Иврит и арабский язык: заклятые родственники. История семитских народов. Часть 3

Nov 23, 2023 08:00




Итак, на дворе XI век, Европа существует в виде множества разрозненных королевств; огромный арабский Халифат постепенно делится на халифаты и эмираты поменьше; а между Европой и этими Халифатами как последнее напоминание о великой античности располагается Византия, она же Восточная Римская Империя.

Незадолго до этого как раз состоялось её знакомство с Русью, где византийцы представились как "Ρωμιός" [Romiós], поэтому у нас принято было их называть "ромеями", хотя к Риму они отношение уже имели самое незначительное.




И тут из Великой Евразийской Степи начинают появляться какие-то воинственные тюркоязычные кочевники. Славяне уже успели познакомиться с их предыдущими волнами - аварами, половцами, печенегами, хазарами (последние частично приняли иудаизм, хотя и никак не были сами связаны с евреями).

Но Золотая Орда ещё впереди, и на Руси пока живётся привольно. А вот на юг, в сторону арабских и византийских земель движется орда огузов. Если такое название вам не знакомо, то знайте, что примерно в это время эти огузы принимают ислам и начинают называть себя туркменами, а в дальнейшем они поучаствуют в формировании также узбекской, казахской, татарской, башкирской, азербайджанской и турецкой народностей.

Начинали огузы, на самом деле, задолго до XI века. Выйдя из степей, они сначала стали вассалами Хазарского каганата, потом наподдавали печенегам, которые спокойно сидели на территории будущего Казахстана, что и привело к их миграции и столкновению со славянами.

В "Повести временных лет" огузы называются "торками", а также там значится событие 1060-го года, когда русские князья этих торков разбили наголову. Видимо, это была некоторая часть огузов, которая себе на беду пошла на север, и чьей судьбой после этого стало либо уйти к другим тюркоязычным народам, либо ассимилироваться в славянской среде.

А большая часть более удачливых огузов (или же туркменов) отправилась на юг, постепенно завоевывая ираноязычные земли бывшей Персии (например, будущий Таджикистан), а также территории Халифата и Византии. Там они назвали себя сельджуками по имени своего предводителя Сельджука, чьи сыновья и внуки стали править в только что организованных султанатах.



В общем, с этого момента Византия встала на долгий путь превращения в Турцию по системе всё включено. Хотя пока что до этого далеко, Византия выстоит ещё не один век, но в этот момент она в отчаянии и просит помощи у Папы Римского.

В отличие от более или менее толерантных арабов, сельджуки уважения к христианским святыням и людям не испытывали, всё ценное разграбляли, а тех, кто попадался под горячую руку, в том числе христианских священников, убивали. Поэтому Папа Римский увидел в этом угрозу не только для Византии, но и для христианского мира вообще. Последней каплей стал захват сельджуками Иерусалима в 1071 году и поругание Гроба Господня, находящегося в нём.

В ответ на эту неслыханную дерзость начинается эпоха Крестовых Походов. Папа обещает отпущение грехов и рай всем, кто примет в них участие. Кто-то берёт коня, берёт меч и отправляется в Палестину с криком "Deus Vult!" - спасать христиан и христианские святыни. А кто-то, у кого нет такой возможности или желания, остаётся дома. И вот тут на Европу накатывает новый приступ ненависти к евреям - начинаются самые настоящие массовые расправы. Ведь если богоугодным делом считается убивать нехристей-мусульман в Палестине, значит можно угодить богу и убивая нехристей-иудеев в соседнем районе, ведь про то, что из-за них распяли Христа, никто не забывал. Заодно европейцы вспоминают, что евреев когда-то обвиняли в человеческих жертвоприношениях, и это ложится в основу кровавого навета - дескать, на Пасху они обязательно убивают христианского ребёнка.

Из-за всего этого в XII веке евреи начинают новую волну миграций - на восток Европы, в сторону Польши и Венгрии, где им будет намного комфортнее (по крайней мере первое время). Кого-то изгоняют из европейских городов, а кто-то сам решает искать новое тихое пристанище. Польша стала для евреев раем, потому что в этой стране никто их не притеснял, их торговые навыки, наоборот, приветствовались, и в XVII веке даже возникло высказывание: "Польша была небом для шляхты, чистилищем для мещан, пеклом для холопов и раем для евреев". Один раввин из Кракова говорил тогда, что если бы не Польша, то вот тут бы евреи и исчезли как народ - их бы просто уничтожили в Европе. Если за народом не стоит ни одно государство, которое может его защитить, то народу не выжить.

Большой надеждой на счастье для евреев стало также открытие Нового Света. Многие поехали туда, чтобы строить новый мир с нуля, без предрассудков и гонений.

Тогда же в Венеции организуют первое еврейское гетто - и это на тот момент хорошая новость. Появляется официальное место, где евреям разрешено жить и работать, а также оно закрывается на ночь, что вообще-то тоже хорошо с точки зрения безопасности.

Слово "ghetto" переводится как "плавильня" или "литейная", так назывался район, куда поселили евреев, и наименование стало нарицательным.

Что касается Палестины, то на относительно короткий период там сначала образуются государства крестоносцев, но в конце концов всё-таки исламский мир одерживает верх.



В арабских государствах военное сословие постепенно начинает формироваться из мамлюков - первоначально тюркоязычных рабов, которые стали продвигаться по иерархии всё выше и выше, а в конце концов и вовсе захватили власть. Вскоре мамлюки разбили монголов, которые попытались было прорваться на Ближний Восток, и в итоге образовали там Мамлюкский Султанат.



Тем временем сельджуки тоже оставались на коне, к XV веку они захватили Константинополь и покончили с Византией. В дальнейшем мы наблюдаем их под названием Османской Империи, которая за последующие века завоюет примерно всё, что было вокруг интересного, повторив и приумножив успех Византии. Если вы смотрели сериал "Великолепный век", то вот это оно самое. В составе Османской Империи земли Палестины пробудут до Первой Мировой Войны.



Ну а в Европе евреи продолжают испытывать на себе все прелести ксенофобии. Прошло уже больше полутора тысяч лет, а они всё ещё выглядят иначе, не ходят в церковь, не ассимилируются, живут в городах и не работают на земле, и соседи как минимум смотрят на них косо.

После разделов Польши (с 1770-х) миллионы евреев оказываются в Российской Империи - к концу XIX века здесь будет жить три четверти иудейского населения мира, причем всех их Екатерина II сразу записала в купеческое сословие, то есть поначалу даже не было никакого притеснения. Говорят евреи в этот момент на идише (немецкий язык с элементами иврита), который сформировался у них за период Средних Веков.

Например, на идише "Меня зовут..." будет מײַן נאָמען איז [mayn nomen iz...], а по-немецки аналогичная конструкция выглядит как "mein Name ist..."

Правда, вскоре на евреев стали жаловаться русские и греческие купцы, вследствие чего уже в 1791 году была введена зона оседлости (Польша, Западная Украина, Белоруссия, Прибалтика), и внутри неё евреям также постепенно стали запрещать селиться в больших городах. В общем, опять ничего хорошего.



Тем не менее под влиянием Просвещения по Европе с конца XVIII по начало XX века прокатилась волна признания за евреями прав, равных правам других национальностей. Начало этому процессу положила Французская Революция в 1791, потом в XIX веке это случилось в Германии, ещё позже в России, тоже после революции, в 1917, а последней была Испания - в 1930. Не сказать, что евреев вдруг полюбили, но формально их стали наконец-то считать за людей.

В это же самое время в мире стало появляться такое важное в истории явление, как национальные движения. Люди перестали видеть себя частью только своей деревни или региона. Теперь в Европе начали формироваться национальные государства, каждое со своими великими предками и национальными героями. Чехи тогда, например, вспомнили, что они не просто подданые Австро-Венгерской Империи, а отдельный славянский народ, перестали говорить на немецком, воссоздали чешский и так до сих пор и живут. Французы решили, что они галлы, кельтское племя, противостоявшее Риму (несмотря на то, что их страна называется по германскому племени франков). Немцы назвали себя тевтонами и заинтересовались Одином и Тором. Коснулось это и евреев, но их предки и прошлое слишком разительно отличались от европейских. Более того, после периода затишья европейцы вновь заметили, что евреи сильно отличаются от них, и опять стала нарастать неприязнь.

Многие евреи Российской Империи прониклись в связи с этой ситуацией оппозиционными и революционными идеями. В то время они ещё по большей части не думали о возвращении на историческую родину, их больше привлекали идеи интернационального и бесклассового общества, в котором они, наконец, перестанут выделяться из окружающего большинства. Мысли об организации государства, конечно, тоже уже витали, но были пока ещё очень эфемерными, потому что ехать спустя две тысячи лет ни с того ни с сего в Палестину, в совершенно мусульманский мир, было бы очень странно.

Однако в 1881 году происходит нечто, что резко провоцирует первую волну еврейских переселений, так называемую Первую Алию ("алия" - на иврите עלייה "подъём, восхождение").

Дело в том, что в марте революционеры убивают на набережной канала Грибоедова царя Александра II, и народ решает обвинить в этом евреев. Потому что раз революционеры, значит евреи. И разъярённые люди устраивают еврейские погромы в отместку за гибель своего православного императора. Это и заставляет первых переселенцев в количестве около тридцати пяти тысяч человек отправиться в сторону далеких земель, где некогда зарождался еврейский народ. Слово "погром" даже проникло тогда во все европейские языки.



Палестина в этот момент, как мы помним, принадлежит Османской Империи, евреев там принимают нормально, и вскоре они принимают новое подданство. В мусульманском мире погромов не происходит и никогда не происходило, отношение к евреям было намного более терпимым, чем в Европе. Разногласий по поводу Христа у них тоже не было, возможно, дело в этом.

Но несмотря на одобрение османов и на финансовую поддержку самого Ротшильда, первым евреям в Палестине пришлось тяжело - земледелие при отсутствии соответствующего опыта, и тем более в таких суровых климатических условиях, было, конечно, лучше, чем угроза смерти в России, но тоже не гарантировало ни жизнь, ни процветание.

Но лиха беда начало.

В это время на европейской арене появляется австрийский еврей Теодор Герцль, который начал разрабатывать идею еврейского государства в историческом Израиле и вскоре стал главой Всемирной Сионистской Организации, которая а 1897 году в Швейцарии организовала первый в мире сионистский конгресс.

Сионизм - происходит от названия горы Сион в Иерусалиме.

После конгресса Герцль написал в дневнике:

… в Базеле я создал еврейское государство … Возможно, через пять лет, а возможно, через пятьдесят лет это будет знать каждый.

Что ж, он оказался прав.



В 1903 году в Кишинёве евреев в очередной раз обвинили в ритуальном убийстве, после чего произошёл грандиозный погром, спровоцировавший Вторую Алию (1904-1914). Как видите по датам, этот период в Российской Империи был критическим по накалу революционных настроений, что в немалой степени ускоряло отъезд - ещё около сорока тысяч человек. В это время евреи под влиянием социалистических идей, впитанных ещё дома, начали организовывать в Палестине киббуцы - сельскохозяйственные общины, тогда же они начали возрождать иврит и основали поселение в пригороде города Яффы, которое в будущем вырастет в Тель-Авив.

Победившие в Первой Мировой британцы при поддержке Лиги Наций делают Палестину своей подмандатной территорией, а ещё в 1917 году они обещали евреям помощь в организации государства на развалинах проигравшей Османской Империи (декларация Бальфура). Им тогда ещё кажется, что арабы и евреи смогут уживаться в Палестине вместе. Это обещание, а также гражданская война после революции в России провоцирует Третью Алию (1919-1923) - ещё сорок тысяч евреев. Они выкупают себе землю, после чего начинают лишать на ней арабов рабочих мест, а это провоцирует погромы - теперь и в Палестине. В ответ на это евреи организуют вооруженные отряды для защиты своих поселений.

Британцы задумчиво ковыряют в носу, бормочут что-то вроде "нехорошо вышло" и решают поделить землю: Трансиорданию они делают арабской, и запрещают евреям там селиться.



Евреи теперь были в ярости из-за ограничений на въезд и приобретение земель, и арабы тоже были в ярости - по причине того, что Британия мешала их идеям единого арабского мира.

Самой крупной стала Пятая Алия в Палестину (1929-1939), когда 250 тысяч евреев бежали туда от угрозы нацизма, распространяющегося по Европе. Этот наплыв спровоцировал крупнейшее восстание арабов против евреев и британской власти, в ответ на что англичане распорядились, что в ближайшие 5 лет в страну могли въехать не более 75 тысяч евреев, а после этого иммиграция будет возможна только с согласия арабов. Это взбесило евреев ещё больше, а арабов не успокоило - они хотели прекратить еврейскую иммиграцию срочно и навсегда. И желательно отменить ту, что уже произошла.

После войны Британия решила отказаться от мандата, поддерживаемая в этом решении террористическими еврейскими организациями. А в 1947 году по решению ООН территорию Палестины разделили на два государства - еврейское и арабское.



Евреи, естественно, были за официальный раздел, арабы, естественно были против. Но властители мира СССР и США проголосовали "за", и больше в то время ничего не требовалось. В СССР полагали, что еврейское просоветское государство, поможет бороться с владычеством Британии на Ближнем Востоке. 14 мая 1948 года Израиль был провозглашен в качестве независимого государства. А в ночь на 15-е арабские самолёты атаковали Тель-Авив.

Дальше уже идёт современность, в которой мы с вами сейчас живём. Можно ли сказать, что евреи виноваты в том, что обосновались в Израиле? Можно ли сказать, что арабы виноваты, что их это не устраивает? У каждого своя правда.

***

Ну и напоследок давайте посмотрим, как отличаются и чем похожи основные семитские языки. Вот, например, слово לֶחֶם [lékhem] на иврите означает "хлеб", оно же в арабском - لَحْم [laḥm] - "мясо", на арамейском לַחְמָא [laḥmā] - "хлеб, еда".

Теперь что-нибудь, что нам тоже досталось от семитов, например, слово "бальзам". В иврите это בֹּשֶׂם [bósem] ("духи"), по-арамейски בֻּשְׂמָא [buśmā] - "сладкий запах или специя".

Ещё есть "сатана", который у арабов выглядит как "шайтан" - и попал к нам с обеих сторон, став в русском двумя отдельными словами.

А слово "суббота", которое в иврите "шабат", вероятно, происходит ещё из аккадского "šapattum", как там называли пятнадцатый день месяца.

Спасибо, что добрались до конца третьей части, будьте снисходительны - я не историк, и ещё две недели назад почти ничего об этом не знала. Теперь знаю намного больше, но сложной задачей оказалось сократить эту историю длиной в четыре тысячелетия, чтобы она не превратилась в бесконечную монографию. Источники у меня были самые банальные - все, что находится в интернете, без личных мнений, только факты. Не скажу, что тема раскрыта так, как мне бы того хотелось, но ликбез считаю состоявшимся.

Часть 1, Часть 2

источник

языки, арабы, история, евреи

Previous post Next post
Up