Боливийские старообрядцы/ © ru-ar.ru
Первое, что поражает - это язык. Они употребляют слова, которые у нас можно встретить разве что в фильмах про крепостное право. "Хошь", "знашь", "понимашь" вместо хочешь, знаешь и понимаешь. "Пуще" вместо сильнее, "могёть" вместо может и "изба" вместо дома. Постепенно начинаешь привыкать к этим "сколь", "евошный", "туды-сюды" и "подле", но плавный, словно широкая медленная река, говор не перестает удивлять.
Поражает также внешний вид - яркие рубахи, подпоясанные немудреным пояском, обязательно навыпуск поверх вполне современных джинсов, нарядные сарафаны до земли, босые дети в холщовых рубашках. Ну прямо попал на съемки какого-то фильма про быт русского крестьянства. Но нет - это община старообрядцев в Боливии, самая большая из всех в Южной Америке, в которой живет около 2000 человек.
Прочь с родной земли
Латиноамериканские староверы - это потомки тех, кто спасался в XVIII-XIX веках от церковных гонений. Сначала старообрядцы компактно расселились по Сибири и Дальнему востоку, а когда туда пришла советская власть с ее коллективизацией, они были вынуждены переселиться в Китай, в основном в Маньчжурию. Староверы создали там крепкие хозяйства и жили исключительно ими, но когда в 1949 году к власти в Китае пришли коммунисты, пришлось покидать и эти места.
В поисках нового убежища староверы сначала оказались в Гонконге, а потом широким веером расселились по всему миру. Часть их уехала в Австралию и Новую Зеландию, часть в Северную Америку, а многие предпочли Бразилию.
Не стоит думать, что староверы - это сплошь все люди пожилого возраста...
Молодежи тоже много/ © ru-ar.ru
Однако там у старообрядцев жизнь не сложилась - и климат неподходящий, и жарка сильная, и урожаи маленькие. Поэтому они покинули Бразилию и компактно расселились в соседних странах - Боливии, Уругвае и Перу. Боливийская община - самая крепкая и большая.
По своим законам
К южноамериканской жизни русские приспособились довольно быстро. Правительство Боливии выделило им земли вдали от промышленных городов, на которой старообрядцы стали заниматься тем, чем испокон веков могли и умели - земледелием и скотоводством. Они здесь выращивают рис, кукурузу, бананы, сою, ананасы и подсолнухи - такой вот несочетаемый, на первый взгляд, набор. Живут в тихих деревнях, отстающих друг от друга на пяток километров.
По виду типичная среднерусская полоса...
... только вот рубашка мальчонки немного смущает/ © ru-ar.ru
Как живут? А по своим старым церковным законам, которые прописаны в толстых книгах на старославянском языке. Алкоголь под запретом, мирские развлечения типа телевизора и интернета - тоже. В семье положено иметь столько детей, сколько "Бог пошлет", поэтому семьи очень многочисленны - по 13-15 человек. Рожают здесь же, при помощи бабок-повитух. Если случай особенно сложный, то едут в городскую больницу.
А вообще связь с остальным миром у боливийских старообрядцев хоть и регулярная, но довольно непрочная. Они периодически выезжают в город, чтобы закупиться там необходимыми продуктами, которые не вырастишь у себя, контактируют с властями, покупают сельскохозяйственную технику и на этом, пожалуй, и все. Остальное имеется в колонии и нужды ездить по стране особой нет.
Одеваются староверы нарядно...
... хотя не исключено, что это специально для фотосессии/ © ru-ar.ru
Браки с боливийцами не то, что под запретом, а не приветствуются. Допустим, захотела девка (именно "девка" - так правильно) замуж за потомка индейцев, да на здоровье! Только он должен жить в колонии, сменить веру, выучить язык и полностью соблюдать традиции староверов, включая чтение книг на старославянском языке. Кто же это сможет? Вот поэтому смешанные браки чрезвычайно редки.
Как же в таком случае им удается не скатиться в межродственные отношения, спросите вы? А с этим у староверов строго. Мало того, родственные, так еще и браки с дальними родичами (до восьмого колена родства) категорически под запретом. Молодые старообрядцы находят себе пару в других колониях по всему Новому Свету. Благо, их хватает - и в Аргентине, и в американском Орегоне и даже на Аляске, не говоря уж про соседние Уругвай и Перу.
Дети, родившиеся в браке до семи лет воспитываются в деревнях, по домам и сельским школам. Там их учат русскому языку, мамы рассказывают старинные русские сказки, а папы учат грамоте по церковнославянским книгам. А после семи лет ребятишки начинают ходить в обычную школу, где преподавание ведется на испанском языке. Параллельно с этим углубленно учится и русский язык. Хотя особой нужды в этом нет - в общине все прекрасно говорят по-русски и испанскую речь в деревнях встретишь очень редко.
Свадьба в самом разгаре...
... а вот и молодые/ © ru-ar.ru
Интернету - нет. Но не всегда
Имена у староверов частенько старославянские - Афанасий, Кузьма, Василиса, Капитолина, Прасковея, Дионисий, Евлампия... И они не только у стариков и людей среднего возраста, а и у молодежи тоже. Они, кстати, вовсе не рвутся из старообрядческой "клетки" в открытый мир, а живут, заводят семьи и работают там, где родились.
Правда старикам часто приходится объяснять молодым смысл некоторых запретов - например, почему нельзя пить алкоголь, пользоваться интернетом и зачем учить испанский язык, если на нем никто тут не разговаривает? Зачем молиться с трех до шести утра каждый день, зачем поститься и креститься, к чему все эти сложные религиозные ритуалы? Вопросов много, но пока старшим удается отвечать на них.
Кстати, о запретах. Не стоит думать, что староверы в Боливии живут как в медвежьем углу. Хоть интернет и телевизоры под запретом, у некоторых есть маленькие переносные ТВ-тюнеры, которые главы семейств смотрят втайне от старейшин. Да и в мобильных телефонах интернет имеется. Другое дело, владеют ими не все. И не сказать, чтобы староверы испытывали от этого какой-то дискомфорт - жизнь без телевизора и ежедневного потока новостей для всех уже стала привычна. Ну если не было отродясь в семье телевизора и интернета, чего же сожалеть об их отсутствии?
Ну ведь один-в-один наша деревня...
... ан нет, у нас так на копку земли не одеваются/ © ru-ar.ru
Да и с алкоголем все тоже не так строго. Староверы варят бражку - исконно русский напиток, не прочь они и пива выпить. Разумеется, и речи нет ни о каком повальном пьянстве, его не может быть в принципе.
Счастье в мелочах
Хорошо они живут или плохо? Гораздо лучше многих боливийцев. Если брать материальную составляющую, то староверы - богатые люди. Ежегодно они продают государству урожай и мясо, на вырученные деньги покупают современную технику - комбайны, всякие там веялки и поливалки. Да и на личные нужды остается - во всяком случае дорогие джипы по 40-60 тысяч долларов не редкость в семье. При этом тратить деньги особо некуда - жизнь без излишеств не подразумевает больших расходов.
Много еще можно рассказать про жизнь этих удивительных людей с открытыми лицами и лучистыми глазами. Например, про то, как они приезжали в Россию на разведку, чтобы потом вернуться на родину уже навсегда. Про их самобытные, песни и праздники, про русский язык, на котором говорят все, а пишут единицы... Но формат одной статьи, к сожалению, не позволит это сделать.
Боливийская Русь/ © ru-ar.ru
В заключение хочется сказать вот что. В обществе принято думать, что любые ортодоксальные верующие - люди непонятные, сами в себе и очень странные. Но что касается староверов, то они свои, такие же как мы - обычные люди. Ничем не хуже и не лучше нас. Просто со своими устоями, традициями и законами, которые стараются не выпячивать наружу.
И да, любому репортеру или корреспонденту староверы всегда расскажут о своей жизни так, как должно быть, а не так, как есть на самом деле. А вот настоящую жизнь южноамериканских староверов не знает никто. Но ее точно нельзя назвать несчастной - уж больно много искренних улыбок на фотографиях...
источник