Пропавшее золото фельдмаршала Роммеля

Sep 21, 2023 19:00




"Золото Роммеля" входит в пятёрку нацистских кладов, разыскиваемых до сих пор.

Когда колесо Второй Мировой Войны завертелось в обратную сторону, гитлеровцы начали лихорадочно прятать награбленные ими ценности. Их прятали в шахтах, замуровывали в подземельях, топили. До сих пор клады Третьего рейха будоражат воображение многочисленных искателей сокровищ. В «первую пятёрку» входит «золото Роммеля» - ценности, награбленные нацистами в Северной Африке.


Африканская кампания Эрвина Роммеля

12 февраля 1941 года в Триполи высадились первые солдаты Африканского корпуса под командованием Эрвина Роммеля. Прославленный немецкий генерал прибыл спасать итальянских союзников, которых британцы чехвостили в Ливии и в хвост, и в гриву. Роммель с ходу кинул свои войска в наступление и отход англичан скоро перешёл в откровенное бегство, моторизованные немецкие части не успевали их преследовать.



Судьба кампании решилась не в песках Сахары, а на море. Британские лётчики и моряки охотились за каждым кораблём со свастикой, шедшем к берегам Северной Африки и скоро посадили Африканский корпус на голодный паёк. Одерживавший победы Роммель не мог развивать свои успехи: ему не хватало подкреплений, боеприпасов, преследовавшие врага танки останавливались прямо посреди пустыни из-за нехватки горючего.

Осенью 1942 года англо-американцы перешли в наступление, немцы оставили Египет, Ливию, в их руках остался только Тунис. И хотя Африканский корпус ещё сражался, судьба его была предрешена.

Айнзацгруппа «Африка»

В ноябре 1942 года в Тунис прибыл спецотряд СС под командованием оберштурмбаннфюрера СС Вальтера Рауффа. Участия в боевых действиях группа не принимала, её целью был грабёж. Солдаты Рауффа опустошали хранилища банков, ювелирные магазины, запасники музеев, «навещали» богатых коллекционеров.

Награбленные ценности свозили в Бизерту, где паковали в ящики и готовили к отправке в Германию. Здесь следы «золота Роммеля» обрываются. Ни документов о его дальнейшей судьбе, ни показаний свидетелей - ничего. Но в 1948 году появился «корсиканский след».



о. Корсика, территория Франции

1948 год, Германия, Штутгард, французская зона оккупации Германии

Дежурный офицер с досадой поднял голову: чего хочет от него этот бош?
- Меня зовут Питер Флейг, я хотел бы получить разрешение на посещение Корсики, хочу провести там свой отпуск.
Ответ офицеру не понравился: Корсика - закрытая военная зона и уж немцу там точно делать нечего.
- Сержант!
Вбежавший солдат вытянулся в струнку.
- Обыскать.
Сержант начал быстро выворачивать карманы посетителю.
Офицер перебирал выложенные на стол пачку сигарет, документы, деньги. Ничего интересного.
- Снимите рубашку.
Флейг снял.
- Поднимите руки.
Мужчина не двигался, как будто и не слышал приказа. Теперь офицер был почти уверен.
- Подними левую руку, грязный наци!
Посетитель нехотя поднял руку. На внутренней стороне в 20 см. выше локтя синела татуировка: две буквы, обозначавшие группу крови владельца. Эсэсовец.
- Можете деваться, - удовлетворённо приказал офицер. - Так что Вам нужно на Корсике? И учтите, если Ваш рассказ мне не понравится, Ваша участь будет очень печальной.
Питер Флейг кивнул головой и начал рассказывать.

Шесть ящиков с золотом

Флейга на самом деле звали Вальтером Кирнером. В сентябре 1943 года он, шарфюрер дивизии «Лейбштандарт СС», входил в команду, которой была поручена эвакуация ценностей, награбленных гитлеровцами в Северной Африке. Из Туниса ценности доставили на Корсику, в Бастию, откуда должны были переправить в Италию.

Однако американские самолёты охотились за каждым кораблём, каждой баржей, выходящей из порта, и не каждое судно доходило до итальянского берега. Поэтому командовавший эвакуацией офицер принял решение часть ценностей утопить в море. Шесть тяжёлых железных ящиков. Да, он помнит это место, готов показать его французским властям и надеется, что Франция оценит его помощь.



Выслушав рассказ, офицер приказал отправить немца в камеру для задержанных. Когда Кирнера-Флейга увели, француз поднял трубку телефона и попросил соединить его с Парижем. Через час он получил приказ: задержанного в сопровождении офицера срочно доставить во Францию.

В Париже Флейг ещё раз повторил свою историю, уверяя, что «точно» знает место, получил двух морских офицеров в попутчики, открытый кредит на миллион франков и месяц сроку. В конце августа группа прибыла на Корсику.

Однако в Бастии у Флейга уверенности поубавилось. Месяц нанятые из местных водолазы ныряли в указанных им местах и ничего не находили. Месяц подошёл к концу, деньги кончились. Французы обвинили Флейга в мошенничестве, посадили в местную тюрьму и свернули поиски.

Причуды английского лорда

Летом 1961-го года на Корсику приехал британский аристократ Джон Годли, третий лорд Килбракен. Услышав историю о нацистских сокровищах, он решил превратить свой отдых на острове в приключение. Арендовал лодку, купил снаряжение для подводных работ, нанял водолазов - желающих оказать услугу богатому англичанину хватало с избытком.



Каждый день Годли выходил в море и прыгал с ныряльщиками в воду. Лорд ничего не нашёл, но провёл две незабываемые недели на Корсике и уехал, полный впечатлений.

Вернувшись в Англию, он написал повесть «Жить как лорд» о поисках нацистского золота на Корсике. Повесть имела успех, и однажды Годли получил письмо из Германии, отправителем которого значился некий Питер Флейг.

В письме Флейг откровенно признавался, что в 1948 году, поняв, что «лягушатники» не намерены с ним делиться, умышленно показал им неверное место. Но теперь, если лорд согласен, он может указать настоящее. Джон Годли срочно вылетел в Германию для серьёзного разговора.

Поиски 1962 года

В апреле 1962 года в порт Бастии вошла яхта «Си Дайвер», оснащённая аппаратурой для подводной археологии. 10 человек, собранных Джоном Годли рассчитывали найти «сокровища Роммеля» в течение максимум 7-10 дней. В руках у них был план, собственноручно вычерченный Флейгом с указанием ориентиров и глубин.



Однако на месте оказалось, что линии на плане превращаются в полосы шириной в несколько десятков метров, а «точка», где находится клад, занимает площадь в несколько футбольных полей. День пролетал за днём, яхта бороздила акваторию, члены экспедиции не отрываясь следили за показаниями магнитометров. Несколько раз стрелки приборов дёргались и Годли с товарищами прыгали в воду, но тревога каждый раз оказывалась ложной.

К концу 2-й недели участники поисков собрались в каюте, чтобы решить, есть ли смысл искать сокровища дальше. Большинство стояло за продолжение поисков, но Годли положил на стол записку, найденную накануне на палубе: «Убирайтесь отсюда! Это НАШЕ золото!» Лорд заявил, что жизнь участников экспедиции для него дороже всяких сокровищ и приказал сворачивать экспедицию. Утром яхта вышла в море и взяла курс к итальянскому берегу.

Впоследствии «золото Роммеля» искали предприниматель из ФРГ Клаус Кепплер, англичанин Терри Ходкинсон и многие другие. Каждый уверял, что определил точное местонахождение сокровищ, но клад в руки никому так и не дался. Специалисты говорят, что за многие годы стальные контейнеры (если они и есть) ушли глубоко в песок и найти их без точных указаний места затопления просто невозможно. Но кто смог бы указать это «точное место»?

Главный свидетель

«Золото Роммеля» на самом деле не имеет никакого отношения к фельдмаршалу. Правильнее было бы назвать его «золотом Рауффа», именно команда оберштурмбанфюрера занималась изъятием ценностей, именно его подчинённые прятали золото. Вот кто бы мог многое рассказать! Но куда же делся этот ценный свидетель?

В отличие от своих соратников, Рауфф не погиб в бою с врагами и не застрелился. В 1945-м он сдался американцам и быстро понял, что шансов отделаться лёгким испугом у него нет: многочисленные «заслуги», за которые он получал награды и повышения в чине, тянули на смертный приговор. В 1946 Рауфф бежал из тюрьмы и после нескольких лет скитаний осел в Чили, где вместе с другими беглыми нацистами создал мини-Третий рейх. Этот человек наверняка мог бы пролить свет на тайну «африканского» золота, и не только его, но бывший эсэсовец предпочитал хранить молчание. В 1984 году он умер, унеся все свои тайны с собой в могилу.

Klim Podkova
источник

Previous post Next post
Up