались действующими только два - для маневров локомотива. Когда в 2012 году от добычи торфа отказались, решили разобрать и жд пути. Но вовремя вспомнили про людей, которые остались в отдаленном Каринторфе среди болот и лесов отрезанными от всего мира. Когда-то в поселке проживали пять тысяч человек, а сейчас только полторы.



Несколько месяцев в году, когда река разливается, узкоколейка остается единственной дорогой в райцентр, куда жители поселка ездят на работу, а дети в школу

В поселок через реку Чепцу нет круглогодичной автодороги. Летом там выставляют понтонный мост, а зимой прокладывают зимник по льду реки. Три месяца в году, когда река разливается, попасть в Каринторф можно только вертолетом или по узкоколейке. Бывало, что река сносила понтонный мост.

Поэтому в муниципалитете решили сохранить ужд, пока не построят постоянный мост. Однако этого никак не удается сделать.

Вот и получается, что обеспечивать для местных жителей бесперебойное сообщение с райцентром, куда они ездят на работу, а дети в школу, - основная миссия узкоколейки. Ее и принял на себя бывший москвич Евгений Стерлин - содержать тепловоз и вагоны, ремонтировать и чистить пути, сохранять рабочие места. Это дорого, и хлопотно, и проблемно... А цена на билет сохраняется - всего 26 рублей.



Евгений Стерлин не похож на обычного смотрителя музея. Он взвалил на себя развитие пока еще глубоко убыточного проекта, но невероятно важного для сохранения истории страны

Игрушечный поезд из прошлого

Действующих узкоколеек в России осталось мало, и они представляют историческое наследие. Евгений Стерлин создал в Каринторфе Музей железной дороги. Этот музей приобретает и реставрирует железнодорожную технику 1960-1970-х годов прошлого века. По субботам проводятся экскурсии сразу по прибытии поезда в поселок.

Моя коллега, Наталья Розова, возвращаясь в Иркутск из Крыма, посчитала просто необходимым сделать крюк и попасть на экскурсию. Вот что он она рассказала:

- Прошла уже неделя, а эта узкоколейка все стоит перед глазами… К разъезду Новый подходит небольшой, будто игрушечный, поезд из прошлого - в громыхающих и скрипящих вагонах с буржуйками на работу и учебу едут жители поселка торфодобытчиков. Здесь локомотив обходит состав по другой ветке, разворачивается и цепляется к вагонам, чтобы вести поезд обратно. По узкой колее поезд идет по мосту через реку Чепца.



Музей разыскивает, приобретает и реставрирует железнодорожную технику 1960-1970-х годов прошлого века.
Действующих узкоколеек в России осталось мало, и все сохраненное представляют историческое наследие

Как-то удивительно: я столько раз смотрела прибытие поезда на Каринку, снятые на разъезде Новый, и потом видео из депо в Каринторфе, и даже минифильм... И совсем другое ощущение, когда побываешь на месте и видишь все своими глазами. Депо и пути, на которых стоит техника, - все это такое маленькое, уютное, ухоженное, так по-хозяйски любовно обустроено, восстановлено и окрашено. Здесь нужно снимать кино - о чьем-то детстве в 1950-х.



В коллекции музея уже есть удивительные образцы жд техники из прошлого

Сама атмосфера - стены и потолки, запахи, гулкое эхо, пыль, большие машины, станки, кузница, прессы, диспетчерское табло, торфоуборочные комбайны и снегоуборщик снаружи - все это будто чьи-то воспоминания. Судьбы людей, работавших здесь на добыче торфа. Пленные немцы, узбеки, которые не могли ни жить ни работать в здешнем климате и их быстро заменили русскими заключенными. Крошечный вагончик, в котором их везли на работу по узкоколейке, другой вагон - катафалк. Все это свидетели чьих-то жизней, а порой и смертей...

Настоящий, живой, дышащий музей

Смотришь на это глазами не только экскурсанта, но и отраженным взглядом создателя музея, человека, который любит машины и ценит историю. Ведь и сама цель проекта - сохранение исторического наследия. Уже сейчас удалось создать совершенно заповедное место - настоящий, живой, дышащий музей. Надо видеть, в каком восторге ребятишки, которым разрешают полазить по старым тепловозам, забраться в кабину снегоуборщика и посигналить гудком, самостоятельно проехать на дрезине... А расплющить монетку на прессе? - кто из сверстников может этим похвастать… Он совершенно не похож на обычный музей. Как и его создатель, Евгений Стерлин - на музейного смотрителя.



Такие мотодрезины, прозванные "бешеными табуретками", в немалом количестве имелись у местных жителей. На них ездили на охоту-рыбалку, ну и в город, конечно

Наблюдая издалека за этим человеком и впервые увидев его в собственной епархии (до этого мы пересекались во время совместной поездки с Клубом транспортных путешественников из Москвы в Гомель), я невольно ощущаю исторические параллели. И в первую очередь думаю о князе Михаиле Хилкове, министре путей сообщения России в начале прошлого века, который начинал свою карьеру с должности обходчика путей на Трансамериканской железной дороге.



Руками трогать музейные экспонаты... разрешается! И даже кататься на них

За скобками остается: сколько сил, терпения, энтузиазма необходимо Евгению, автору этой замечательной идеи, чтобы развивать пока еще глубоко убыточный, но невероятно важный для сохранения истории страны проект. А так же остается только догадываться, какие дерзкие планы вынашивает директор музея, заручившись грантами на их реализацию.



Такие они - настоящие мужские игрушки? :)

Для меня это удивительная история воплощения детской мечты - купить себе самую настоящую железную дорогу. И чтобы было депо, и паровозы, вагоны, кондуктор и билеты, и можно было переводить стрелки и ездить на дрезине... Вот такие они - настоящие мужские игрушки??! Желаю Музею железной дороги всесторонней поддержки и развития, а его создателю, выдающемуся человеку, обязательно реализовать все задуманное.



Смотреть видео

источник

музей, история, железные дороги

Previous post Next post
Up