Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», в рамках проекта «Национальный рейтинг», опубликовал очередное исследование, посвящённое оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации.
Объектом исследования являются руководители субъектов Российской Федерации. Хронологические рамки рейтинга охватывают сентябрь-октябрь 2023 года.
Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества.
Последние резонансные события в Дагестане и Карачаево-Черкесии, происшедшие накануне публикации настоящего «Национального рейтинга», не были отражены в экспертных материалах, на основании которых готовилось исследование и, следовательно, не повлияли на расстановку глав регионов.
Выборы, успешно проведенные при участии международных наблюдателей в Донецкой и Луганской народных республиках, а также Запорожской и Херсонской областях в рассматриваемый период привлекли к этим субъектам повышенное внимание. Особо тщательно на этих выборах, по понятным причинам, обеспечивалась безопасности голосовавших граждан. Новые составы региональных парламентов 23 сентября подтвердили доверие прежним главам, что также является знаменательным событием не только местной, но и общероссийской жизни. По прежнему, эксперты имеют возможность в «Национальном рейтинге» обнародовать свои оценки и наблюдения о работе Дениса Пушилина, Леонида Пасечника, Евгения Балицкого и Владимира Сальдо. Однако в целом экспертное сообщество не располагает всей полнотой информации, чтобы сопоставить их работу с деятельностью других глав субъектов РФ. Тем большую ценность представляют экспертные комментарии, связанные с новыми субъектами РФ, которым издатели, как и было анонсировано, предоставляют место в «Национальном рейтинге».
Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении уровня оценок в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге губернаторов» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов самой широкой профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.
Анкеты, рассылаемые экспертам, не только дают им возможность формально оценить работу того или иного регионального главы, но и предлагают обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют более детально выявить причины успеха или неудачи тех или иных руководителей субъектов РФ. Кроме того, эти обоснования, как и данные персональных аналитических интервью, проводимых с экспертами, служат основой для составления аналитической части «Национального рейтинга».
Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой на страницах рейтинга одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений сообщества. Эксперты, публично высказывающиеся в «Национальном рейтинге», делают это, не зная итоговых результатов исследования.
Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса руководителей субъектов («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).
Артём КИРЬЯНОВ
Заместитель председателя Комитета по экономической политике Государственной Думы ФС РФ. Председатель Российского союза налогоплательщиков
Как ни странно, но анализ деятельности региональных политических элит за отчётный период навёл на мысль о схожести, при базовом отличии в степени развития промышленного потенциала, подходов двух губернаторов: новгородского и пермского. Видна активная позиция в отношении выполнения государственных задач и позиционирования возглавляемых регионов как привилегированных. Привилегия выражается в крепости парадигмы развития, несмотря на определённости трудности, а также во внутриполитической стабильности этих двух субъектов Федерации. Разница - в том, что, если Дмитрий Махонин, будучи руководителем промышленно стабильного региона, именно в эту отрасль направляет максимум внимания, то Андрей Никитин, абсолютно точно уловив глубинные смыслы существования Новгородской области в разных временных пластах, сделал акцент на развитии региона как интеллектуального, творческого, несущего стране особый код высокой научной, строительной, политической культуры.
В этом году рост ВРП Пермского края составит порядка 15% и преодолеет рубеж в 2 триллиона рублей. Президент России в ходе недавнего визита в Пермский край высоко оценил итоги инфраструктурной и событийной программы «Пермь-300» - это 240 проектов, от инфраструктурных объектов до обновления облика города.
Не исключаю, что моё внимание к Пермскому краю в данном случае обусловлено именно исторической составляющей: некогда до этой географической точки простиралась не один век территория Новгородской феодальной республики. Хотя не могу исключить, что моя личная история, история семьи, которая два поколения назад была тесно связана с Пермским краем, и натолкнула меня на мысль сопоставить активности двух территориально удалённых друг от друга губернаторов.
Предыдущий период для губернатора Новгородской области, секретаря регионального отделении ВПП «Единая России» Андрея Никитина прошёл под знаком выборов, в парадигме примата развития социальной политики как в регионе, так и в стране (напомню, именно губернатор Новгородской области является руководителем рабочей группы по социальной политике Госсовета) и, соответственно, в развитии новаторских механизмов социальной политики.
При том, что именно на губернатора легла в итоге вся нагрузка по формированию положительного исхода избирательной кампании партии в административном центре региона - Великом Новгороде, известном многим поколениям политтехнологов как непредсказуемо свободолюбивый город и по сей день, Андрей Никитин не упустил из поля зрения муниципалитеты, побывав практически на всех ключевых стройках и объектах капитальных ремонтов социальных объектов. Не упускал из виду Никитин и государственную политику: Великий Новгород вновь принимал Президента Российской Федерации, усилив заданный ранее вектор на переформатирование Новгородской области из привычной великой исторической провинции в современный наукоёмкий, инвестиционно и интеллектуально привлекательный регион Северо-Запада России.
Александр ВОРОТНИКОВ
Экономист. Доцент кафедры государственного управления и публичной политики Института общественных наук РАНХиГС, координатор Экспертного совета Экспертного центра ПОРА (Проектный офис развития Арктики)
Ещё летом Государственная Дума приняла закон об установлении экспериментального правового режима (ЭПР) деятельности по партнёрскому (исламскому) финансированию на территории отдельных субъектов РФ. Этот эксперимент будет проходить в течение двух лет - с 1 сентября 2023 года по 1 сентября 2025 года на территории Башкортостана, Татарстана, Чечни и Дагестана. Также, по решению правительства и согласованию с Банком России, территория проведения эксперимента может быть расширена.
В этом свете создание совместного предприятия «Росатома» и эмиратского оператора DP World для развития транзитных контейнерных перевозок по Северному морскому пути выглядит прорывным проектом, который полезен нашим северным регионам - Мурманской и Архангельской областям, Ненецкому АО, Чукотскому АО, Ямало-Ненецкому АО, Республикам Коми, Карелия и Якутия, отдельным территориям Красноярского края, включая Норильск. И развитие прилегающих к СМП территорий в первую очередь зависит от развития портовой инфраструктуры, которая необходима не только для осуществления Северного завоза. Кроме того, портовая инфраструктура станет важным драйвером развития местного производства и в конечном итоге увеличит экспортные возможности арктических регионов, что повысит доходы населения и увеличит поступление налогов в местные бюджеты.
Но, прежде всего, проект принесёт значительную пользу для Северного морского пути. Взаимодействие «Росатома» с DP World позволит использовать опыт оператора для развития портовой инфраструктуры, которая сейчас «дефицитна» в Арктике, и выстраивания логистики. Это будет комплексная работа. Без соответствующей инфраструктуры СМП невозможно эффективно эксплуатировать и развивать.
Павел САЛИН
Политолог
Регионы в рассматриваемый период в целом оставались на периферии информационной повестки, в которой явно доминировал международный тренд (особенно после обострения ситуации на Ближнем Востоке), однако такая «периферийность» носила обманчивый характер. Сентябрь и особенно октябрь продемонстрировали, что реальная политика возвращается в регионы, и местные элиты вновь хотят вести те игры, в которых они участвовали в 1990-е годы. Отчасти это является следствием действий верхушки регионального истеблишмента (глав регионов и их ближайшего окружения), отчасти - объективных процессов, препятствовать которым власти субъектов федерации не могут и/или не хотят.
Такие процессы прежде всего были заметны в регионах, которые возглавляют условные «селфмейдмены» - политики (теперь их все чаще можно так называть), которых ни в коем случае нельзя отнести к «варягам» - они были формально назначены федеральным центром либо в силу своей полной безальтернативности, либо участие Москвы в их согласовании было минимальным.
В первую очередь речь идет о национальных образованиях, среди которых выделяется Чеченская республика. Рамзан Кадыров в течение последних двух месяцев все более открыто бросал вызов федеральному центру, в первую очередь, лидирующей в федеральном истеблишменте группе - силовикам. Реакцией на какие скрытые процессы на федеральном уровне стала такая стратегия - отдельный вопрос. Анонсы создания в республике новых вооруженных формирований, названных в честь воевавших с Российской империей участников Кавказской войны 19 века, стали красноречивым локальным пиком такой политики и более чем красноречивыми сигналами правящим группам в Москве.
При этом прямо или косвенно действия чеченского руководства получили поддержку со стороны лидеров или элит других национальных республик. Так, глава Татарстана лично посетил кавказскую республику и наградил сына Рамзана Кадырова Адама орденом, почти сразу же за этим награждение Адама Кадырова высшим орденом республики анонсировал глава Карачаево-Черкесии. Кроме того, в последнем регионе прошел стихийный митинг в поддержку Палестины с заметными радикальными требованиями в отношении евреев, в том числе и проживающих в республике. Ранее в поддержку Палестины среди региональных лидеров первым выступил именно Рамзан Кадыров. Акции с аналогичной повесткой прошли и в некоторых других республиках Северного Кавказа, например, в Дагестане, где по мере их продолжения наблюдалась заметная радикализация участников.
Межконфессиональная и межнациональная тема присутствовала в региональной политике и в другом измерении. Так, сразу в нескольких субъектах федерации стало известно о вопиющих случаях конфликтов, в которых пострадавшей от мигрантов стороной выступили представители принимающего населения. Прежде всего в центре внимания находились Санкт-Петербург и Самарская область, хотя ведущими игроками в этих процессах выступали скорее не местные гражданские власти, а силовики, влияние на которых губернаторов существенно ограничено. Типологически похожую подоплеку имел попавший в федеральную повестку инцидент в республике Коми, который был связан с попыткой выступления на национальном языке депутата Госсовета на заседании этого органа.
В сложном положении оказались региональные власти, которые так или иначе касались патриотической или военной повестки. В частности, появилась информация, согласно которой губернаторам рекомендовано минимизировать самопиар на Z-повестке. Некоторые из них вольно или невольно «перевыполнили» данную рекомендацию. В частности, широкий резонанс получило неоднозначное высказывание по поводу украинской кампании главы ХМАО. В новых условиях руководство регионов пытается найти новые направления для демонстрации своего «системного» и «патриотического» настроя, переориентируя свои пиар-усилия в антизападном ключе. Например, власти Якутии запретили праздновать в школах «антискрепный» Хэллоуин. Правда, вторую очевидную часть рекомендаций - сосредоточиться на работе по конкретным социально-экономическим направлениям и уже там пиарить достигнутые результаты - региональные власти выполнять не спешат.
В краткосрочной перспективе (2-3-4 месяца) ситуация для губернаторского корпуса будет усложняться. К текущим вызовам будут добавляться новые, главный из которых, что прогнозировалось экспертами еще по итогам летнего всплеска политической турбулентности, - растущий спрос на субъектность и умение принимать самостоятельные решения в условиях цейтнота и отсутствия четких «методичек». В наступающей политической реальности установки «сверху» будут поступать не всегда, а когда и будут, то далеко не всегда вовремя.
Антон ЧАБЛИН
Политолог, журналист. Главный редактор портала «Акценты», руководитель Аналитического центра «Акценты»
Губернаторская повестка в сентябре-октябре была крайне вялой. Ожидавшийся губернаторопад так и не состоялся. В УВП обсуждались два подхода: либо оставить губернаторский корпус нетронутым перед президентскими выборами, либо всё же избавиться от самых токсичных губернаторов, пока не поздно. Однако в итоге возобладал консервативный подход. Очевидно, что теперь ещё больший губернаторопад ожидает нас только после выборов президента.
Также сентябрь-октябрь был периодом формирования новых команд избранных губернаторов. Правда, новыми их можно назвать с натяжкой. В 25 из 26 регионов премьеры остались прежними. Сменился он только в Якутии, куда из Подмосковья перебрался Кирилл Бычков. Затянулось переназначение правительств в Хакасии и Самарской области, хотя это скорее технический, а не политический вопрос.
В регионах радикальных изменений не будет. Губернаторы, даже в самых проблемных регионах, видимо, заинтересованы в сохранении политической конструкции. Вероятно, это также связано с возобладавшей консервативной позицией в УВП, не заинтересованном в резких изменениях накануне судьбоносных для страны выборов.
Сергей МАРКЕЛОВ
Политтехнолог, политический советник
В текущем моменте в KPI губернаторов добавилась новая строчка, связанная с поддержкой участников СВО. Главное системообразующее требование - политическая управляемость региона, отсутствие социальных волнений, как внешних, так и в онлайне. Последнее достигается работой ЦУРов, осуществляющих мониторинг региональных и нерегиональных пабликов. Основной вопрос следующий: всё ли вы, уважаемые губернаторы, делаете в рамках обязательств?
В режиме «всё схвачено» традиционно находятся глава Татарстана Рустам Минниханов, тюменский губернатор Александр Моор, который избрался при высшем пилотаже, глава ЯНАО Дмитрий Артюхов, тульский губернатор Алексей Дюмин, фееричный федеральный избранник, губернатор МО Андрей Воробьев и главы кавказских республик.
Тема президентских выборов пока недостаточно проявлена. Понятно, что все уже напряжены, гуляют какие-то цифры, и в глубинах политического бессознательного что-то вырисовывается. Но 90 процентов губернаторов пока не особо придают этому внимание. Есть ощущение, что всё будет нормально. Оно формируется, исходя из двух предпосылок. Первое - будут федеральные указания. Второе - на региональном уровне прошли тренировки (местные выборы). И если губернаторы чего-то не знают, то им поможет и подскажет Центральная избирательная комиссия. Поэтому вопрос повышенной чувствительности и напряжения пока не вызывает.
Губернаторы понимают, что они уже находятся в группе благонадёжных или нейтральных. У Центра могут быть вопросы и какие-то вибрации. Но никаких супероткрытий не будет.
Сергей БЕЛОКОНЕВ
Политолог, научный руководитель факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ
Прошедший в сентябре День единого голосования показал высокий уровень поддержки и серьёзные политические амбиции губернатора Хакасии Валентина Коновалова. Несмотря на то, что он - губернатор от оппозиции, партии власти не удалось его сменить. Заручившись поддержкой жителей региона, Валентин Коновалов сумел сохранить пост, избраться вновь и работать дальше во благо Хакасии. Это положительная оценка его деятельности за последние пять лет. И очевидно, что усилий «Единой России» было недостаточно, и региональное отделение не смогло заручиться поддержкой жителей Хакасии.
Причинами успеха Валентина Коновалова стали экономические изменения в регионе в интересах большинства граждан, справедливая социальная политика, сдержанное участие в политических общероссийских инициативах власти.
Также я бы отметил серьёзную положительную динамику, которой удалось добиться в Омской области врио губернатора Виталию Хоценко. В какой-то степени он смог сформировать настроение надежды на будущее возрождение Омской области. Регион очень непростой, в значительной степени депрессивный, даже по сравнению с соседними областями. Хоценко избрал правильную стратегию, которая заключается в открытости для людей. Если ему удастся сконцентрировать усилия власти на лидерстве в экономике военно-промышленного комплекса, то в современных реалиях это может стать хорошей возможностью для рывка в ближайший год.
Вторым прорывным направлением в области может стать сельское хозяйство и агропереработка. Этот сегмент экономики Хоценко хорошо знаком ещё по его работе в Ставропольском крае. И, таким образом, есть надежда, что динамика в регионе может сложиться лучше, чем в предыдущие десятилетия.
Третий губернатор, которого стоит отметить, - Михаил Дегтярев в Хабаровском крае. На федеральном уровне выборы в самом кризисном и бурном в политическом смысле регионе прошли не очень заметно. Там выбирали мэра областного центра Хабаровска. Выдвижение кандидата-«единоросса» - действующего мэра Сергея Кравчука - на фоне протестов трёхлетней давности стало серьёзным вызовом для власти. Стоит отметить, что победа Кравчука, которого поддержал Дегтярев, показывает большую работу команды губернатора, которая сумела переломить негативные тенденции в политических процессах и ускорить социально-экономическое развитие региона.
В короткий период Михаил Дегтярев сумел успокоить протестный край. Нашёл правильные и эффективные меры экономической мобилизации, привлёк федеральные ресурсы, объединил в регионе бизнес - как местный, так и общероссийский. И это стало основой для позитивных изменений. За это и проголосовали хабаровчане, поддержав мэра Кравчука - ставленника губернатора Дегтярева.
Александр МАЛЬКЕВИЧ
Журналист, член Общественной палаты России, сопредседатель Координационного совета ОП РФ по развитию и интеграции новых регионов
8-10 сентября прошли выборы во всех новых регионах. Почему они считаются историческими? Потому, что впервые везде были сформированы органы местного самоуправления и региональные парламенты. Избирались от 300 до 650 депутатов суммарно. В Херсонской и Запорожской областях поменьше, а в ЛНР и ДНР - побольше. И сейчас как раз полным ходом идут назначения глав районов по новой схеме: депутаты с представителями региональных администраций определяют и идут на утверждение субъектов.
Выборы проходили прозрачно, работали международные эксперты. Я сам и в Запорожской, и в Херсонской областях встречал их. Это - честные и принципиальные люди, которые подвергаются травле у себя на родине за неподдельный искренний интерес к происходящему в новых регионах России.
Понятно, что убедительную победу одержала «Единая Россия», потому что эта партия с первых дней начала специальной военной операции находилась там, и её представители, гуманитарные штабы разворачивали деятельность, оказывали людям помощь. И сами кандидаты - на виду у жителей. То есть, если человек что-то делал, себя проявлял, показывал, то население видело. Это люди с потрясающей биографией, яркие. К сожалению, очень многие были ранены, побывали в непростых ситуациях, под обстрелами, и все себя проявили очень мужественными, сильными людьми, готовыми брать на себя инициативу.
Первая группа рейтинга
В Единый день голосования избиратели региона отдали 75,7% голосов при почти 50-процентной явке главе Республики Саха (Якутия) Айсену Николаеву, продлив его полномочия на ближайшие пять лет. Такой результат закономерно укрепил позиции Айсена Николаева и повысил авторитет партии власти в регионе.
Под руководством главы республики, который возглавил партийный список, «Единая Россия» на выборах в Якутии выступила с ранее невиданным «личным рекордом». Голосование в республиканский парламент принесло «единороссам» 54% голосов по партийным спискам и победу в 33 из 35 одномандатных округов. Глава региона также возглавлял партийный отряд «ЕР» на выборах в гордуму Якутска, где партия власти взяла 14 из 15 одномандатных округов, а по спискам - 8 из 15 мест.
Эксперты солидарны и в том, что планы Центра в отношении ЕДГ в Якутии реализованы: протестный потенциал региона, благодаря социальным и экономическим успехам команды Айсена Николаева, сменился консолидацией общества и элит вокруг созидательной повестки, что не даёт оснований Центру сомневаться и в результатах главных выборов следующего года.
Глава Якутии на 40% обновил региональное правительство. По преобладающей оценке экспертов, вновь сформированный состав кабинета министров отличает наличие незаурядного управленческого опыта и знание особенностей региона. Это позволит главе Якутии сконцентрироваться на концептуальных вопросах и отвлекаться на текущую повестку ровно в той мере, в какой это необходимо по функционалу главы. Оптимизирована и структура правительства.
Наблюдатели также отметили, что избирательная кампания в Якутии практически не повлияла на деятельность власти - рабочие вопросы решались в установленном порядке, а регион фигурировал в федеральной повестке с весьма значимыми достижениями. Подводя итоги участия республики в Восточном экономическом форуме, Айсен Николаев подчеркнул, что Якутия акцентировала внимание на тех проектах, которые запускаются в ближайшее время. Прежде всего речь идет о застройке новых кварталов города Якутска «Спортивный» и «Звездный», строительстве мусороперегрузочной станции, реализации крупных проектов, таких, как Кючусский кластер. Эксперты зачисляют в актив Айсена Николаева результаты ВЭФ для Якутии: подписано порядка 30 соглашений с общей суммой инвестиций около 130 млрд рублей.
В рамках ВЭФ Президент РФ рассмотрел реализацию программы развития дальневосточных городов, в том числе города Нерюнгри. В совещании принял участие глава Якутии Айсен Николаев, подчеркнувший, что Владимир Путин поддержал мастер-план развития второго по величине города Якутии. Глава республики отметил, что и ранее, при рассмотрении мастер-плана развития столицы республики, Владимир Путин оказал беспрецедентную поддержку Якутску, финансирование которого составляет более 500 млрд рублей.
При этом глава государства отметил, что на северо-востоке России должна быть создана современная транспортная инфраструктура. В частности, «предстоит построить мост через реку Лену в районе Якутска, мы давно об этом говорим. Также планируется реконструкция федеральной автодороги «Колыма». Ещё один мост в Якутии должен быть возведён через реку Алдан. Он обеспечит круглогодичное движение по трассе «Колыма». В целом в Якутии в предстоящие 5 лет построят ещё 50 мостов. Айсен Николаев назвал эти проекты одной из зон своего особого внимания. Учитывая его опыт в работе над масштабными проектами федерального уровня, эксперты выразили уверенность в том, что возведение названных президентом объектов без конструктивного попечения якутских властей не останутся.
Ещё одно знаковое для Якутии событие ВЭФ - старт «Арктической стартап-экспедиции: Дальний Восток и Арктика России». Проект, впервые появившийся в Якутии ещё в 2019 году, масштабирован на почти два десятка регионов страны. Помимо IТ-сферы, в него войдут все ключевые направления креативной индустрии. На ВЭФ также подписано соглашение между президентской платформой «Россия - страна возможностей» и правительством Республики Саха (Якутия).
Помимо выборов главы республики, парламента Якутии и представительного органа власти столицы республики, в Единый день голосования в регионе выбрали также глав 9 муниципальных районов. Эксперты позитивно оценили встречу с ними Айсена Николаева, озвучившего приоритетные вопросы для органов местного самоуправления. В частности, реализацию нацпроектов, рост доходов населения, увеличение объёмов производства собственной продукции для жителей.
Как особо важный шаг эксперты расценили подписание главой Якутии стратегического указа о мерах по борьбе с бедностью. Целью деятельности органов государственной власти и местного самоуправления республики в этой сфере объявлено снижение уровня бедности населения за пять лет в два раза, выведя из-за черты неблагополучия не менее 70 тысяч человек. Планируется обеспечить рост зарплаты работающих, увеличить численность занятого населения, внедрить социальное сопровождение людей, оказавшихся за чертой бедности.
Наблюдатели обратили внимание на слова Айсена Николаева, произнесенные в ходе встречи с новым составом правительства республики: «Главным показателем эффективности работы правительства и учреждений государственного сектора в ближайшее пятилетие станет удовлетворенность человека качеством жизни». Беря во внимание темпы и спектр преобразований в регионе, большинство экспертов не сомневаются в том, что для команды Айсена Николаева это не останется просто лозунгом.
Далее
здесь