Православная Святая Русь как вечный раздражитель Запада

Oct 13, 2023 19:00

Очень верная цитата. Религиозный вопрос - в основе враждебного отношения Запада к нашей стране, идет ли речь о Древней Руси, Московской Руси, Российской империи, Советском Союзе или России современной. Например, свое выступление в Челябинске я так и назвала: «Православная Святая Русь как вечный раздражитель Запада». Как говорил в середине прошлого века Арнольд Тойнби, «как под распятием, так и под серпом и молотом Россия - все еще “Святая Русь”, а Москва - все еще “Третий Рим”».

Православные русские во все времена были для Запада схизматиками, раскольниками, еретиками, - одним словом, нехристями.

В периоды обострения международных отношений, независимо от эпох, условный «Запад» смотрел на нас именно через призму религиозного неприятия. Папа Григорий IХ в 1232 г. призвал рыцарей Ливонского братства меча идти в Финляндию «защитить насаждение христианской веры против неверных русских»; спустя пять лет он повторил свой призыв. В дальнейшем - неоднократные попытки склонить Московское государство к принятию католической унии: Флорентийская уния, Брестская уния - все это звенья одной цепи. Поляки, считавшие своими западные русские земли, представляли Польшу как оплот католической веры против русских схизматиков и нехристей.


Накануне Крымской войны на формирование антирусских настроений в Великобритании повлиял нашумевший медийный эпизод с ловкой авантюристкой Макриной Мечиславской, выдававшей себя за католическую монахиню, «мученицу», якобы пытаемую и истязаемую российскими властями. В мае 1854 г. «Правдивая история минских монахинь» была опубликована в журнале Чарльза Диккенса «Домашнее чтение», а автором статьи стала знаменитая сестра милосердия Флоренс Найтингейл, встречавшаяся с Макриной в Риме (где Макрина была удостоена аудиенции у папы римского аккурат накануне визита к нему императора Николая I).

В 1854 г. вышло пятое, последнее прижизненное издание книги маркиза де Кюстина «Россия в 1839 году». Для католика Кюстина война с Россией имела именно религиозный характер: «Полтора десятка лет назад я предсказывал неминуемый поединок католической церкви с русской православной церковью; борьба - борьба вооруженная, борьба страшная - уже началась; чем-то она закончится?».

А уже после окончания войны известнейший французский историк Анри Мартен (по совместительству расист) так писал о конфликте с Россией: «Культ грубой силы можно устранить только с помощью силы. Борьба между Россией и Европой неизбежна; русский народ может быть изменен только через его поражение в войне и, если Россия не будет побеждена, Европа погибнет. Все битвы между европейцами - это войны гражданские, война с московитами - это война с внешним врагом, война за существование».

Современный британский историк Орландо Файджес свою книгу о Крымской войне назвал так: «Крым. Последний Крестовый поход». В том, что это крестовый поход, он абсолютно прав. В том, что последний - тут он, конечно, погорячился. На Западе и дальше водораздел свой/чужой будет проходить по линии религиозного раскола, а идеи европейских крестоносцев активно подхватят американские отцы-крестоносцы. Самюэль Хантингтон, ведущий американский политолог, идеолог холодной войны в своей книге «Столкновение цивилизаций» границы Европы и Запада обозначал так: «Европа заканчивается там, где заканчивается западное христианство и начинаются ислам и православие».

Запад, у которого все меньше и меньше остается от христианства, который погряз в мыслимых и немыслимых грехах, каждый конфликт и противостояние с нами продолжает рассматривает как крестовый поход.

Всё ходють и ходють…

Наталия Таньшина

Запад, религия, Таньшина, Россия

Previous post Next post
Up