Думаю, что библейскую историю о сотворении мира все худо-бедно знают, поэтому начнем сразу с праиндоевропейского мифа. С ним обычно знакомы несколько хуже.
Как и языки, мифы индоевропейских народов имели сходства. В случае с ними речь идет о сюжете, о типах персонажей, иногда даже об именах этих персонажей. Как и в случае с языками, всё это можно более или менее привести к общему знаменателю, чтобы реконструировать первоначальный замысел (если вопросами языков занимается сравнительное языкознание, то тут на сцену выходит сравнительная мифология).
Таким образом и был получен праиндоевропейский космогонический миф:
На заре бытия нашего мира, были два изначальных существа, Манос и Йемо (в переводе с праиндоевропейского их имена означают "мужчина" и "близнец" - в них легко узнать английское "man", чуть сложнее со вторым, но вот, например, в португальском есть "gémeo"). Также у них была изначальная корова, от которой они получали молоко и жизненную силу. Манус захотел порядка, он хотел прекратить скитания по миру, хотел дом. Тогда он убил Йемо, и создал из его тела Небо, Океан, Землю и, наконец, Человека. Манус пришел на землю в качестве жреца, научил людей поклоняться ему и приносить ритуальные жертвы, а сам он брал на себя обязательство следить за порядком в мире.
Мифы и боги праиндоевропейцев были восприняты местным населением, на территории которого они приходили. Не то чтобы они осуществляли какую-то миссионерскую деятельность, просто они появлялись из ниоткуда как сильные воины, подчинившие стремительных и прекрасных лошадей, создавшие колесо и повозки, умеющие заниматься земледелием и скотоводством. По логике древних это могло означать только одно - боги индоевропейцев сильнее и щедрее, а значит стоит прислушаться к тому, что говорят эти люди и, конечно, поверить в их богов.
Возвращаемся к мифу.
Вот, например, Манус. В индуизме титулом "ману" называли прародителя человеческого рода, у германцев его звали Манн (по Тациту), у армян - Манук.
У германцев был также Имир, который питался молоком коровы, как и положено по праиндоевропейскому мифу, потом был убит, и из него был создан мир. Имир - это и есть Йему, его имя происходит от протогерманского *jumjaz, которое восходит к тому же праиндоевропейскому корню *yem с значением "близнец".
В санскрите есть персонаж Яма, и это "яма" тоже означает "близнец". Он отказался от бессмертия, и его жертва стала причиной создания человечества. У него есть сестра-близнец Ями.
В латышской мифологии бога зерна, урожая и плодородия звали Юмис, что означало "двойной колос" или "двойной плод".
Имя Рем (который брат Ромула) тоже происходит от этого корня, но вот корова в этой истории была заменена на волчицу.
Встречается подобное имя не только у индоевропейцев (в качестве заимствования, а может и как наследие ещё ностратического единства): Юмала в карело-финской мифологии, братья Йомал и Эн у народа коми, Юмо у марийцев, Юму у вепсов.
Вероятно, этот индоевропейский (или ностратический) миф был частично заимствован в Шумере и Вавилоне, а оттуда попал в Библию.
О вавилонском космогоническом мифе можно судить по табличкам Энума Элиш ("Когда наверху" - произведение названо по первым словам), на которых записан миф о сотворении мира на аккадском языке. Там говорится об изначальной водной вселенной, где появляется первичное пресноводное мужское существо Апсу, и женское морское существо Тиамат, которое часто изображается как дракон и символизирует первобытный хаос-океан.
Насладитесь вместе со мной этими строками:
Когда наверху не названо небо,
А суша внизу была безымянна,
Апсу первородный, всесотворитель,
Праматерь Тиамат, что все породила,
Воды свои воедино мешали,
Тростниковых загонов тогда еще не было,
Когда из богов никого еще не было,
Ничто не названо, судьбой не отмечено...
Каким-то величием и покоем веет от них, не правда ли?
Ну да ладно, я так увлеклась сравнительной мифологией, что, думаю, мы ещё многое оттуда почитаем в дальнейшем. А пока продолжаем.
Один из их детей убивает Апсу, а ещё один из их потомков, Мардук, убивает Тиамат, направляя ей в рот волшебный ветер так, чтобы она не могла закрыть его, и затем стреляет внутрь из лука. Из её тела он делает мир, а из крови её союзника Мардук делает человека, пока еще дикого, для того, чтобы он работал на богов.
То есть из индоевропейского мифа здесь мы видим убийство родственника и создание мира из его тела. Имена не совпадают, как и нет близнецов - но все-таки это и не индоевропейцы. Сюда попали лишь отголоски нашего мифа. И тем не менее.
Что же нам об этом говорит Библия?
В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
Эти строки из нашего текста можно сравнить с текстом Торы, он выглядит чуточку иначе:
В начале сотворения Богом неба и земли, мир был безвидным и необитаемым. Мрак покрывал (водную) пучину, а поверхность вод трепетала от дыхания Бога.
Разница невелика, но она есть. По нашему тексту кажется, что сначала Бог сотворил небо и землю, а потом начался вот этот процесс ношения над водой. В Торе же видно, что это не последовательные события, а второе - это описание того, как выглядел мир на момент начала творения.
В обоих вариантах, особенно в Торе, видно, что мир представлял собой не землю, а воду. Все время речь идет о пучине, о поверхности каких-то вод. Даже у нас, несмотря на наличие слова "земля", следом идет упоминание некой бездны, а Дух Божий опять-таки носится именно над водой.
Похоже, что это тот самый первородный хаос, который Богу ещё только предстоит упорядочить. И этот хаос - это вода, прямо как океан-хаос Тиамат из вавилонского мифа.
Более того, слово "бездна, пучина", которое здесь употреблено в Торе, на иврите это תהום, [ţhwm], что соответствует корню из имени "Тиамат" (сравнивать можно, потому что аккадский язык тоже семитский, а значит близкородственный).
Дальше разницы нет, и у нас, и в Торе идет следующее:
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И это уже относится не к вавилонскому мифу, это наследие мифа египетского. Именно так творил чудеса бог-создатель Птах. По представлениям египтян он существовал задолго до мира и сотворил все при помощи слов: «языком и сердцем» (то есть он задумывал творение в своём сердце, а потом называл задуманное языком, нарекал Словом).
Далее говорится:
Создадим человека в образе Нашем по подобию Нашему.
Вот это вот "наше", а не "моё", и "создадим" вместо "создам" - не отзвук ли это более древних верований, когда богов было несколько?
Зато есть кое-что в Библии, что отличается от вавилонской идеи кардинально - это цель создания человека. Если в Вавилоне человек возник как слуга множества богов, то теперь он создан по образу Бога, чтобы управлять всем на Земле:
И властвовать будут они над рыбой морской и над птицей небесной, и над скотом, и над всею землей, и над всем ползучим, что ползает по земле.
Раз человек создан по образу Бога, значит он ценен, значит его жизнь стоит жизни другого человека. Таким образом, если Ветхий Завет достаточно жесток по сравнению с Новым, то по сравнению с тем, чтобы было раньше, он очень и очень гуманистичен.
Но образ какого бога все-таки? Ведь "Адам" - это изначально на иврите не совсем имя, это скорее то же, что английское "human", обозначение расы, так сказать, без привязки к полу, без каких-то личных характеристик. А раз он создан по образу бога или богов, значит и бог (боги) тоже не имели пола. Далее читаем:
И сотворил Б-г человека в его образе, в образе Б-жьем сотворил Он его; мужчиной и женщиной сотворил Он их.
Возможно, это говорит о том, что Бог - тоже и мужчина, и женщина. Может быть, это как раз отголосок шумерского мифа, где в начале были два первородных существа - мужчина из пресной воды и женщина из морской.
И, может быть, отголоски истории про убийство дракона как-то сохранились в подобных местах:
Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде; Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни...
Кстати, в Книге Еноха этот змей описан как самка, Левияфа, живущая над источниками Бездны, что также напоминает о Тиамат. Возможно, этот же образ сохраняется и в Медузе Горгоне, и в Ехидне... а может быть, и в серенах (русалках), и в гарпиях.
В общем, что можно сказать: как именно шло по земле распространение мифов, сказать сложно, но собирать мозаику, по-моему, безумно интересно. Особенно когда из хаоса отдельных элементов начинает собираться упорядоченная структура...
Дэвид Энтони "Лошадь, колесо и язык"
источник