Александр Фёдорович Можайский родился в 1825 году в семье адмирала флота. И его морская карьера с самого детства шла по накатанной: кадетский корпус, Балтийский флот, кругосветка на фрегате "Диана", экспедиция в Хиву...
В 1862 году Можайский в связи с сокращением численности флота после Крымской кампании был уволен в запас. Ещё во времена своих рейсов в Японию Александр проникся местным искусством запуска воздушных змеев. Другим вдохновителем для будущего изобретателя стали морские птицы, поведение которых он изучал воочию и по специальным книгам. Кроме того, работая в конце 50-х годов на пароходах, Можайский досконально изучил работу паровых машин. Все эти части сошлись воедино в проекте первого в мире летательного аппарата Можайского!
Свой самолёт моряк по чину, но лётчик в душе, строил аж восемь лет. Первые модели были похожи на больших воздушных змеев, следующие - на воздушный шар. Финальная версия самолёта, ставшая прообразом традиционных фюзеляжных машин, весила почти тонну и летела со скоростью 11 метров в секунду на двух паровых движках. Можайский назвал модель "Жар-птицей".
В 1882 году в обстановке секретности прошли испытания чудо-машины Можайского. За штурвалом сидел испытатель Голубев, которому удалось поднять "Жар-птицу" в воздух на 11 метров и пролететь 200 метров, прежде чем самолет упал. Никто не пострадал, кроме крыла самой машины.
Несмотря на кажущуюся неудачу, сам изобретатель был доволен. Его принципы работали - самолет отрывался от земли и летел! И это за 10 лет до "официальных" изобретателей братьев Райт.
Можайский умер в 1890 году от пневмонии. Но его идеи и разработки остались жить. И как бы там не кривлялись умники, не собравшие в своей жизни даже кубик Рубика, именно Можайский - истинный пионер мировой авиации. Чего стоит сам факт того, что в России был летательный аппарат с движком задолго до того, как их стали выпускать на западе.
https://t.me/fedorsoprano/391