Бесспорные следы древних "Русий" в Южной Балтии отрицают саму суть норманнской теории

Sep 19, 2023 21:00




Всматриваясь в глубины времен бытования Руси на ее нынешней территории, историки определили присутствие там возможных предков нашего народа со времен фатьяновской культуры, начиная с 4,5 тысяч лет назад (5 т. л.н. - ДНК-генеалогия). Археологи достоверно определили, что «фатьяновцы» - это «западные гости» на Русской равнине, которые появились там как результат расширения древней (5,5-6 т. л.н.) археологической культуры шнуровой керамики. Но именно они явились носителями тех древних гаплогрупп современных русских, которые первые были обнаружены в Южной Балтии, а именно R-Z280, R-M458.

Так, может быть, есть смысл вести речь о прародине русов из Южной Балтии? Ведь так много сигналов в источниках идет о существовании некоей Балтийской или Поморской Руси. Остались ли в связи с этим там какие-то следы?


С лингвистической точки зрения можно обратить внимание на тот самый пресловутый термин "балты", которым определяют народы, говорящие на разновидности некоего древнеарийского языка. К ним относят в первую очередь литовский язык. А получить именно «древнеарийский» импульс они могли от носителей гаплогруппы R-Z280 еще далеких 5 тысяч лет назад, которых в составе литовцев и сегодня около 40%. Вливание в состав будущего литовского народа около 40% уральской гаплогруппы N1a1 состоялось только через 2500 лет после этого.

Исходя из этого, вопрос может стоять о существенной роли в русской истории территории южной Балтии. Многие наши историки и имя Русь, и имя предводителя русов Рюрика сближают с этим важным местом. А информация нашей Начальной Летописи вызвала немалый интерес видных русских историков 19 вв. к территории Балтии и Германии в качестве истоков изначальной Руси. Что их там, кроме предполагаемого места обитания варягов и рождения Рюрика, могло заинтересовать?

Тоже, видимо, что и меня, когда я заинтересовался этимологией названия города Колпино, что под Петербургом. Именно этот интерес привел меня в Германию, где обнаружилось 9 озер Колпин (Колпинзе) и там же с десяток городков с тем же именем - Колпин\Кёльпин\Кульпин. Но прежде около сотни аналогичных названий рек, озер и сел по имени Колпин-\Колбин- с разными окончаниями обнаружилось на территории Русской равнины. Сам по себе ареал их распространения на нашей территории впечатлял. Но охватывал также Германию! А попутно еще и Польшу, где оказалось порядка 30 созвучных нашему Колпину названий озер и сел.



Всё вместе взятое очерчивало некоторую достаточно обширную область, отмеченную удивительным, и, видимо, очень древним корнем *klp (кълрь). Оставалось выяснить, значение этого корня. Удивительно, что и настоящий смысл его сохранился только в верхнелужицком языке славян Германии[1]. То есть "колп" там означал - лебедь. Получалось, что германское Колпинзе имело только славянский (или древнерусский) - перевод - Лебединое озеро. И все наши Колпины означали - "Лебединые". Получалось также, что современное слово "лебедь" - это позднее славянское приобретение русского языка. Слово Колпь в современном русском почти забылось, осталось только в вариации "колпица", и только гидронимы "Колп" эту память сохранили. Впрочем, 10 лет назад я издал книгу "Колпь. Страна Лебедия" на этот счет.[2] Но дело не в этом.

А в том, что этот, возможно, еще древнеарийский корень очевидно явился меткой присутствия на отмеченной им территории от Германии до Урала тех людей, которые говорили на том древнейшем дославянском диалекте. Только позже я убедился в своей правоте, увидев многочисленны Ганг, Индус, Инд, Рама, Шива, Сура, Сурья, Вая, Яма, и многие другие на Русской равнине и в Сибири….

И что это за славные такие земли лужитов в Германии, где сохранилась такая лингвистическая архаика? И здесь мне пришлось напрямую познакомиться настоящей историей не столько славян Полабья, сколько их древних неславянских предков.

Впрочем, всё, что мы знаем о древности Полабья, известно от средневековых авторов, которые излагали только известную им историю, или воспоминания не самых дальних периодов жизни этих земель. Объяснять же обитание славян (или русов?) здесь можно из древнейшего их присутствия в самом центре Германии еще со времен, видимо, культуры шнуровой керамики.

Полабье - это северо-восточные земли современной Германия, исторически заселенных славянами с главной рекой Лаба (Эльба). Полагают, что именно из Полабья, с берегов Балтики с середины первого тысячелетия нашей эры стали прибывать славянские переселенцы в Новгородские земли по реке Волхов, озеру Ильмень, а также на берега Чудского и Псковского озер. И они легли в основание будущего великого государства Русь. Почему русы? Увидим!

Впрочем, часть населения Полабья осталась на прежней земле, но оказались во враждебном, переходящем в христианство, окружении соседей. Враждебность усиливало активное нежелание полабских славян принимать христианство, а также то, что славянские земли Полабья, представали из себя на тот момент цветущий и изобильный край. И являлись естественным предметом зависти для алчных соседей. По меркам дохристианской Европы местные славяне были успешны, развиты, сильны и могущественны. Что способствовало росту населения и расширению его на земли будущей России.

Франкские правители каролингской империи ведя насильственное под германской властью объединение соседних племен, первыми поглотили саксов, тюрингов, швабов, алеманов и франков. Затем пришла очередь и славян. Политика завоевания и покорения полабских земель началась еще с Карл Великого в VIII веке. Вскоре все как жители христианских немецких государств, стали немцами. Наседала на полабских славян и Дания, пытающаяся утвердить у них христианство. В этот период под влиянием Римской католической церкви стали христианскими государствами Чехия и Польша.

А после пятисот лет упорной борьбы и постоянных войн, полабские славяне к XIII веку окончательно теряют свою независимость и входят в состав различных немецких государств под эгидой Священной Римской империи германской нации. Основателем и императором которой стал Оттон I.

В Полабье происходили самые кровопролитные войны, в ходе которых зачастую погибало больше половины населения. Так было происходило в период религиозных войн, самой жестокой из которых была Тридцатилетняя война (1618-1648), получившая максимальное отражение на Мекленбурге и соседних славянских землях. Онемечиванию населения способствовал в эпоху протестантизма перевод Библии Лютером на немецкий язык. После этой войны славянский язык исчезает на севере Бранденбурга, в Мекленбурге и Передней Померании. Окончательное исчезновение местного славянского диалекта в разгар нового времени зафиксировано - в середине XVIII века - начале XIX века в области Вендланд. Но, тем не менее, в Лужице он продолжал активно существовать значительно дольше, и просуществовал там до XX века.

Между прочим, канцлер Бисмарк, в своих письмах упоминал, что его родная бабка не знала ни одного слова по-немецки, и говорила только «по-вендски». А «вендами» немцы всегда называли и называют всех соседствующих славян, кроме чехов и поляков. Скорее всего, и дед канцлера был венд - как-то ему нужно было изъясняться с бабкой, на знавшей немецкого. Так что Бисмарк сам мог быть вендом, местным славянином, или хотя бы наполовину.

В Средние века славяне заселяли в Германии земли Гольштейн (Шлезвиг-Гольштейн), Нижнюю Саксонию, Вендланд. Славянские топонимы встречаются в этой земле массово на всем протяжении Лабы до устья ее у Северного моря. Славяне заселяли и Свободный ганзейский город Гамбург. До позднего средневековья его население в существенной части состояли из славян. Вся федеральная земля Мекленбург-Передняя Померания, федеральная земля Бранденбург, включая и Берлин, вся современная Саксонию-Анхальт и Саксония, Тюрингия - все были славянскими!

В Германии до сих пор сохранилось топонимы с коренм «рус\рос». Через дефис показаны параллельные им аналоги в России:

Roskow (Росков, Бранденбург) - дер. Росково Новг. обл.;

Rosow (Росов) Бранденбург;

Rosien, (Росин) Нижняя Саксония - 2 дер Росино;

Rossin (Росин), Мекленбург-Передняя Померания;

Rossow (Россов), Мекленбург-Передняя Померания;

Rossow, Staven (Россов), Мекленбург-Передняя Померания;

Rossow, Wittstock (Россов), Бранденбург;

Rosslau (Рослау), Саксония-Анхальт - г. Рославль (Смолен. обл.), 3 дер. Рославлево (Яросл.., Твер. обл-ти);

Rostock (Росток), Мекленбург-Передняя Померания - 2 поселка Росток, Нижние Ростоки, Средние Ростоки;

Rastow (Растов), Мекленбург-Передняя Померания - дер. Ростов, дер. Растово, (Владимир. обл.), г. Ростов на Дону, дер. Ростово (Калужская обл.).

Russow, Rerik (Руссов), Мекленбург-Передняя Померания - г. Старая Русса, дер. Новая Русса , дер. Русса (Новг. обл.), дер. Русски (Пск. обл.).

Внимание к этому региону античных и средневековых авторов не удивительно. Да, и бесспорные следы какой-то древней "Руси" на этой территории не могли не привлечь внимания серьезных исследователей. Тем более, их присутствие там отрицало саму суть норманнской теории.

Рассматривая проблему начала Руси, доктор исторических наук А.Г. Кузьмин в одноименной монографии систематизировал многочисленные зарубежные и отечественные источники (всего около 1200!) и зафиксировал в Восточной и Западной Европе с 500-1000 годах более десятка Русий[3].

Несколько слов об этом авторитетном ученом. В начале 1960-х годов по приглашению своего учителя академика М. Н. Тихомирова он вошёл в рабочую группу Института истории АН СССР по публикации «Полного собрания русских летописей». В конце 1960-х годов по рекомендации академиков Б. А. Рыбакова и И. Д. Ковальченко А.Г. Кузьмин стал заместителем главного редактора журнала «Вопросы истории», совмещая эту должность с работой на кафедре истории феодализма исторического факультета МГУ. К сожалению, он ушел от нас в 2004 г.

Его работа послужила основанием для вывода, что «Русская история Киевской Русью не ограничивается». Поскольку до нее и одновременно с ней уже существовали другие Руси.

Так, в Восточной и Западной Европе он в период второй половины I - началу II тысячелетия зафиксировал более десятка Русий разного этнического происхождения. Из них четыре Руси находились на южном и восточном побережьях Балтийского моря. Население этих Русий (Ругиланд-Ругия-Руссия-Рутения, Руйя-Руйяна) западные авторы именовали:

руги, роги, рутены, руйи, руяны, раны, рены, русь, русы, росоманы, роксоланы.

Особое внимание Кузьмин сосредоточил на народе "руги", имя которого почти повсюду вытесняется именем "русы". Так или иначе, "руги" по свидетельству Тацита уже в начале нашей эры проживали на островах Рюген, Волин и южном побережье Балтийского моря. И во главе их стояли цари.[4]

Руги, оставшиеся жить, после нападения завоевателей, на южных берегах Балтийского моря и на острове Рюген, в VII - VIII вв. смешались со славянами и варинами-варягами. Этих балтийских ругов называли русами, ранами, руянами, а остров Рюген - Руйеном, Руденом или Руссией. Переселение славяноязычных русов на восток по побережью Балтийского моря в начале IX в. началось под давлением франков. Вместе с ними шли и варины-варяги. Во второй половине IX в. они дошли до земель ильменьских словен. Эти были русы из Балтийской Руси.

По мнению, А. Кузьмина, "русы" - это славянизированные, но изначально неславянские племена, причем разного происхождения. В то же время, слово "рус" очень древнее и существовало у разных индоевропейских народов, обозначая, как правило, господствующее племя или род. Это отмеченное А. Кузьминым "неславянство", могло объясняться тем, что "русы" были автохтонами Южной Балтии, насельники еще культуры шнуровой керамики бронзового века. И входили в состав древнеарийской еще неразделённой общности как единое целое - то, что историки зовут сегодня "праиндоевропейцами".

Еще в начале новой эры, когда они естественно разошлись на ветви, "русы" еще продолжали сохранять родовое имя, но уже в интерпретациях латинских авторов, византийских, немецких - руги, роги, рутены, руйи, руяны, раны, рены, русь, русы, росы, росомоны, роксоланы. Перевод этого имени с кельтских языков - "красный", "рыжий", в иранских и индийских - "светлый".

В раннем Средневековье с именем "рус" выделялись три несвязанных между собой народа. Первые - это руги, или северные иллирийцы. Вторые - это рутены, возможно, кельтское племя. Третьи - это "русы-тюрки" в степях Подонья Росского каганата. Это был, видимо, сармато-аланский народ роксолан, потомков ариев. В их древнеарийском языке слово "рус" ("рухс") обозначалго "светлый", "белый", "царственный". Что созвучно русскому "русый" - светлый, белый.

В начале IX веке венгры (угры) разбили Росский каганат, вытеснив русов-аланов из Подонья. Часть их по информации А. Кузьмина переселилась в Восточную Прибалтику, на остров Сааремаа ("Остров русов"). Они и стали известны древним источникам как "Руссия-тюрк".

Уже I в. руги\русы жили по всему южному побережью Балтийского моря на территории современной Северной Германии и на острове Рюген. В начале III в. вторжение готов вынудило ругов разойтись по всей Европе. Часть их осталась на острове Рюген и на ближайшем к нему побережье Балтийского моря. Другая часть ушла на восток, в Прибалтику. И большая группа ругов ушла на юг, к Римской империи, где и поселилась с разрешения римлян по Дунаю, образовав государство Норик. В V в. нашей эры эти руги основали здесь свое государство - Ругиланд. Кстати, Ругиланд в письменных источниках называется "Руссией", "Рутенией". "Рутенией" называли и о. Рюген.

Еще один любопытный факт приводит кандидат исторических наук В. Меркулов. Так, в немецкой письменной традиции Средневековья и Нового Россию именовали как Reußen. Например, там писали: «Kaiser und Selbstherrscher aller Reußen», то есть «Царь и Самодержец всея Руси». К слову, и в самой России этим титулом свои указы (манифест для немецких переселенцев) подписывала императрица Екатерина II.

Любопытно здесь то, что от Средневековья и до Веймарской республики в центра Германии, на территории федеральной земли Тюрингия, существовало княжество с аналогичным названием - Ройсс (Reuß). Это отмечал и А. Кузьмин. В документах сохранились необычные даже для немецкой орфографии другие вариации этого названия - Ruzze или Reusse. Их однозначно можно прочитать только как Русь. При каких обстоятельствах в окружении исторических немецких областей могла появиться «русская земля»? Об этом смотрите в первоисточнике: http://pereformat.ru/2012/09/reuss/

Так или иначе, в конце IX века на территории Древней Руси из представителей разных русов сформировался так называемый "род русский", который, видимо, соединил в себе выходцев из Прибалтики, Подонья, Приднепровья и Придунавья.

И не было необходимости одалживать у недавно пришедших в Восточную Европу финнов название государства, значения которого они сами не знали. Тогда как центральная Европа и Южная Балтика буквально полнилась именем Русь, русы, которое у носителей этого имени было изначальным самоназванием и задолго до финнов.

Всех благодарю! Подписывайтесь, сомневайтесь, возражайте, но и ставьте лайки!

С уважением, Борис Новицкий

[1] К. Трофимович. Словарь верхнелужицко-русского языков. 1974.

[2] Новицкий Б.Б."КЪЛПЬ. Страна Лебедия". СПб.: Нестор-История, 2013. 324 с. ISBN 978-5-90598-847-9

[3] А.Г. Кузьмин. Начало Руси: Тайны рождения русского народа. М.: Вече, 2003 г

[4] Фомин В.В. Начальная история Руси. М., Русская панорама. 2008

лингвистика, история, Русь, гаплогруппы, археология, Новицкий

Previous post Next post
Up