В это место не так-то просто попасть - автомобильные дороги перекрыты, железнодорожные линии заблокированы, воздушного сообщения нет. Там, где раньше была трасса 61, теперь стоят предупреждающие знаки, а асфальт за ними весь в паутине трещин и провалов. Периодически из-под земли вырываются струйки дыма, а если игнорировать знаки "DANGER" и пройти вперед, то вскоре станет дышать из-за дыма в воздухе и летающего мелкого пепла.
Окраина Сентрейлии/ © raichev.ru
То, что здесь когда-то был город напоминают остатки домов, очертания улиц, порядком заросшие зеленью, и церковь на холме. Из жителей - только 7 человек, которые наотрез избегают общения. На дверях их домов висят таблички "Интервью не даем". А ведь 60 лет назад Сентрейлия была преуспевающим городом, тут жило 2,5 тысячи человек и ничего не предвещало беды...
Уголь в этих местах обнаружили еще в конце XIX века. Добывать его начали открытым способом, оборудовав два карьера. А там где уголь, там и шахтеры, их семьи и вся инфраструктура. Так и возник здесь город Сентрейлия, к началу XX века в котором уже жило 3000 человек. Время шло, карьеров стало 5, возникли и подземные шахты, в которых с тем же успехом добывали антрацит - ценнейший вид ископаемого угля. Шахты были неглубокие, поэтому особых средств механизации не требовали. Если истощалась одна штольня, ее закрывали и оборудовали рядом другую. Угля вокруг было много, так что ждало Сентрейлию процветание и благоденствие на долгие годы.
Дороги с разломами и трещинами/ © masterok.livejournal.com
Так оно и было - вскоре через город прошла федеральная трасса 61, сюда проложили две железнодорожные ветки, а инфраструктура прирастала церквями, школами, магазинами и больницами.
Все изменилось в 1962 году. До этого жители не особо обременяли себя утилизацией отходов. Весь мусор вывозился в один из покинутых открытых карьеров, а когда тот наполнялся, вызывались пожарные, которые поджигали отходы. Когда все прогорало они тушили очаги пламени, и карьер был снова готов к приему мусора. Так делали несколько десятков лет, так и произошло в 1962 году.
Но то ли в тот раз пожарные схалтурили и не до конца загасили пламя, то ли оно распространилось на более глубокие слои мусора... В общем тлеющий огонь зацепил угольные пласты и пламя стало распространяться под землей. Жители вначале посчитали что повода для паники нет, ведь огонь не может существовать без кислорода и начавшийся подземный пожар угаснет сам по себе. Но нет. Поскольку из карьеров в разные стороны шли угольные штольни - действующие и закрытые - то это стало отличными каналами для забора воздуха.
Город Сентрейлия до 1962 года/ © masterok.livejournal.com
Огонь и не думал утихать. Открытого пламени не было, но то тут, то там из под земли стали вырываться струйки дыма, а дышать становилось все тяжелее и тяжелее. Власти пытались было потушить огонь самостоятельно, ну или хотя бы заблокировать доступ воздуха, но это оказалось бесполезным. Прошло немало времени и теперь никто не мог сказать точно где конкретно очаг пожара и какой объем этого горения.
А обстановка ухудшалась с каждым годом. Уголь добывать в этих местах стало невозможно, шахты и карьеры остановились. Уже и жить в Сентрейлии становилось опасно. Небольшие трещины в земле, сквозь которые иногда выходил дым стали превращаться в провалы и разломы. Затронули они и дороги, и домохозяйства. А когда во внезапно открывшийся пролом во дворе своего дома чуть не угодил 12-летний мальчик, жители забили тревогу.
Тодд Добровски - мальчик, которого чудом избежал гибели в провале/ © tjournal.ru
Масла в огонь подлили еще и владельцы автозаправок. Джон Кэрболл как-то решил проверить щупом уровень топлива в закопанном в землю резервуаре с бензином, и когда он вытащил щуп, то обратил внимание, что тот был горячим. Замерили температуру в резервуаре: 78°С. Оказывается город мог в любую секунду взлететь на воздух.
Топливо, разумеется, откачали, об этом случае написали газеты и постепенно к проблеме подключилось федеральное правительство. Прибывшая в Сентрейлию комиссия после обследования местности заявила, что подземное возгорание можно потушить, но на это уйдет 500 тысяч долларов. После озвучивания этой цифры судьба города была предрешена. Власти начали полную эвакуацию жителей.
Тогда и сейчас/ © masterok.livejournal.com
К 1992 году с Сентрейлии практически не осталось горожан. Несколько человек продолжали жить на окраинах города, там, где поменьше дыма, и наотрез отказались выезжать. Осталась стоять и местная церковь, которую и по сей день открывают на воскресные службы. А в остальном эта местность сегодня полностью покинута. В 2002 году Сентрейлия официально перестала существовать - почтовая служба США отменила индекс города, а трассу 61 проложили в обход.
Тушить пожар никто не собирается - говорят, это технически почти невыполнимо. Чем больше трещин, провалов и разломов образуется в земле, тем больше кислорода поступает в очаги горения. Ученые считают, что весь угольный слой должен выгореть здесь лет за 40. И в принципе их слова подтверждают приезжающие сюда туристы-экстремалы. С каждым годом в районе Сентрейлии все меньше и меньше гейзеров дыма и местность на первый взгляд кажется абсолютно безопасной. Но впечатление обманчиво - пока под землей есть уголь, огонь никуда не денется. Он как спящий дракон готов в любую минуту пробудиться и вновь показать всем свою силу и огненную мощь.
Дороги полностью непригодны/ © masterok.livejournal.com
Что же до самого города, вернее, места, где он раньше был, то это прекрасная иллюстрация того, как быстро природа забирает обратно отвоеванные у нее земли. Сейчас в центре бывшей Сентрейлии все заросло бурной зеленью, на месте домов раскинулись зеленые луга и лишь только по разрушенному асфальту в трещинах и ямах можно угадать что 60 лет назад здесь была жизнь и стоял город. Город, который пострадал из-за собственной легкомысленности и халатности.
источник