Королева шпионажа - Совершенно секретная женщина. Зоя Ивановна Воскресенская Рыбкина

Dec 08, 2023 16:00



Зоя Ивановна Воскресенская-Рыбкина - полковник, советская разведчица. Детская писательница, Лауреат Государственной премии СССР.

В мае 1941 года гитлеровская Германия, желая опровергнуть слухи о якобы готовящемся нападении на СССР, решила продемонстрировать верность заключенному Советско-Германскому договору и прислала в Москву делегацию, но не экономическую или политическую, а группу солистов балета Берлинской оперы. В их честь посол Германии в СССР - граф Вернер фон Шуленбург давал обед, на который были приглашены и звезды Большого театра.






Вернер фон дер Шуленбург - посол Германии в СССР. Участник заговора 20 июля против Адольфа Гитлера. 10 ноября 1944 года был казнён через повешение

На тот памятный приём в посольстве Германии, кроме солистов балета, фон Шуленбург согласно протоколу пригласил и некоторых советских чиновников из Министерства культуры. Всесоюзное общество культурных связей с заграницей сокращенно ВОКС представляла некая Ярцева, весьма привлекательная дама в бархатном платье со шлейфом и когда начались танцы именно её граф Шуленбург, пригласил на тур вальса. К сожалению, этому аристократу так и не суждено было узнать, что его случайный вальс накануне войны войдёт в историю разведки.

За несколько часов до приёма в германском посольстве начальник Главного Управления контрразведки комиссар Пётр Васильевич Федотов пригласил в свой кабинет майора НКВД Зою Рыбкину. С контрразведкой у Зои Ивановны никогда не было никаких контактов, и она недоумевала, в чём же причина её вызова. При встрече Пётр Васильевич сразу перешёл к делу, контрразведке нужна была помощь Зои Рыбкиной. Федотов рассказал о том, что германский посол Шуленбург сегодня даёт званый обед и попросил Зою Ивановну быть среди приглашённых, в качестве представителя ВОКС.



Из книги Зои Воскресенской-Рыбкиной «Теперь я могу сказать правду».





Слева: Арвик Харнак; Справа: Харро Шульце-Бойзен. /Данное изображение сделал я, фото взяты из открытых источников/

Ремарка:

«Корсиканец» - псевдоним агента советской внешней разведки Арвика Харнака, доктора юридических наук и философии. С 1940 по 1942 год Арвик Харнак занимал пост государственного советника Министерства хозяйства Германии. Стал сотрудничать с советской внешней разведкой в 1935 году.

«Старшина» - псевдоним агента советской внешней разведки Харро Шульце-Бойзена, члена группы, названный гестапо «Красная капелла». В 1936 году Шульце-Бойзен, будучи начальником 5-го реферата штаба авиации, входит в контакт с антинацистской группой Арвика Харнака, который сотрудничал с советскими спецслужбами.



Из книги Павла Судоплатова «Спецоперации. Лубянка и Кремль. 1930-1950-е годы».

Заместитель начальника немецкого отделения разведки - Зоя Ивановна Рыбкина-Воскресенская подготовила за три дня документ, ориентируясь только на берлинские источники, вывод был однозначным - стране грозит война.

Этот документ, который стал известен историкам в 1991 году под названием - "Дневник сообщений агентов «Корсиканца» и «Старшины»", сыграл свою роль в том, что те сотрудники разведки, которые были честными до конца, они не были репрессированы и смогли продолжать свою работу.



Зоя Ивановна Воскресенская./фото реставрировано мной, изображение взято из открытых источников/

Зое Ивановне Рыбкиной действительно повезло, хоть, и было в её жизни немало драматических коллизий, но репрессий она к счастью избежала. Родилась Зоя Рыбкина тогда ещё Воскресенская в семье помощника начальника железнодорожной станции Узловая, ныне Тульская область. Уже в 14 лет стала библиотекарем 42-го батальона ВЧК Смоленской губернии, в 16 лет политруком в Колонии малолетних правонарушителей. В 21 год Зоя перешла на работу в Заднепровский райком РКП(б) Смоленска и в этом же году переехала в Москву. С августа 1929 она работает в иностранном отделе ОГПУ, то есть во внешней разведке.



Ремарка от автора.



Зоя Воскресенская и Борис Рыбкин./фото реставрировано мной, изображение взято из открытых источников/

На тот момент отношения Финляндии с СССР были очень сложными, непростым было и задание у Рыбкина ни много ни мало найти подходы к Маннергейму и договориться с ним об обмене территориями. Важное дело, которым по личному секретному указанию Сталина занимался Рыбкин и в котором, Зоя была его первой помощницей, были его тайные переговоры с представителями Финского Правительства о мирном урегулировании назревавшего конфликта между СССР и Финляндии. Эти переговоры с Маннергеймом и его приближёнными, Рыбкин вёл в 1938-1939 годах, к сожалению это операция по причинам независящим от резидента и его помощницы, закончилась безрезультатно и в декабре 1939 года разразилась Советско-Финская война, которая получила название «Зимней».

Зоя Рыбкина вернулась в СССР уже опытным сотрудником, её назначили в центр внешней разведки заместителем начальника немецкого подразделения и поручили возглавить аналитический отдел. Через некоторое время Зоя Ивановна стала одним из ведущих аналитиков внешней разведки, именно она готовила отчёты из нацистской Германии на основе сообщений советских секретных агентов.

И очень мало женщин разведчиц такого уровня, не связных, не радисток, а именно разведчиц, она тем более работала ещё, как аналитик.



Слева: Судоплатов Павел Анатольевич - советский разведчик, сотрудник ОГПУ. Ликвидировал руководителя ОУН Евгения Коновальца, организовал убийство Льва Троцкого; Справа: Старинов Илья Григорьевич - разведчик-диверсант, организатор партизанского движения../Данное изображение сделал я, фото взяты из открытых источников/

В 1941 году, когда началась война, Зоя Ивановна поступила в распоряжении особой группы НКВД, это была группа Судоплатова, которая готовила диверсионно-разведывательные отряды. Зоя Рыбкина принимала участие в создании первого настоящего партизанского отряда в СССР. Дело в том, что в начале войны не было никакого единого партизанского движения. Партизанские армии Ковпака, отряд Медведева это были умело организованные партизанские отряды, где всё руководство были сотрудники НКВД, в них входили профессиональные диверсанты, достаточно вспомнить Илью Старинова - «бог диверсий», вот такую первую группу и готовила Зоя Рыбкина.

Поздней осенью 1941 года для выполнения очередного задания супруги Рыбкины вылетают в Швецию, здесь Зоя Ивановна длительное время работает под началом советского посла в этой стране Александры Михайловны Коллонтай. Мудрый и тонкий дипломат Коллонтай по признанию Зои Ивановны стала настоящим её наставником. Женщина необычайного ума и эрудиции Коллонтай пользовалась огромным авторитетом и уважением со стороны шведских аристократов и политического истеблишмента, сумела завоевать симпатии весьма осторожных и сдержанных во внешнем проявлении чувств скандинавов.



Александра Михайловна Коллонтай (Домонтович) - член первого большевистского правительства - народный комиссар общественного призрения. Феминистка, публицист, первая в мире женщина-министр, жена Павла Дыбенко./фото реставрировано мной, изображение взято из открытых источников/



Из книги Павла Судоплатова - «Спецоперации. Лубянка и Кремль. 1930-1950-е годы»

Швеция, как известно страна, которая традиционно придерживалась политики нейтралитета, это во многом обеспечивало благополучие и процветание шведского государства, не принимавшего участия в обеих мировых войнах. Правда этот пресловутый нейтралитет прошёл долгий путь становления и никогда не был неизменной величиной.

Тесные торговые экономические и финансовые связи между Швецией Германией возникли задолго до начала Второй мировой войны. Это было вызвано тем, что бурно развивающейся промышленность фашистской Германии требовала всё больше и больше сырья необходимого для производства военной техники и боеприпасов. Лучшим партнёром для Германии оказалась Швеция, которая и географически была удачно расположена к Германии и обладала очень богатыми ресурсами, особенно железной рудой.

В период Второй мировой войны без сырья и товаров, которые шли из Швеции, немецкая военная промышленность не смогла бы удовлетворить потребности Третьего Рейха. Помимо этого Швеция разрешает транзит через свою территорию на северный финский фронт немецких войск и боевой техники, при этом пропагандистская служба сеет слухи о чудовищных планах Советского Союза относительно Швеции, вызывая тем самым панику.



Король Швеции Густав Адольф V

Любопытный эпизод, когда гитлеровская Германия вторглась в СССР, нейтральная Швеция отреагировала на это вовсе не нейтрально. Осенью 1941 года, когда под Москвой развернулась «кровавая битва» и когда решалась судьба нашей страны, король Швеции Густав Адольф V решил приветствовать своего немецкого тёзку. Он послал другому Адольфу - Адольфу Гитлеру поздравительную телеграмму: «С успешным наступлением!». В этой телеграмме он пожелал Гитлеру дальнейших успехов в борьбе с большевизмом.

Отмечу кстати, что и сегодня в Швеции многие считают, что действие этой страны по отношению к гитлеровской коалиции не являлись нарушением её нейтралитета. Дескать, это было лишь гибкой политикой, стремлением выжить, но выживая, Швеция наживалась, та самая пресловутая гибкая политика давала ей возможность зарабатывать немалые деньги, ведь все поставки в Германию оплачивались золотой маркой.



Обручальные кольца концлагерь Бухенвальд. /фото реставрировано мной, изображение взято из открытых источников/

А это золото /деньги говорят, не пахнут, не, не пахнут! Воняют!/ это были кольца и коронки, убитых, расстрелянных, сожжённых печах людей.

Благосостояние Швеции держалось на костях вот этих погибших людей, которые погибли в концлагерях и на полях сражений.

Если Швеция так активно торговала с нацистской Германией, было бы резонно и нам воспользоваться услугами этой якобы нейтральной страны. С этой целью в Швеции супруги Рыбкины принимали активное участие в подготовке и оформлении секретных экономических соглашений, в 1942 году им удалось заключить бартерную сделку. Советский Союз в обмен на платину получил высококачественную шведскую сталь, эта сделка совершилась при активной помощи нашего агента Карла Герхарда.



Карл Герхард - агент НКВД. /фото реставрировано мной, изображение взято из открытых источников/



Ремарка от автора.

В результате секретных экономических соглашений подготовленных супругами Рыбкиными, шведский нейтралитет был нарушен, однако банк, осуществлявший сделку, получал солидные прибыли. Контрольным пакетом акций банка владела семья Валленбергов, один из её представителей Рауль Валленберг был шведским дипломатом, это фамилия была широко известна, они владели мультимиллионным состоянием.



Из книги Павла Судоплатова - «Спецоперации. Лубянка и Кремль. 1930-1950-е годы».



Зоя Ивановна Воскресенская-Рыбкина - полковник, советская разведчица. Детская писательница, Лауреат Государственной премии СССР. /фото реставрировано мной, изображение взято из открытых источников/

Эти встречи не прошли даром, в результате Советский Союз получил необходимую высококачественную шведскую сталь. Наша резидентура в Швеции была небольшой: резидент «Кин» - в качестве второго секретаря посольства, его заместитель Зоя Ивановна - в качестве пресс-атташе советского постпредства, два оперативных работника, шофёр и дворник.



Ремарка от автора.

Зоя Рыбкина, кроме всего прочего, по заданию Александры Коллонтай советского постоянного представителя в Швеции, издавала информационный бюллетень и увеличила его тираж с одной тысячи до 30 000, а спецномер посвященный зверствам нацистов на оккупированных территориях вышел вообще немыслимым для маленькой Швеции тиражом - 200 000 экземпляров.

Параллельно она занималась естественно разведывательной деятельностью, самой крупной удачей Зои Рыбкиной это был агент под псевдонимом «Альма», норвежка, которая работала на советскую разведку, она поставляла информацию о немецких войсках в Норвегии.



Из книги Павла Судоплатова - «Спецоперации. Лубянка и Кремль. 1930-1950-е годы».

Далее здесь

спецоперация, НКВД, шпионаж, ВОВ, история СССР, разведка, спецслужбы

Previous post Next post
Up