Иврит и арабский язык: заклятые родственники. История семитских народов. Часть 2

Nov 21, 2023 20:00

Мы остановились на том, что евреи, оставаясь формально провинцией в составе Греции, добились того, что их государство стало практически независимым - после восстания Маккавеев, в 160-х годах до нашей эры. Такой успех случился с Израилем впервые за последние шесть веков - и второй раз в его истории (спойлер: третий и пока последний раз случится спустя более чем две тысячи лет).




Если вы помните, одним из поводов для восстания послужило то, что греки превратили Иерусалимский Храм в святилище Зевса. Так вот, последующее очищение храма от языческой скверны сохранилось в истории как праздник Ханука (о котором все слышали, но обычно мало знают). Слово חנוכה [khanuká] происходит от חָנַךְ [khanákh], что переводится как "посвящать" или "торжественно открывать". Одним словом, Ханука - это "инаугурация".

Не то, чтобы восстание было единогласным решением большинства, о демократии речь тогда не шла. Часть евреев под влиянием эллинизма уже давно поедала свинину; по всей территории, а не только в главном храме, стояли языческие идолы; иудеи вовсю смешивались с греками, и вот уже чей-то внук не Равиль, а Александр, и глаза у него голубые. Были. Да, восставшие карали отступников из своих же по всей строгости. Как бы то ни было, им удалось вернуть народ к порядку и традициям, а пришедшая после восстания к власти еврейская династия правила после этого в Израиле ещё целый век. Хороший, наверное, был век.


Тем временем на западе апогея величия достигает Римская Империя. Одна за другой блистательные военные кампании, Цезарь и Клеопатра, триумфы и лавровые венки - всё, что появляется в голове при словах "Древний Рим", вот всё тогда и было.

Вдруг, в 64 г. до н.э. эллинистическая Сирия оказывается в кризисе - за престол соперничают наследники династии Селевкидов (потомков того самого Селевка, военачальника Александра Македонского, который покорял Персию ещё триста лет назад). В Риме в связи с этим принимается решение, что Сирии прекрасно пойдёт быть римской провинцией, и отправляется войско, которое присоединяет её к империи - почти без сопротивления, удачно воспользовавшись моментом.

Как назло, в Иудее именно в этот момент тоже случилась борьба претендентов на трон. Рим поддержал было одного из них, но вскоре было решено, что Иудея - это в общем-то историческая часть Сирии, и вскоре с её независимостью тоже было довольно легко покончено. Страну разделили на четыре области: Иудею, Самарию, Галилею и Петрею, и в каждой посадили правителя в плаще с кровавым подбоем.



Под властью Рима евреи затосковали и начали ждать появления некоего мессии, который придёт, прогонит римлян и вернёт всё "как было", а лучше сделает заново и сразу хорошо. Спрос рождает предложение, поэтому мессии стали регулярно появляться, то тут, то там. Влияние одного из таких мессий на человечество будет очень сильно в ближайшие две тысячи лет, но для самих евреев этот человек не станет кем-то выдающимся.

Когда мессию ждать надоело, а именно в 60-х годах нашей эры, евреи начали восстание, которое получит в истории название Первой Иудейской войны. За несколько лет было убито какое-то невероятное количество людей (по оценкам древних авторов - 600 тысяч, при том, что всего в Израиле тогда жило два миллиона человек). Но римляне - не греки, с ними справиться евреям не удалось. И когда император Тит взял Иерусалим (кстати, в качестве его союзников выступали арабы из Набатейского царства), он приказал разрушить храм и поставить вместо него святилище Юпитера. Опять здравствуйте, языческие идолы.

В Риме в честь Тита и его победы над Иудеей поставили триумфальную арку, которую, кстати, недавно итальянцы выбрали в качестве объекта для выражения своей солидарности с Израилем.



А всё, что осталось с тех пор от храма в Иерусалиме - это Стена Плача, только это не часть самого храма, а часть стены, которая шла вокруг него.



Арабов из Набатейского царства, кстати, участие во взятии Иерусалима тоже не спасло. В 106-м году, при Траяне, из них сделали римскую провинцию под названием Аравия Петрейская.

После разрушения храма Израиль худо-бедно протянул ещё полвека. Люди как-то жили, следуя своим традициям и всё-таки находясь на своей земле. Но тут случился 130-й год, в который римский император Адриан решил посетить свои восточные провинции. Приехав в Иерусалим, он сказал: "Ба! Да тут камня на камне не осталось! Восстановить!". Это он сказал, во-первых, про храм, а во-вторых, про сам город, который с последней войны выглядел плачевно. Но приказал Адриан построить вместо Иерусалима новый город, назвать его Элия Капитолина (почему бы и нет), и заодно под страхом смерти запретил дикие местные обычаи (то есть обрезание).

Тогда евреи решили "сейчас или никогда" и стали готовить новое восстание. Возглавил его человек, которого называли Бар-Кохба, что означает "сын звезды" - его посчитали тем самым мессией, который, наконец, вернёт иудеям независимое государство. В этот момент окончательно разошлись пути христиан и иудеев: первые поняли, что тот, кого они считают богом, для вторых никто, и эти вторые продолжают кого-то там ещё ждать. В связи с этим местные христиане не стали участвовать в восстании.

Тем не менее, в течение трёх лет иудеям удавалось вести удачную партизанскую войну против римлян. Казалось, что вот-вот иго удастся сбросить, и тогда... Но нет. Ещё через три года римляне задавили все очаги восстания, взяли крепости, пещеры и даже подземные ходы, где прятались иудейские воины. Пришло время возмездия, и возмездие было радикальным как никогда. Под страхом смертной казни было запрещено изучение и осуществление всего, что как-либо связано с иудейской религией, а в Иерусалиме отныне не имел права селиться ни один еврей.

Впрочем, запрет на религию отменили уже через два года, но вот государства у евреев отныне не было. По имени древних жителей филистимлян (которые приплыли из-за моря и обосновались в Газе и ещё четырех городах) римляне назвали эту провинцию Сирия Палестина (Филистимская Сирия), а евреям было позволено теперь приезжать в Иерусалим только раз в году - в день траура, посвященного разрушению храма.

Выжившие после войн и расправ евреи были вынуждены покинуть свои дома и искать новое пристанище. Те, кому было что терять, то есть более обеспеченные, поехали в сторону Вавилона, где ещё со времён пленения оставалась большая еврейская диаспора. Остальные рассеялись по многочисленным землям Римской Империи.

И, казалось бы, настал идеальный момент, чтобы ассимилироваться. Но выработанные ещё в Вавилоне принципы - не смешиваться с другими, не менять ничего в традициях - препятствовали этому. Евреи селились общинами, собирались в синагогах, всячески держались друг друга, а для исполнения функции наставников из их среды выделились раввины, которые должны были толковать Тору, писать к ней комментарии и отвечать на вопросы, которые ставили перед евреями новые ситуации, изначально не прописанные в руководстве. Это повлияло на то, что без умения читать сложнее было соблюдать огромное количество предписаний, установленных иудейской религией. Да, конечно, всегда можно пойти к раввину, и так и делали, но тем не менее, среди евреев долгое время процент грамотных людей превышал среднеевропейский (если сравнить с темными веками в Европе, то там он и вовсе стремился к нулю). И до сих пор представить еврея в очках и с книжкой не составляет труда, такая вот она, сила стереотипов, а возникают эти стереотипы всё же не на пустом месте.



Итак, после изгнания из Израиля евреи естественным образом начали занимать в обществе ту профессиональную нишу, которая требовала в первую очередь грамотности, в том числе финансовой - торговцы, писцы, счетоводы, будущие банкиры, - всё это идёт именно отсюда, ведь последние несколько веков, пока они ещё жили на своей земле, они находились на месте пересечения основных торговых путей, и искусством торговли успели овладеть как следует.

В это же самое время и арабы, которые точно так же занимались торговлей в окрестностях Леванта, продолжали оттачивать своё мастерство. А в местах, где их караваны веками останавливались на отдых, зарождались их города-государства.

Например, Пальмира: хотя основана она была ещё во втором тысячелетии до нашей эры, а потом кого только в ней не было, но к рубежу эпох она становится центром одного из арабских царств.



Тот же император Траян, который в I веке из арабской Набатеи сделал римскую провинцию Аравию Петрейскую, пытался присоединить и Пальмиру, но только разрушил её. Его преемник Адриан отстроил город заново, назвав Адрианополем, но только в III веке Каракалле удалось сделать его римской колонией.

Самым ярким моментом в истории Пальмирского царства стало правление царицы Зенобии (Зейнеб), которая объявила о независимости от Рима и захватила соседние территории: Египет, Сирию, Палестину и часть Армении.



Однако уже в 273 году римляне смогли захватить непокорное Пальмирское царство вместе с его царицей, и с тех пор руины Пальмиры остались стоять в безлюдной пустыне лишь как напоминание о былом взлёте.

В это же время (III-IV вв) в восточную Палестину приходит арабское племя Гассанидов, которое, по всей видимости, мигрировало из бывшей Сабы (Шебы). При этом они стали союзниками Рима против другого арабского племени - Лахмидов, которые выступали на стороне персов (Сасанидов).



Если вы боитесь, что не запомните это всё - ничего страшного. Главное, обратите внимание, что на Аравийском полуострове в этот момент разброд и шатание: одни за тех, другие за этих, и все грызутся между собой. В принципе, примерно так будет происходить до VII века, то есть до появления Мухаммеда.

Сложно сказать, что арабы тогда процветали, но жизнь евреев была и того менее сладкой. Ещё с самого их появления в античных городах, даже когда Израиль ещё существовал, конфликт культур становился неизбежным.

Для стандартного грека всё, что не греческое - это варварство. И хорошо ещё если варвар признаёт, что он варвар, тогда с ним хотя бы можно сотрудничать. С позиции белого человека, так сказать. А тут вдруг полезли варвары, которые считали себя выше всех остальных, даже богоизбранным народом, прости господи. К тому же они всё лезли и лезли, активно размножались, их становилось всё больше... Не ровен час эллинам потерять звание дома высокой культуры быта высокой эллинистической культуры.

Таким образом, примерно с III века до нашей эры, то есть с распространения евреев по Средиземноморью, начал накапливаться некий негатив (примерно то, что спустя два тысячелетия назовут антисемитизмом).

Судя по всему, первым, кто попытался его обосновать, был некто жрец Манефон, живший в Египте Птолемеев. Он писал, что библейский исход евреев из Египта - это реальная история, заключавшаяся в том, что египтяне изгнали всех больных и прокаженных, чтобы очистить свой народ. Эту версию происхождения евреев тогда подхватили очень многие. И, конечно, римляне тоже - они заимствовали у греков вообще всё, заимствовали и это (но основные конфликты с евреями всё равно происходили именно на востоке, то есть в греческих городах).

Дальше - больше: к I веку поползли слухи о том, что евреи практикуют в своих храмах человеческие жертвоприношения.

В то время подобное уже считалось диким, но ещё вполне реалистичным: в Римской Империи приносить в жертву людей было официально запрещено в 97 году до н.э., однако ещё долго шли гладиаторские бои, которые первоначально зародились как жертвоприношение богу войны и редко обходились без убийства. Впрочем, и обвинения в сторону семитов тоже были не беспочвенны: некогда почти все они поклонялись богу Молоху, который в качестве подношений требовал детей.

Из менее радикальных, но всё же существенных обвинений времён античности, можно выделить следующие:
  • евреи ленивы, потому что ничего не делают в субботу
  • евреи против общества, потому что живут обособленными группами поблизости своих синагог
  • евреи варвары, потому что совершают обрезание
Однако всё вышеперечисленное в той или иной степени относилось тогда не только к евреям, но и к христианам. Чем в действительности занимались те и другие, мало волновало языческое большинство, не видели они между ними особенной разницы. И тех, и других подвергали гонениям и жестоким расправам. И тех, и других обвиняли в разврате, кровожадности и крайней степени порочности (любопытно, как позже эти обвинения развернутся на 180 градусов).

Причем одно время даже существовала вероятность, что именно евреи, а не христиане смогут вырваться из этого ада гонений и погромов: в 212 году их уравняли в правах с прочими жителями Римской Империи, а с христианами продолжали поступать как с опасными варварами. Но с IV века, когда при императоре Константине христианство было легализовано, иудеи опять оказались в опале. На этот раз составив компанию не христианам, а язычникам.

Когда Рим пал, в Италии было создано остготское королевство под началом Теодориха Великого, который уравнял евреев в правах с римлянами и готами. У Юстиниана в Византии евреев так же уравняли в правах с франками, фризами и саксонцами. В общем и целом, на фоне того, что в Европе наступают тёмные века, жизнь евреев по сравнению с другими в этот момент отличается не сильно. Всё равно все конфликтуют, воюют, убивают, болеют, грабят, мигрируют, словом - пытаются как-то выживать. Где-то евреям, конечно, достаётся, но достаётся точно так же и не евреям. И тут бы им ассимилироваться и присоединиться к сонму побежденных и забытых народов, но... как мы помним, евреи уже давно выработали принципы, которые не дали этому произойти - не смешиваться с другими, не отступать от своих традиций, несмотря ни на что.

Скоро христианская церковь победно прошествовала по Европе, и вдруг оказалось, что Один, Тор, Юпитер и прочие - это не боги, а настоящий бог вообще-то уже приходил тут недавно, и, кажется, что-то пошло не так. А что пошло не так? Его кто-то убил. Убили бога! Кто? Евреи. Какие евреи? Вот же они! А ну-ка идите сюда, сейчас вы за бога нам ответите.

В общем, люди, со всей страстью отдавшиеся новой религии, с такой же страстью возненавидели народ, убивший их Бога. Ну или Сына Божьего, неважно. Неважно было и то, что средневековые евреи уже не имели никакого отношения к тем людям, которые распяли Христа, тем более, что приказ был отдан римлянами. Каждый год накануне Пасхи в церквях люди слышали эту историю, и их ненависть росла.

Итак, на дворе VII век, евреи с переменным успехом проживают в городах бывшей Римской Империи и здравствующей Византии, уже не имея собственного государства, а арабы на Аравийском полуострове единого государства на этот момент ЕЩЁ не имеют.

Зато у них есть город Мекка, где стоит камень Кааба - священный центр всех языческих арабских племен (по легенде нынешнюю версию создал Ибрахим, то есть Авраам, при помощи и поддержке Джабраила, то есть архангела Гавриила, а до этого строителем был Адам, чей камень пропал после потопа, а самая первая постройка принадлежала рукам ангелов).

Ещё у них есть Медина (до ислама город назывался Ясриб), которая изначально была скорее еврейским местом, а к VI веку в равной степени еврейским и арабским.



Жители арабских доисламских городов воевали как между собой, так и в качестве наёмников - кто-то на стороне христианской Византии, кто-то на стороне зороастрийской Персии.

Причем к VII веку последняя оказалась в намного более успешной позиции - персам удалось отвоевать приличные куски византийской территории, включая Иерусалим. Там они выкрали важнейшие христианские артефакты - крест, на котором распяли Иисуса, а также копьё и губку, которые использовали стражники во время казни.

Может быть, утрату города в Константинополе бы ещё простили, но не это. Люди начали собираться в поход, собирать на него деньги и драгоценности, а император пообещал рай каждому, кто погибнет на грядущей войне. По сути, этот византийский поход стал прообразом крестовых.

И да, в 627 году византийцам удалось отвоевать всё назад - и город, и крест, и копьё, и губку, однако война эта шла целых 26 лет, и она разорила обе страны. Более того, началась первая в истории эпидемия чумы, которая только в одном Константинополе унесла жизни двух третей населения.



Тем временем арабы в своих пустынных поселениях с чумой особенно не столкнулись, да и войны их не были такими уж разорительными. Претензий к исповедующим чужие религии и крадущим чужие артефакты они не имели, и к ним претензий на этот счёт тоже ни у кого не было. Христиане и иудеи издавна селились на арабских землях, скрываясь от гонений.

И длилась бы эта идиллия, возможно, ещё долго, если бы один торговец средних лет из Мекки не начал проповедовать арабам нечто вроде восточной версии христианства. Он упоминал и признавал пророков из Торы и Библии, не скрывая, что всё это по сути одно и то же. Сначала он даже молиться учил лицом к Иерусалиму. Но постепенно эта религия всё больше адаптировалась к местным реалиям, где-то упрощалась, где-то видоизменялась, где-то склонялась больше к христианским идеям, а где-то к иудейским (от них до сих пор сохраняется запрет на свинину, обряд обрезания и вообще понятия харам и халяль).

Когда Мухаммед стал слишком популярным, его изгнали из родной Мекки, и он переехал в Ясриб (Медину). Там он тоже имел большой успех, и вскоре обернувшаяся в мусульманство Медина пошла войной на языческую Мекку. Через каких-то семь лет ей удалось победить, и отныне арабские племена начали объединяться под единой эгидой, под новой идеологией - впервые в истории.

После смерти Мухаммеда главным был избран его тесть Абу-Бакр, и он принял звание халиф, по которому и новое государство назвали халифатом (خَلِيف [ḵalīf] - переводится как "наследник", имеется в виду Мухаммеда, то есть "халифат" - это как бы его "наследие"), а религия теперь называется "ислам" или "мусульманство" (оба слова происходят от أَسْلَمَ [aslama], что значит "покорность").

По религии мусульманам теперь было запрещено убивать мусульман. И арабы начали воевать с не мусульманами - в первую очередь с Византией и Персией - поглощенные идеей сделать по возможности весь мир мусульманским. И весьма преуспели в этом, захватывая новые и новые города и земли.

Местные жители - будь то арабы, греки, евреи или персы - на удивление были не слишком уж против (нет, конечно, мало кому понравится, что их захватывают, но относительно других случаев - были менее против, чем обычно). Дело в том, что люди очень устали от войн между Византией и Персией, поэтому в лице арабов, уничтожающих чужеродную ненавистную администрацию, но не причиняющих вреда мирным жителям, они видели освободителей, а не захватчиков. Местные христиане и вовсе видели в арабах своих, просто исповедующих какой-то другой вариант их религии. К тому же принимать ислам арабы никого не заставляли, только требовали платить налог желающих сохранить свою религию. Однако арабский налог был ниже, чем тот, что люди платили до этого, поэтому не было причин для серьёзных конфликтов. И христиане, и иудеи для арабов - нечто низшее, но всё же родственное им, и религиозных притеснений не происходит.

В итоге Византия выстояла, сохранившись на территории современной Турции, а Персия - нет, как и огромные территории, которые теперь входили в земли Праведного Халифата.

На завоеванных землях арабы не разрушают местное наследие, а впитывают достижения прошлых культур - греческой, римской, месопотамской, персидской. Они активно читают и переводят на арабский античных авторов.



Пока в Европе идут тёмные века, Мухаммед завещает арабам искать знания, и арабы их ищут. Обучение для них - часть исполнения религиозного долга. В Багдаде они построили Дом Мудрости, куда привозили все тексты, которые им удавалось найти на новых территориях, и в Доме с текстами работали ученые и переводчики.

В Индии арабы заимствовали математику и цифры, которые позже в Европе назовут арабскими. В процессе вычислений расположения мечетей лицом на Мекку они занимались тригонометрией, а высчитывая Рамадан - астрономией. Об этом напоминают нам арабские слова ("зенит" - от سَمْت [samt] - "направление, путь", "алгебра" - الْجَبْر [al-jabr] - "ремонт, починка").

Но если IX-X века можно назвать "золотыми" для арабского мира, то в XI веке это мир начинает слегка шататься: некогда единое государство начинает разделяться. Отделяется халифат в Испании (Кордовский), который позже и сам начинает дробиться. Те же процессы идут и на остальных землях. А вот Европа превращается в тот суровый мир с замками и рыцарями, который мы себе представляем при слове "Средневековье". Да, там всё ещё тесно, страшно и не очень чисто, но намечается выход из застоя и потребность стремления к высоким идеалам. Прекрасные дамы и благородные воины - если не в жизни, то в умах эти идеи расцветают именно сейчас.

Именно на этой почве смогла родиться и воплотиться такая сущность как Крестовые Походы.

Часть 3

источник

языки, арабы, история, евреи

Previous post Next post
Up